search
main
0

Республика под сводами вековых сосен. или Экзамен на гражданскую зрелость

В Воронеже состоялся финал V Всероссийской акции «Я – гражданин России». В недавнем прошлом, да и сейчас школьников называют будущими гражданами страны. А они уже сегодня настоящие граждане, активно участвуют в жизни общества. Уже десятки тысяч детей доказали это своими практическими делами. Это прежде всего те ребята, которые занимаются социальным проектированием, а авторы лучших из лучших проектов становятся участниками Всероссийской акции «Я – гражданин России». В этом году она отмечает свой первый юбилей – 5-летие.

Команды ребят и их педагоги-консультанты встретились в живописном лагере «Кировец». Никогда еще здесь, под сводами вековых сосен, не собирались дети со всей России. А они, увлеченные одной идеей – сделать страну сильной и процветающей, за один-два дня стали единой семьей, дружной ребячьей республикой. Они и отдыхали, и деятельно готовились к открытию акции и защите проектов, своего рода экзамену на гражданскую зрелость.

На открытии акции «Я – гражданин России» ее участников и гостей приветствовали: главный специалист Министерства образования и науки РФ, ответственный секретарь оргкомитета акции Ирина Калиш, заместитель начальника главного управления, начальник отдела общего образования Воронежской области Валерий Трещавин, директор Самарского регионального центра гражданского образования Владимир Пахомов.

Два дня шла защита проектов, которые ребята привезли с собой. Их внимательно выслушивали главное жюри в составе: Ирина Калиш, Наталия Воскресенская, первый вице-президент Ассоциации «За гражданское образование», Евгений Беляков, директор партнерства «СИВИТАС-Россия», и Владимир Пахомов, а также детское жюри и жюри из числа региональных координаторов проекта «Гражданин». Вот только некоторые проекты, защита которых состоялась в первый день.

Московские ребята из школы №1863 выбрали тему проекта, предложенного их одноклассницей, занимающейся верховой ездой: лечить детей, имеющих заболевание опорно-двигательного аппарата, с помощью иппотерапии. Ребята встречались с родителями этих детей, беседовали со специалистами, изучили законы РФ, связанные с охраной здоровья ребенка, установили контакт с центром помощи семье и детям. Посетили конно-спортивную ферму. Были встречи с потенциальными спонсорами, с руководителями Южного Бутова. Добились финансирования для реализации этого проекта.

Уже проводятся занятия с больными детьми. И получены первые положительные результаты, которые порадовали учащихся этой школы: у детей улучшилась осанка, они стали свободнее передвигаться. 27 мальчиков и девочек, имеющих проблемы со здоровьем, получили возможность подлечиться. Авторы проекта теперь решают задачу: добиться от муниципалитета (и это уже обещано) сделать такой метод лечения бесплатным.

Так получилось, что вслед за Москвой защищали свой проект юные жители другой – северной нашей столицы. Мальчики и девочки из Санкт-Петербурга назвали его «Живая память». Какие задачи решают наши юные граждане, выбирая тему для своего проекта? Если говорить коротко, то прежде всего это улучшение жизни в своем социуме, а кроме того, они помогают сберечь память прошлого, имена наиболее достойных ученых, воинов, восстановить события прошлых лет в их первоначальном, истинном, неискаженном виде, восстановить связь времен, связь поколений.

Ребята из города на Неве задались целью восстановить память о замечательных русских ученых, отце и сыне Филатовых. На доме в г.Ломоносове, где они когда-то жили, висели мемориальные доски.

Потом они куда-то исчезли. Местные власти в начале этого века пытались их восстановить, но дальше обсуждения дело не пошло. Ученики из гимназии №426 решили довести дело до конца. Собрав необходимую информацию, они обратились к администрации г. Ломоносова и в местный историко-краеведческий музей. Часть денег ребята заработали сами. Всего было собрано 32000 рублей. Историческая справедливость была восстановлена: мемориальные доски установлены на прежнем месте.

Членов жюри среди прочих вопросов интересовало: чему научились юные петербуржцы за время работы над проектом? Мы научились ценить свою историю, – ответили они, – и лучше понимать людей, которые жили в другую эпоху».

