Молодые люди – учащиеся современных школ – все с большей уверенностью вступают на путь ответственного подхода к собственному образованию и, как следствие, профессиональному становлению в будущем.
Подумать только! Несколько десятилетий назад школьникам было неведомо право выбора собственных образовательных траекторий. Наибольший выбор, на который учащийся мог рассчитывать в рамках образовательных организаций, сводился к решению пойти в тот или иной кружок в системе дополнительного образования.
Сегодня же благодаря демократизации социального института образования в целом и заточенности его на повышение качества и эффективности образовательного и воспитательного процессов учащимся открываются огромные возможности влиять на то, каким будет их образование и школа в частности.
Во многом данные позитивные перемены стали возможны из-за изменения социально-политической парадигмы: становление правового демократического государства неизбежно повлекло за собой необходимость поставить в центр внимания отдельного гражданина, его потребности и права.
Так и в школе стало важным прислушиваться не только к принятой в верхах единственно возможной рабочей программе, но и к каждому участнику образовательного процесса. Право учащихся, родителей и педагогов на участие в управлении школой закреплено и в действующем Законе «Об образовании в РФ».
Сегодня одной из эффективных форм управления воспитательной и образовательной системой в школе можно рассматривать соуправление (совместное управление всех участников образовательного процесса).
Соуправление не только учитывает потребности и интересы субъектов образовательного процесса, но и дает им возможность получить опыт демократического, правового поведения, научиться правильно взаимодействовать друг с другом, нести общую ответственность за все, что происходит в образовательном пространстве.
Школьное самоуправление – это способ осуществления права на участие в управлении образовательным учреждением. Так, совещательные органы соуправления не имеют задачи подчиняться школьной администрации, они, наоборот, в определенной степени должны влиять на ее работу.
Современная школа предоставляет множество способов и возможностей совместного управления и принятия решений.
Во-первых, это открытые прозрачные онлайн-ресурсы (официальный сайт, школьные социальные сети), которые позволяют всем участникам образовательного процесса обратиться напрямую с вопросом, просьбой или предложением к руководящему составу школы или ответственным лицам. Это и формы обратной связи – анкеты, опросы, возможность комментировать новости школы и посты.
Во-вторых, это организованные органы школьного самоуправления: родительские комитеты, педагогические советы и ученические организации. Наибольшим весом в системе соуправления обладает управляющий совет школы. Это коллегиальный внутришкольный орган государственно-общественного управления, членами которого являются представители всех участников образовательного процесса – учащихся, родителей, педагогов и администрации. На ежеквартальных встречах совета принимаются совместные решения по широкому кругу вопросов: содержание и качество образования, школьное питание, вопросы безопасности и финансово-хозяйственной деятельности.
Защита прав и законных интересов участников образовательных отношений и обеспечение максимальной эффективности образовательной деятельности являются основными целями деятельности управляющего совета школы. И именно этот орган должен являться инструментом управления инновациями и гарантом информационной открытости школы.
Следовательно, имея доступ к этим каналам управления, участники образовательных отношений, и в частности учащиеся, получили возможность влиять на то, как будет протекать процесс обучения в школе, какие формы и методы будут в приоритете, какие образовательные инновации будут иметь спрос.
Так, например, на заседаниях управляющего совета в школе №626 представители учащихся имели возможность высказывать свое мнение по поводу вступления школы в городские образовательные проекты. Школьники активно задавали вопросы и наравне со взрослыми участвовали в обсуждениях. При этом отдельные замечания и вопросы были детализированы и субъективны, ведь профильные проекты касались их напрямую. Взгляд изнутри образовательного процесса, формирование конкретного запроса от учащихся, их потребности и желания – все эти аспекты в итоге влияли на принятие тех или иных решений.
Также одним из важнейших аспектов, помогающих создать комфортную и конкурентную образовательную среду, стала возможность учащихся и других участников образовательных отношений влиять на то, каким будет непосредственно образовательное пространство школы. Тенденции последних лет направлены на создание и развитие физического обучающего пространства в школьных корпусах. Школьные застройки с капремонтом уходят в прошлое, оставляя место современным и актуальным рабочим пространствам, отвечающим как технологическим, здоровье- и энергосберегающим требованиям, так и актуальным образовательным запросам.
Так в нашей школе коллегиально решается вопрос с ремонтными и дизайнерскими решениями организации школьных пространств. Собранные из представителей учащихся и педагогов рабочие группы делятся своими наработками, дискутируют на постоянной основе, предлагая свое видение оформления школьных пространств: коридоров, рабочих и досуговых зон, кабинетов, библиотек и столовых. Ведь качество образования во многом зависит и от того, насколько комфортной является среда, в которой это образование получается. Помимо комфорта в разработке дизайнерских решений учитываются специфика и профильная направленность корпусов, а также актуальные знания и лайфхаки, которые можно транслировать при помощи школьных пространств и медиаресурсов (оформление стен и стендов, медиаконтент на школьных экранах-информаторах).
Школьники не просто принимают участие в обсуждении всех этих вопросов, но участвуют в их практической реализации. Так в рамках проектов дополнительного образования (в объединениях художественной и технической направленности) ребята создают скетчи, эскизы и дизайн-проекты по предварительно разработанным техническим заданиям. Таким образом, как мы видим, достаточно большое количество участников образовательных отношений вовлекаются в общее дело – создание позитивной образовательной среды. Все больше школьников получают опыт ответственного подхода к принятию решений, выполнению поручений, а следовательно, чувствуют себя причастными к общему делу и ответственными в том числе за то, какой школа станет в скором будущем благодаря их вкладу и усилиям.
Сегодня в школе есть масса вопросов, которые имеют разные варианты решения. Если эти вопросы напрямую касаются учащихся, то разумно и эффективно привлекать их для совместного принятия решений. Если администрация действительно прислушивается к мнению учеников, то самоуправление и соуправление для ребят перестанет быть формальностью. Постепенно самоуправление будет набирать вес и становиться престижным, расширяя сферу своего влияния. Значит, ученики перестанут чувствовать себя в школе чужими. А это уже совсем другая школа.
Школа, в центре внимания которой ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Соуправление – необходимый залог успеха школы на этом пути.
Дети, активно включающиеся в решение важнейших вопросов школьной жизни, в итоге приобретают уверенность в себе, умение ставить и решать задачи, расставлять приоритеты, и, как следствие, у них формируется навык брать ответственность за себя и свое будущее.
Ирина СЫСУЕВА, педагог дополнительного образования школы №626 имени Н.И.Сац
Комментарии