search
main
0

Ремесло рядом с рукоделием

Во все времена женщина, которая занимается рукоделием, казалась более хрупкой, более спокойной, уравновешенной и… женственной. Во все времена мужчина, который занимается ремеслом, умеет многое делать своими руками, всегда пользовался большим уважением у общества, казался более ловким, сильным, сдержанным в эмоциях, рациональным и… мужественным. Все эти качества прививаются детям в процессе дифференцированных занятий в творческих мастерских. Педагог-женщина занимается с девочками рукоделием, а педагог-мужчина – с мальчиками ремеслом.

Надежда БОГДАНОВА,педагог-организатордетского сада №557

Занятия ведутся у детей начиная с 4-летнего возраста. Внимание уделяется не столько скрупулезному следованию азам прикладного творчества (например, завязать узелок на нитке в этом возрасте дети еще не могут, поэтому им дают самые простые элементы), сколько многогранности мира декоративно-прикладного искусства, культуре, быту и традициям семьи, социального быта народов. Особенно актуальны занятия прикладным творчеством в детском саду в наше время, ведь еще 40 – 50 лет назад задачи подобного кружка могли выполнять бабушки и дедушки в домашних условиях. В современном обществе это становится зачастую невозможно, так как старшее поколение работает или живет в других городах. Дети во время занятий задают огромное количество вопросов.

Цель программы – это привитие детям женского и мужского эталона социальной роли путем совместного использования декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы

Сформировать у детей гендерные представления о роли мужчин и женщин в зависимости от их пола.

Заинтересовать детей новым для них видом художественного труда, показать многообразие видов прикладного искусства.

Научить детей простейшим навыкам труда, умению правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями, умению применять их на практике. Для девочек такие виды рукоделия – шитье, декорирование, аппликация, оригами, вышивка лентами, бисером, крестом, декупаж, изонить, изготовление обрядовых кукол и т. д. Для мальчиков – художественное выпиливание, выжигание, обработка дерева, моделирование, работа с инструментами, приспособлениями и т. д.

Расширить кругозор детей, воспитать любознательность, развить внимание и воображение, фантазию, ассоциативное мышление, творческие способности, наблюдательность, чувство формы, цветоощущение, чувство цветовой гармонии.

Очень важно, что занятия у мальчиков и девочек проходят в одном помещении, которое специально оборудовано под мастерскую и зонально разделено на «женскую» и «мужскую» половину. Таким образом, дети обоих полов видят работы друг друга. Девочки с неизменным любопытством интересуются новыми работами мальчиков, а мальчики разглядывают кропотливую вышивку девочек.

Следует особое внимание обратить на организацию и оформление кабинета, где будут проходить занятия. Это должно быть специально оборудованное помещение, где для каждого ребенка будет отведено свое рабочее место. Необходимо обеспечить разнообразие используемого материала и его доступность. Важно, чтобы каждый ребенок смог выбрать по своему вкусу цвет, текстуру, форму используемого материала. Для этого все материалы следует расположить в открытом доступе, давая разнообразие и волю фантазии ребенку. Также следует окружить детей готовыми работами, которые могут выполнить педагог, родители, сами дети, чтобы ребенок мог получить представление, что можно сделать из представленного материала.

Очень важно, когда занятия ведутся отдельно между девочками и мальчиками, чтобы педагог, ведущий его, обращал внимание на то, что было сделано противоположным полом. Например, при занятиях с девочками говорить, что пяльцы перед уроками для них были собраны мальчиками, что вышивка была натянута мальчиками для них. И наоборот – мальчикам указывать на работы, изделия девочек. Таким образом формируется уважительное отношение к труду друг друга, подчеркивается природная индивидуальность пола.

Рассмотрим эти занятия на примере такого вида прикладного искусства, как декупаж (декупаж – декоративная техника по дереву, заключающаяся в вырезании изображений из бумаги, которые затем прикрепляются особым способом на деревянную поверхность). Для занятия была взята деревянная рамка с зеркальцем. Мальчики обрабатывали рамку шкуркой, красили ее краской. Девочки же самостоятельно подбирали рисунок для рамки, вырезали его, клеили на рамку. Таким образом, используя присущую социальному полу работу, дети совместно делают общую работу. Красивый подарок мамам получился.

Нужно обязательно обращать внимание на внешний вид педагога, который ведет занятия у детей. Дети очень наблюдательны, и если педагог, который прививает девочкам женственность, делает с ними бусы и браслеты, но сам не использует эти украшения, девочки сразу же заметят несоответствие жизненной и учебной ситуации.

Необходимо перед началом каждого занятия показывать девочкам и мальчикам образец изготовляемого изделия. Это помогает маленьким ученикам точно представить конечный продукт деятельности и цель выполняемой работы.

И девочки, и мальчики нуждаются в постоянном одобрении и помощи со стороны ведущего. В 4-5-летнем возрасте мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия и с девочками, и с мальчиками, предполагающие сотрудничество, а не соревнование.

Большое значение имеют заинтересованность и эмоциональная направленность девочек и мальчиков на каждом без исключения уроке. Огромным стимулом для этого является то, что каждое изделие, которое делает ребенок, он делает для себя либо в подарок друзьям или своим близким.

С учетом возраста детей и практики преподавание одной темы не должно превышать одного-двух уроков, чтобы дети не успели заскучать. Уроки должны быть постоянно разнообразными и таить в себе каждый раз определенную загадку. Дети настолько заинтригованы темой следующего урока, что уже в конце каждого занятия начинают строить предположения и фантазировать о теме. А на следующий урок уже бегут в предвкушении новых открытий, которые их ждут.

Очень важна законченность каждого изделия. Не может для детей детсадовского возраста использоваться преподавание одной технологии. Любая работа должна быть оформлена в законченное изделие, будь это открытка, сумочка, рамка для фотографий или мебель для кукол. Для этого необходимо заранее продумать, что это будет за изделие. Ему обязательно надо придумать применение.

Детям необходимо предоставлять свободу действий. На уроках они получают возможность использовать в работе «взрослые» предметы: иглы, ножницы, клей, бисер, лобзик, напильник и т. д. Это на глазах повышает их самооценку и ощущение значительности. Отношение педагога к ним как к равным рождает доверительные отношения между детьми и педагогом, повышает их уверенность в себе. Радостные крики девчонок и мальчишек «Я умею строить!» и «Я умею шить!» после первых же уроков и их горящие глаза говорят о том, что дети воспринимают занятия на высоком эмоциональном уровне.

Многообразие подачи видов прикладного творчества для детей хорошо тем, что каждый ребенок находит тот вид рукоделия, который близок ему лично. Так, наблюдение за детьми показало, что девочка, увлеченная вышивкой лентами, не очень склонна к оригами. У ребенка, у которого получается складывать оригами, не очень хорошо получается вышивка крестиком, зато он быстро схватывает технику изонити. Таким образом, каждому ребенку подбирается та техника рукоделия, к которой он не останется равнодушным.

К этим занятиям активно привлекаем мам. Они поддерживают интерес наших девочек к ручному труду, покупают наборы для вышивания, показывают изделия, сделанные своими руками, руками бабушек и прабабушек. У девочек пробуждается интерес и возникает желание что-то изготовить самим. Результаты своего труда девочки показывают мальчикам, радуются своим успехам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте