Конституция РФ определяет, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Данная программа предполагает, что старшеклассники, освоившие элективный курс «Избирательное право», смогут понять, что данное конституционное положение – живая норма жизни в современном российском обществе, реализующаяся в праве избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления в ходе свободных, демократических выборов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В ходе разработки мы исходили из того, что демократические выборы обеспечиваются не только совершенствованием избирательных институтов и процедур, но и повышением правовой культуры избирателей, подготовкой граждан, способных к ответственному участию в политическом процессе.
Преподавание курса «Избирательное право» осуществляется в междисциплинарном пространстве и во взаимодействии с другими дисциплинами, такими как история, обществознание, право, связано с основными направлениями внеклассной и внешкольной деятельности (включая выборы в школьное самоуправление, социальные практики и социальное проектирование).
Основными задачами курса являются: формирование у подростков теоретических знаний по избирательному праву и процессу; практических умений, связанных с реализацией конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления; общей электоральной культуры будущих избирателей.
Элективный курс «Избирательное право» носит проблемный и практико-ориентированный характер, что отражается в подборе тем и специфике распределения учебного времени в тематическом планировании. Это предполагает, с одной стороны, большую долю самостоятельности и активность учащихся в процессе изучения данного курса (работа с документами, дискуссии, разработка и презентация учебных мини-проектов и т.д.), с другой – использование педагогом по преимуществу активных и интерактивных методик преподавания.
Элективный курс исключает выполнение домашних заданий: все виды работ выполняются в течение учебного времени, отведенного на изучение той или иной темы.
Овладение знаниями по данному курсу предусматривает изучение Конституции Российской Федерации, федеральных и региональных законов, учебной литературы, проведение дискуссий по наиболее актуальным проблемам избирательного права.
Курс рассчитан на 12 часов, но при наличии времени может быть расширен до 18 часов. Он включает в себя обзорные лекции-беседы, интерактивные дискуссии и другие формы практических занятий.
Педагогу, преподающему данный курс, рекомендуется следить за публикациями периодической печати, посвященными выборам и референдумам, благодаря которым можно познакомиться с ходом и результатами избирательных кампаний в России и Рязанской области, работать с интернет-сайтами Центральной избирательной комиссии и Избирательной комиссии Рязанской области.
Тематический план изучения элективного курса для старшеклассников
(См. таблицу).
При этом предполагается, что все темы, на которые в тематическом планировании отводится 1 час, будут изучаться в течение 2 часов, кроме того, еще 2 часа могут рассматриваться как резервные и использоваться по усмотрению учителя на итоговое повторение или для организации социальной практики: посещения избирательной комиссии по месту жительства.
Программа курса
Тема 1. Политическая система Российской Федерации. Политическая власть
Характеристика структурных элементов политической системы: политические институты, политические отношения, субъекты политики, политические принципы и нормы, политическое сознание и политическая культура. СМИ как компонент политической системы. Структура политической системы, ее основные функции. Особенности политической системы современной России.
Многомерность представлений о типах политических систем. Основания и критерии классификации политических систем, ее основные типы. Тенденции развития политических систем в современных условиях.
Политический режим как система методов осуществления государственной власти. Современная типология политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Основные черты политических режимов. Сущность, специфика, конкретные формы и направления эволюции политических режимов. Предпосылки и пути демократизации. Основные формы и концепции демократии. Политический режим современной России.
Природа власти. Власть как социальное отношение между людьми. Источники власти: сила, собственность, знание, информация, опыт, организация, авторитет. Объект и субъект власти. Распределение власти. Основные определения власти. Критерии эффективности власти.
Политическая власть, ее отличительные признаки. Функции политической власти, ее уровни и формы. Ресурсы политической власти и их классификация. Легитимность политической власти. Соотношение понятий «легитимность» и «легальность». Проблема легитимизации власти в современной России. Понятие суверенитета.
Принцип разделения властей, история развития. Горизонтальное и вертикальное разделение. Новые тенденции в развитии властных отношений.
Тема 2. Современные избирательные системы
Выборы как основная форма политического участия. Виды выборов. Основные принципы демократических выборов, их функции. Предвыборная кампания. Роль СМИ в ее проведении.
Понятие избирательной системы. Современные избирательные системы мира в сравнительном аспекте (мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их применение в различных странах мирах, особенности, достоинства и недостатки). Изменения в избирательной системе России. Значение реформы избирательной системы России в повышении роли политических партий.
Роль политических партий в современном избирательном процессе. Зависимость между партийной и избирательной системами.
Тема 3. Народовластие и его формы
Понятие народовластия. Народовластие, демократия, народный суверенитет. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации.
Формы осуществления народовластия. Соотношение непосредственной и представительной демократии.
Основные формы прямой демократии. Свободные выборы как высшее выражение воли народа. Виды выборов в Российской Федерации. Выборы и референдум.
Тема 4. Избирательное право: понятие, предмет, источники
Избирательное право в системе права. Избирательное право и избирательная система.
Избирательно-правовые нормы и отношения.
Источники избирательного права. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: значение, соотношение с иными избирательными законами.
Избирательный процесс: понятие, особенности, структура. Сроки в избирательном процессе.
Тема 5. Субъекты избирательных правоотношений
Избиратели как основные субъекты избирательных правоотношений. Избирательные цензы: понятие, виды.
Кандидаты в выборные органы государственной власти, органы местного самоуправления. Права и обязанности кандидатов.
Понятие политической партии. Требования, предъявляемые к политическим партиям. Порядок участия в избирательной кампании политических партий.
Избирательные комиссии в Российской Федерации.
Наблюдатели на выборах. Роль средств массовой информации при подготовке и проведении выборов.
Тема 6. Избирательные права граждан: понятие и принципы реализации
Избирательные права граждан в системе основных прав и свобод личности. Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Особенности реализации избирательных прав граждан.
Обеспечение реализации избирательных прав граждан. Понятие «свобода выборов».
Тема 7. Защита избирательных прав граждан
Понятие защиты избирательных прав граждан. Формы, средства и способы защиты избирательных прав. Самозащита избирательных прав.
Роль общественного правозащитного движения в охране избирательных прав.
Основные полномочия избирательных комиссий по обеспечению реализации избирательных прав.
Особенности судебной защиты избирательных прав граждан. Международная защита избирательных прав. Деятельность межгосударственных организаций (СБСЕ – ОБСЕ, Комитета ООН по правам человека, Европейский суда по правам человека и др.) по защите избирательных прав.
Тема 8. Юридическая ответственность за нарушения избирательных прав граждан
Понятие, основания и виды юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах. Виды нарушений.
Административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.
Уголовная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Нормативные правовые акты
1) Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юрид. лит., 1990.
2) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 20. Ст. 2143; 2001. № 2. Ст. 163.
3) Конституция Российской Федерации.
4) Федеральный закон от 26.11.1996 №138-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
5) Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 21.07.2005, изм. от 14.11.2005) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
6) Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «О выборах Президента Российской Федерации».
7) Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
8) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 октября.
9) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ) от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30 июня 2003 года). Глава 26 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.
10) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ. Глава 5. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ч. I. Ст. 1; № 30. Ст. 3029; №44. Ст.4295, 4298; 2003. № 1. Ст.2.
11) Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (действующая редакция). Статьи 141, 142.
Учебная и научная литература
1. Введение в избирательное право. Учебное пособие. М.: РЦОИТ, 2003.
2. Зарубежное избирательное право. Учебное пособие. – М.: НОРМА, 2003.
3. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: История, современное состояние, перспективы. – М.: Аспект Пресс, 2005.
4. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. Монография. М.: изд-во МГУ, 2003.
Занятие по теме
«Политическое манипулирование»
Временные рамки занятия: 2 акад. часа (спаренные часы).
Цели занятия
В течение занятия участники семинара смогут: получить навыки организации работы на занятии в интерактивном режиме; овладеть различными формами организации продуктивной деятельности на уроке (работа фронтально, в парах, группах, индивидуально); обсудить способы работы с материалами СМИ; научиться отделять факты от мнений, комментариев; получить представление о том, каким образом защитить себя от политического манипулирования.
План занятия
1. Мотивация (работа в парах) – до 5 мин.
2. Работа в малых группах – до 15 мин. «Нарисуй понятие урока».
3. Презентация результатов работы в группах (коллективное обсуждение) – до 15 мин.
4. Обсуждение по кругу – до 20 мин.
5. Мозговой штурм (в малых группах): как противодействовать методам политического манипулирования; с последующей презентацией результатов работы – до 15 мин.
6. Разработка кратких методических рекомендаций учителю обществознания, права, граждановедения (фронтальное обсуждение) – до 10 мин.
Ход занятия
Мотивация (до 5 мин.)
Вступительное слово. Средства массовой информации не случайно в XX веке были названы «четвертой властью». Постепенно, с возрастанием степени публичности политики, расширением демократических институтов власти и избирательных прав с одной стороны и количественным и качественным разнообразием СМИ – с другой политическая сторона общественной жизни стала все более зависима не только от освещения ее по каналам СМИ, но и от способов этого освещения.
Политический процесс – это смена состояний политической системы, процесс производства политической реальности. Важнейшей его характеристикой является способ воспроизводства политической системы. На современном этапе развития российского общества политический процесс уже невозможен без участия в нем СМИ. Ведь главная роль по оперативному информированию и мобилизации общественного поведения лежит на СМИ. Роль СМИ стала основной в процессе производства и воспроизводства политической реальности.
В условиях объективно формирующегося информационного общества власть знаний и информации, возможность манипулирования ими, становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения.
Участникам семинара предлагается выбрать эпиграф к занятию.
Возможные эпиграфы:
…в борьбе за власть каждая политическая группировка стремится завоевать симпатии общества, а поэтому трансформация истины проходит легко и как-то незаметно.
Л. Гумилев
В кибернетическую эру личность все больше подвержена манипуляции. Работа, потребление, досуг человека манипулируются с помощью рекламы и идеологий (…). Человек утрачивает свою активную, ответственную роль в социальном прогрессе; становится полностью «отрегулированным» и обучается тому, что любое поведение, действие, мысль или чувство, которое не укладывается в общий план, создает ему большие неудобства.
Э. Фромм
Работа в малых группах «Нарисуй понятие урока»
Задание 1: Прочитайте различные определения и трактовки понятия «политическое манипулирование». Как бы вы определили этот термин? Представьте на листе ватмана символ политического манипулирования. Каков девиз – главная идея этого процесса? Подготовьтесь к презентации результатов работы в группе.
Манипулирование – это скрытое управление, которое присутствует при всяком взаимодействии между людьми.
Политическое манипулирование – понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности (в основном – к поддержке одних фигур и неприятию других).
Политологи-макиавеллисты считают, что политика и есть искусство манипулирования людьми.
Политическое манипулирование – это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия.
Политическое манипулирование направлено на получение, реализацию и сохранение власти.
В узком смысле политическое манипулирование – это теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных кампаний.
Цель политического манипулирования состоит не в том, чтобы пробуждать, а в том, чтобы усыплять обеспокоенность социальной и экономической действительностью, формировать политическую и гражданскую пассивность общества.
Презентация результатов работы малых групп
Во время презентации результатов работы других групп отметьте:
какие аспекты понятия «политическое манипулирование» не были отражены в вашем определении;
какие важные аспекты данного понятия не прозвучали в определении в ходе презентации;
составьте список ключевых слов, необходимых для определения данного понятия.
Ожидаемый результат: Политическое манипулирование – это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия, включающее определенные методы и пользующееся определенными средствами, среди которых ведущую роль играют СМИ.
Задание 2: Познакомьтесь с описанием некоторых основных и наиболее часто используемых методов политического манипулирования. Обменяйтесь в группе примерами использования подобных методов. В ходе обсуждения по кругу предложите свои примеры по каждому методу.
«Наклейка ярлыков» («присвоение кличек») – наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающим ее авторитет.
«Рекомендация («свидетельство») – использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей;
«Перенос» – идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т.е. оценка по ассоциации.
«Простые люди» («свои ребята») – идентификация интересов информатора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, «соли земли» и т.п.
«Подтасовка карт» – откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс;
«Блестящая посредственность» («наведение румян») – оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается.
«Общий вагон» («вместе со всеми») – нагнетание желаемой реакции на агитацию внушением мысли о ее общепризнанности и разумности («все так думают», «все так поступают», «и это правильно»).
«Дробление или локализация» (а также фрагментация) как доминирующий метод распространения информации. Этому методу свойственны: отсутствие анализа происходящего, немедленность подачи информации, сенсационность.
«Терминологическое манипулирование» – множество приемов языкового, лингвистического манипулирования, предполагающих использование для обозначения одних и тех же явлений слов, имеющих иной оценочный оттенок (террорист – борец за свободу; партизан – сепаратист; разведчик – шпион и т.д.).
Организация обсуждения по кругу: называется способ политического манипулирования, объясняется и приводится пример.
Мозговой штурм (в малых группах): как противодействовать методам политического манипулирования; с последующей презентацией результатов работы.
Задание 3: используя предложенную газету и ватманский лист, подготовьте плакат, противодействующий негативному воздействию приемов политического манипулирования. Подготовьте его презентацию.
Назовите факторы, ограничивающие возможности политического манипулирования.
Ожидаемый результат: Возможности политического манипулирования имеют свои пределы. Препятствиями здесь являются опыт людей, неподконтрольные власти напрямую системы коммуникации, такие как семья, друзья, знакомые, группы, значимые для индивида и его практической деятельности. Однако защитные механизмы против манипулирования ослабевают, когда речь идет о новой проблематике, где нет устоявшегося мнения.
Определенным препятствием, сдерживающим политическое манипулирование, является разделение властей и принцип демократической организации средств массовой информации, что подразумевает наличие трех форм организации СМИ: частной, государственной и общественно-правовой при наличии контроля со стороны парламента, правительства или общественных советов.
Разработка кратких методических рекомендаций учителю обществознания, права, граждановедения (фронтальное обсуждение).
Задание: что может сделать школа (учитель истории, обществознания, граждановедения, права), чтобы снизить возможности влияния средств политической манипуляции на сознание учащихся?
Ожидаемый результат: участники семинара могут прийти к выводу о том, что учитель может помочь учащимся определенным образом снизить степень воздействия приемов политического манипулирования на сознание. Для этого необходимо:
проводить занятия на уроках истории, обществознания и права по работе со СМИ;
обучать учащихся приемам анализа текста, учить отделять факты от мнений, комментариев;
использовать приемы противопоставления позитивных социальных примеров тому потоку негативной информации, который предлагают современные СМИ;
знакомить с приемами политического манипулирования, обучать их находить в тексте;
обучать школьников делать итоговые выводы и суждения только после того, как изучено несколько информационных источников (желательно политически разнонаправленных).
Одним словом, необходимо формировать основы критического мышления учащихся как способ защиты в современном информационном и политическом пространстве.
Общие выводы. Технологии политического манипулирования основываются на систематическом внедрении в массовое сознание различных социально-политических мифов, иллюзий, идей, норм, ценностей, которые должны восприниматься без критического осмысления, на веру. Существование феномена «некритичности» массового сознания открывает широкую возможность применения различных манипулятивных действий. Поэтому формирование критического мышления учащихся – одно из необходимых и актуальных направлений в деятельности учителя.
Интернет-ресурсы и литература по избирательному праву
Интерент-сайты
1. Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru
2. Электронная библиотека «Ваше право». Законодательные и нормативные акты РФ: http://www.ist.ru
3. Информационные разделы баз данных WWW-Kodeks: http://www.kodeks.net
4. Агентство конституционной и деловой информации «Экономика и жизнь» (АКДИ): http://www.akdi.ru
5. Государственная Дума РФ: http://www.duma.gov.ru
6. Президент Российской Федерации: http://www.mamdir.gov.ru/Administration/Presspage/Index.htm
7. Пресс-служба Президента Российской Федерации: http://www.maindir.gov.ru/Administration/Presspage/Press_1.htm
8. Администрация Президента РФ: http://www. gov.ru
9. Конституционный суд РФ: http://www.panorama.org/ks
10. Центральная избирательная комиссия http://www.cikrf.ru/
11. Научный центр правовой информации: http://www.scli.ru
12. Центр регионального анализа и прогнозирования Российской академии госслужбы при Президенте РФ (РАГС): http://www. region.rags.ru
13. Администрация Рязанской области: http://www.gov.ryazan.ru
14. Избирательная комиссия Рязанской области http://www.ryazan.izbirkom.ru
15. Молодежный парламент при Рязанской областной Думе: www.mparlament.ryazan.ru
Людмила МОСТЯЕВА, Юрий МОСТЯЕВ
Комментарии