Подростки из старинного города Александров Владимирской области считают своим девизом пословицу «Не построй семь церквей, а пристрой семерых детей». Их школа №1 находится напротив дома малютки. Мальчики и девочки решили предложить свои способы адаптации детей-сирот в современном обществе. Постарались привлечь широкие круги общественности и государственных структур к проблеме социального сиротства.

Работая над проектом, его авторы, по их же словам, ощутили гражданскую ответственность за то, что происходит вокруг. Это значит, что эти ребята никогда и ни за что не пройдут мимо человеческого горя, человеческих, и прежде всего детских, страданий.

Ребята встречались с представителями отдела социальной защиты населения, органами опеки и попечительства округа Александрова.

Они предложили средствам массовой информации и отделу социальной защиты населения провести акцию «Приемная семья», открыть в местных газетах рубрику «Я ищу тебя, мама», где помещать информацию о детях, подлежащих усыновлению.

Уже четыре года ученики александровской школы №1 во время летней практики участвуют в строительстве и хозяйственных работах в доме ребенка. На уроках труда девочки шьют пеленки, распашонки и другие вещи.

В год 60-летия Победы многие выбрали темы, связанные с Великой Отечественной войной. Задача благородная, но при этом нужно было сделать ее общественно значимой и отвечающей технологии социального проектирования. Думается, что проект «Украсим мир, полученный в наследство» волгоградских школьников вполне отвечает этим требованиям. Они поставили себе цель, как можно больше узнать о войне от самих ветеранов. И главная их задача – сохранить образы этих людей, имена которых порой остаются не названными. Было решено очеловечить историю. Так появилась идея создать галерею портретов «Лица истории». Героями этой галереи стали участники войны, труженики тыла, а также дети военного Сталинграда.

Ребята собрали интересные воспоминания участников войны, а учащиеся 8-10-х классов нарисовали их портреты. В апреле была выставлена галерея этих портретов, которую посетили свыше трех тысяч человек.

Военную тему выбрали также ученики челябинской школы №17. Их проект называется «Гвардейская слава». Они намерены были восстановить памятник пулемету – символу героизма и трудовой славы челябинцев в годы войны. На восстановление памятника потребовалось 24 тысячи рублей, две с половиной тысячи рублей заработали сами.

Та же тема у школьников Ивановской области. Они нашли свое, отличное от других воплощение идеи. «Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства», – сказали они, решив отдать дань памяти тем, кто отвоевал мир и для ныне живущих. Их проект называется «Свет родных берез», цель которого – создать аллею памяти. Они использовали обычай: сажать на могиле погибшего воина березку. Когда аллея была посажена, состоялось торжественное открытие, где главными гостями были ветераны.

Проект пензенской школы №63 «Право на радость» перекликается в чем-то с работой московских школьников «Преодоление», Юных пензенцев тоже волнует судьба детей-инвалидов. Они тоже задумались о том, как сделать, чтобы жизнь этих детей стала более радостной.

Во Дворце творчества детей и молодежи есть возможность для адаптации таких детей, но как привезти больного ребенка из другого конца города. Пришлось обращаться и в органы власти, и к бизнесменам. Автобус был предоставлен. В определенные дни он собирает детей, разъезжая по указанным адресам, а потом развозит их по домам после занятий. Занимаются они в основном иппотерапией, только здесь не лошади, а пони, а еще на специальных тренажерах, которые по просьбе разработчиков проекта бесплатно предоставила администрация магазина «Умные игрушки».

Ребятам из села Поросино Томской области захотели спасти от гибели кедровый парк, где уже построили мебельный цех, планировалось строительство жилого дома. Они подготовили необходимые документы, и тогда по решению думы Томского района парку был присвоен статус особо охраняемой территории.

Кроме защиты проектов, ребята участвовали в играх, работали в творческих группах, создавали общероссийские мегапроекты.

Более подробный рассказ о V Всероссийской акции «Я – гражданин России» будет опубликован в «Граждановедении».

Ирина ДИМОВА, Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте