16 июля представители профсоюзных объединений России обсудили направления развития профсоюзного движения, а также правовые и экономические последствия для работников и государства от распространения нестандартных форм занятости. По итогам круглого стола, организованного Академией труда и социальных отношений, сформулированы рекомендации по теме «Незащищенные формы занятости: виды, риски и меры по защите прав трудящихся».
В последние десятилетия происходит трансформация рынка труда, в результате которой появляются новые, нестандартные формы занятости.Происходит сдвиг от постоянной занятости к временной; от полной занятости – к неполной, сезонной, временной; от работы непосредственно на территории работодателя – к надомному или дистанционному труду; от работы в штате организации – к работе вне штата (фриланс); от работы на одного работодателя – к работе по совместительству на нескольких работодателей; от работы, оформляемой трудовым договором, – к работе на условиях гражданско-правового договора либо без трудового и гражданско- правового договора, но по назначению государственного органа (адвокаты и арбитражные управляющие). Появляется все больше нестандартных форм трудовых отношений, для которых характерна, например, трехсторонняя связь: между работодателем, работником и организацией (заемный труд), вывод целых подразделений на аутсорсинг, занятость через посредство интернет-платформ (например, таксисты), а также самозанятость, профессиональная деятельность, понятие и правовое регулирование которых до сих пор не определены.Такие формы занятости, при которых работнику не гарантируется стабильная заработная плата и стабильная занятость у одного работодателя, на рабочем месте, оборудованном в соответствии с требованиями безопасности и гигиены труда, на основании бессрочного трудового договора, а также ограниченна возможность защищать свои права через объединение в профессиональные союзы, являются незащищенными.Международная организация труда (МОТ) считает, что создание рабочих мест, обеспечивающих граждан занятостью, позволяющей эффективно трудиться и получать достойный заработок, – ключевая задача каждого государства.По классификации МОТ к нестандартным (незащищенным) формам занятости относятся:а) временная занятость (срочные трудовые договоры, гибкий график работы, надомный труд, дистанционный труд, работа на малых и средних предприятиях, временная работа, сезонная работа и др.);б) неполное рабочее время;в) многосторонние трудовые отношения (заемный труд, аутсорсинг, аутстаффинг);г) замаскированные трудовые отношения (неформальная занятость, занятость на условиях гражданско-правовых договоров, занятость посредством интернет-платформ, самозанятость и индивидуальное предпринимательство, которые часто используют работодатели, переводя работников, работавших у них по трудовым договорам, на самозанятых или индивидуальных предпринимателей с целью сокращения расходов на НДФЛ и отчислений в государственные внебюджетные фонды, профессиональная деятельность).Правовые и экономические последствия труда в незащищенных формах занятостиНезащищенные формы занятости наносят урон не только работникам в части снижения уровня гарантий по стабильной занятости, обеспечению достойной заработной платой и социальной защитой. Такие формы занятости представляют следующие угрозы для государства в целом:- рост официальной безработицы и различных форм скрытой безработицы;- снижение уровня заработной платы в стране из-за демпинга по заработной плате в организациях, использующих незащищенные формы занятости с целью сокращения издержек на персонал;- увеличение расходов государственного бюджета на выплату различных социальных пособий, в том числе пособий по безработице;- уменьшение совокупной покупательной способности населения;- сокращение поступлений в бюджетную систему Российской Федерации из-за пониженных налоговых ставок и тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;- снижение темпов экономического роста;- перевод работников, работавших на условиях трудовых договоров, на условия работы по гражданско-правовым договорам, в статус самозанятых или индивидуальных предпринимателей, что приводит к потере профсоюзного членства и возможности защиты таких трудящихся профсоюзами в рамках социального партнерства.Таким образом, распространение незащищенных форм занятости является новым вызовом как для профсоюзов, так и для правительств всех стран мира. Государственным органам власти и профсоюзам всех без исключения стран необходимо объединить свои усилия с целью предотвращения или уменьшения рисков, которые подстерегают работников, работающих в условиях незащищенной занятости.Меры, предлагаемые Международной организацией труда, которые должны быть направлены на решение проблем, связанных сдефицитом достойного труда в сфере незащищенных (нестандартных) форм занятости1. Устранение пробелов в законодательстве в части:- содействия равенству в обращении трудящихся в сфере незащищенных форм занятости;- обеспечение минимальной продолжительности работы и других гарантий для работников на условиях неполного рабочего времени, при выполнении временной, сезонной работы и работников по вызову;- ограничение на использование незащищенных (нестандартных) форм занятости;- обеспечение для всех работников доступа к свободe объединения и прав на ведение коллективных переговоров.2. Укрепление систем коллективных переговоров:- наращивание потенциала профсоюзов по организации работников с нестандартными формами занятости и обеспечение эффективного представления их интересов в ходе коллективных переговоров;- охват профсоюзами всех трудящихся;- использование коллективных переговоров для разработки мер регулирования незащищенных форм занятости.Меры, предлагаемые по изменению нормативной правовой базы Российской ФедерацииВ части 4 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, установлено, что каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.Статья 30 Конституции Российской Федерации наделяет каждого правом на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.В соответствии со статьей 3 «Основные термины» Федерального закона от 12 января 1996 года №10‑ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах):работник – физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования;член профсоюза – лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.Кроме того, в статье 2 «Право на объединение в профсоюзы» Закона о профсоюзах определено, что профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.Таким образом, членами профсоюза могут быть не только лица, работающие на основании трудового договора, но и неработающие, пенсионеры, студенты и лица, осуществляющие профессиональную деятельность. В то же время профсоюз представляет собой объединение граждан, связанных не только производственными, но и профессиональными интересами. Неспроста в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда используется термин «трудящиеся» (workers), а не «работники» (employees).В 2020 году в Конституции Российской Федерации появились новые положения, в частности, о создании условий в Российской Федерации для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.При этом Правительство Российской Федерации должно обеспечивать реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (статья 75.1, пункт «е.4» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации).На основании изложенного предлагается принять следующие меры по усилению роли профсоюзов в защите прав трудящихся всех форм занятости через коллективные переговоры в рамках социального партнерства.1) Расширить понятие «работник» в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» самозанятыми лицами, лицами, работающими на основе гражданско-правового договора, лицами, осуществляющими профессиональную деятельность.2) Отразить в законодательстве приоритетное право профсоюзов (их объединений) на проведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений, в том числе с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, поскольку в соответствии с конвенциями и рекомендациями Международной организации труда профсоюзы являются основными субъектами в защите коллективных прав и интересов трудящихся.3) Предусмотреть механизмы, гарантирующие обязательность выполнения всеми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 13 Закона о профсоюзах, с учетом того что именно профсоюзы наделены исключительным правом выбора стороны для проведения коллективных переговоров и для заключения по их итогам коллективных договоров и соглашений.4) Распространить конституционное право на социальное партнерство на всех трудящихся в Российской Федерации, связанных не только трудовыми отношениями, но и производственными и профессиональными интересами, независимо от форм занятости.5) Распространить государственные гарантии на всех трудящихся, независимо от их статуса занятости или договорных отношений:- соблюдение основополагающих прав;- достойный прожиточный минимум и справедливая плата за работу;- ограничение максимальной продолжительности рабочего времени;- безопасность и гигиена труда;- конфиденциальность и защита персональных данных;- возможности для достижения более полной сбалансированности между трудом и личной жизнью.
Комментарии