search
main
0

Региональный опыт Знания, ценности, практика

Главная цель гражданского образования – воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве. Этому и посвящен наш проект для школ Ленинградской области. Цель его – создание модели гражданского образования, опирающейся на программы развития образования в области, учитывающей региональные возможности и особенности, адаптирующей материалы международного проекта “Гражданское образование”.
Для учителя граждановедения необходима высокая профессиональная компетентность, позволяющая ему свободно ориентироваться в жизни, занимать собственную гражданскую позицию. Обучение этому предмету необходимо проводить с акцентом на социальную практику.
При разработке проекта нами использованы нормативные документы как федерального, так и регионального уровня, утверждающие необходимость гражданского образования для подрастающего поколения, ибо от его успешности зависит построение правового государства и гражданского общества. Провели анализ социально-психологического исследования готовности учителей-курсантов к гражданскому образованию. Исследовали возрастную характеристику для выявления положительных и отрицательных объективных условий для гражданского образования учителей. Продумали пути и средства снижения влияния реального противоречия в некоторых школах: учитель знакомит учащихся с демократическими принципами в авторитарной по сущности и форме обстановке. Разработали и проверили на практике возможные варианты системы содержательных блоков школьного курса “Граждановедение”. Определили наиболее приемлемую и эффективную структуру интегрированного курса, включающего совокупность знаний в области социологии, этики, права, экономики, политологии. Наметили пути оценки успешности проектной разработки. Предусмотрели возможность углубленного, индивидуально-личностного проектирования конкретных проблем гражданского образования индивидуально слушателями. Определили систему методической переподготовки учителей, обратив особое внимание на интерактивные методы образования.
Руководители проекта: кандидат педагогических наук, доцент Н. Сырейщикова; кандидат исторических наук, профессор С. Лисицын; кандидат исторических наук, доцент В. Уланов; заведующий кабинетом истории и обществознания А. Васьков; методист Ленинградского областного института развития Л. Задоя.
Участники проекта: учителя истории и обществоведения Ю. Насенко, А. Ломтина, Л. Шмелева, С. Воронина, Н. Семенова, Н. Рыжова. В ходе его реализации углубленно работали над отдельными проблемами гражданского образования – создавали проект с региональным компонентом в гражданском образовании учителя Л. Земскова, Н. Самойлова.
В программе развития образования Ленинградской области записано: “Выпускник школы – житель Ленинградской области любит свой край. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением. Это гражданин России!”.
Опираясь на программу развития образования Ленинградской области, мы всегда получаем поддержку, помощь в решении тех или иных организационных вопросов в реализации нашего проекта.
На первом этапе важно было проанализировать возрастной состав слушателей переподготовки. Более 80 процентов учителей получили высшее педагогическое образование в доперестроечное время. У них нет современных знаний по социологии, политологии, да и по всем другим предметам, входящим в курс граждановедения. Организовать самостоятельное изучение этих курсов не было возможности в 1998-1999 учебном году из-за отсутствия необходимой литературы. Поэтому мы не смогли воспользоваться рекомендациями международного проекта по гражданскому образованию на самостоятельную докурсовую подготовку школьных преподавателей. Нами были соединены первые два модуля в единую программу повышения квалификации. При реализации проекта эта группа учителей имела ряд существенных отличий от молодых, начинающих учителей. Они имели большой профессиональный и социальный опыт; отличались повышенной критичностью по отношению к предлагаемому материалу; у них были собственные взгляды и идеи.
Под руководством Н. Калгановой на начальном этапе проекта было проведено исследование социально-психологической готовности учителей к гражданскому образованию.
В исследовании приняли участие 323 учителя. Были сделаны выводы.
Принципиальная позиция демократизации образования, состоящая в том, что школа прежде всего должна дать опыт социального взаимодействия и общения, не находит признания учителей. Почти две трети педагогов по-прежнему основной своей задачей считают передачу знаний.
Просматривается скрыто агрессивная позиция в отношении к подросткам. Все причины конфликтов, возникающих в школе между учителями и детьми, учитель видит только в учащихся.
Наблюдается растущая неудовлетворенность как своей социальной значимостью, так и профессиональной деятельностью. 43 процента опрошенных отмечают, что государство относится к ним абсолютно безразлично. Перемены в школьном образовании оценили с худшей стороны 32 процента учителей. Только 17 процентов полностью удовлетворены своей работой; 51,5 процента удовлетворены отношениями с учащимися. Половина испытывают трудности в работе именно по причине мотивации к учению.
Опрос показал, что завышенной является оценка учителями своих способностей в использовании активных форм обучения. 86 процентов считают, что готовы к активному взаимодействию “на равных” в учебном диалоге. Главный же показатель – знание предмета (считают большинство респондентов).
Показателем способности учителя к конструктивному диалогу является умение выбрать правильную стратегию поведения в конфликтной ситуации. 64 процента учителей указали на то, что всегда стараются уклониться от конфликта любыми средствами. 46 процентов не скрывают, что пользуются авторитарными методами.
В комплексное обследование 9-11-х классов (всего 416 человек) был включен тест, дающий информацию об эмоциональном состоянии ребенка в школе. 31,6 процента детей испытывают страх. 23,5 процента испытывают страх ситуации проверки знаний. Все категории учащихся имеют высокий и повышенный уровень тревожности, являющийся пограничным с дидактогенным неврозом.
Мы поддерживаем тезис международного проекта – “учитель – важнейшее условие гражданского образования”. К первоочередным условиям гражданского образования авторы проекта Совета Европы относят: выраженную гражданскую позицию учителя, включающую уважение к основам конституционного строя; самоопределение учителя, включающее признание ценностей плюрализма и толерантности; демократический стиль педагогической работы; высокую коммуникативную культуру учителя.
Теоретической основой нашего проекта были следующие идеи философских, психолого-педагогических, частнопедагогических наук:
1. Гуманизм как воззрение, признающее ценность человека как личности, его права на свободу, счастье. Духовно-нравственный здоровый образ жизни, развитие и проявление всех способностей. Отсюда одно из важнейших направлений в образовании – личностно-ориентированное содержание и технологии обучения, развития и воспитания. Взаимодействие и сотрудничество учителя и ученика.
2. Системность – целостность, взаимосвязь всех его содержательных блоков и адекватность им процесса обучения.
3. Обогащение содержания образования процессуальными умениями, способами оперирования информацией.
4. Интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциумов.
5. Переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного действия, развитие критического мышления.
6. От усредненного ученика к дифференцированному, индивидуализированному обучению.
7. Приоритет духовности над материальным в воспитании.
8. Деятельностный характер обучения, практическая направленность повышения квалификации учителей.
Курсы повышения квалификации обычно годичные, с объемом часов от 150 до 200. По их окончании учителя получают соответствующие удостоверения. Наш институт в предшествующие годы в первую очередь оказал научно-методическую помощь по гражданско-правовому образованию педагогическим коллективам Кингисеппского района, где самый высокий уровень преступности, и Лодейнопольского района, где самый высокий уровень безработицы. Анализ условий жизни в этих двух районах позволил выявить более целенаправленно задачи социализации личности ученика, так как социальный опыт школьника – исходный пункт гражданского образования. Затем занятия проводились с учителями города Выборга и Выборгского района, а также города Сосновый Бор, где более благополучные материальные и ситуативные условия для решения задач гражданско-правового образования школьников и более высокий уровень квалификации учителей. Все это позволило определить позитивные направления и выделить положительный опыт.
Два года назад, когда школы области получили комплекты учебников по граждановедению, 5-8 класс – Я. Соколова, в 9 классе – Я. Соколова и А. Прутченкова, учителя обратились с просьбой продолжить повышение квалификации, что соответствовало и нашему проекту.
Результатом гражданского образования должна быть социализация как успешное вхождение в гражданское общество.
Знания социологии, политологии, государства и права, экономики и т.д., приобретаемые школьниками на уроках граждановедения, являются не столько целью, сколько инструментом познания человека как субъекта и объекта общественного развития. В результате реализации проекта оправдали себя такие подсистемы:
вертикальная – курс “Граждановедение” изучается с пятого по девятый класс;
горизонтальная подсистема, раскрывающая связи между блоками знаний в экономической, социальной, политологической и духовной сферах жизни общества в каждом классе.
Системный подход ориентирует на определение конкретных задач, исходя из общих целей школьного образования, воспитания и развития, их комплексное решение. Он требует строгого выделения структуры основного содержания курса подготовки преподавателя граждановедения, раскрытия взаимосвязи между отдельными блоками знаний как по вертикали, так и по горизонтали.
При изложении методической системы реализации проекта хотелось бы кратко дать наше – российское – понимание методики.
В предложенной нами системе отбор содержания образования определяется целями и возрастными возможностями учащихся. Вместе с тем все три компонента определяют организацию обучения, его процесс, выбор методических приемов, средств, деятельность учителя и учащихся.
Программа курсов учителей включала в себя следующие содержательные блоки: школьное граждановедение в истории России; человек, личность, гражданин. Гражданское право; человек и его духовная сфера; человек в новых экономических отношениях, трудовое право; социальная сфера жизни человека, права человека, Конституция России, основы демократии; общество, взаимосвязь природы и общества, глобальные проблемы человечества на современном этапе; международное сотрудничество.
Итак, в систему содержательных блоков заложено, что человек – высшая ценность. Через раскрытие сфер деятельности человека показываем их взаимосвязи, субъективную и объективную роль человека в развитии общества. Линия развития связей идет таким образом: человек – биопсихосоциальное существо – человек как субъект и объект общественного развития. В завершение со слушателями проводится диспут на тему “Человек и общество”.
На курсах через различные формы и приемы учителя осваивали проблему личностно-ориентированного развивающего обучения. Так, при раскрытии второго блока содержания знаний “Человек, личность, гражданин” один из акцентов был сделан на том, как помочь человеку познать себя и других, самоопределиться и самореализоваться. Нами были разработаны тесты и советы “Познай себя и других”. На занятиях учителя, работая с этими материалами, произвели самоанализ. На основе тестов составили развивающие программы, которые носили индивидуальный характер.
После изучения проблем основ рыночной экономики педагоги посетили урок по теме “Бизнес-проект” (учитель Е. Лебедева, г. Лодейное Поле). Район имеет самый высокий процент безработных в области. Проблема “как выжить” волнует не только родителей, но и детей. Учащимся было предложено опережающее задание: как в конкретных условиях района снизить безработицу, заработать деньги. Учащиеся разбились на группы по интересам: бизнесмены, юристы, работники налоговой инспекции, администрация, регистрирующая малое предприятие, финансовые работники. Неопределившиеся ученики выступали в группе оппозиционеров-экспертов малому предпринимательству. Но все должны были изучить документы и предписания о развитии малого предпринимательства. Лидер каждой группы докладывал суть правовых документов и характеризовал свою деятельность. При составлении бизнес-проекта предприниматель пользовался услугами вышеперечисленных специалистов.
Так, ученик К. представил деятельность предприятия по заготовке грибов, ягод, лекарственных трав. На доске были написаны рекламные плакаты: “Лодейнопольский район – самый экологически чистый”, “Фитотерапия – лучшее средство от болезней” и т.д. С помощью представителей других групп были произведены финансовые расчеты, оформлены документы на право предпринимательства. Предприниматель доложил суть проекта, специалисты дали его обоснование, эксперты задавали вопросы.
При составлении проектов в деятельность включились родители: предлагали обеспечение проекта оборудованием, тарой и даже деньгами, так как ролевую игру приняли за реальность. Педагогическая ценность подобных уроков состоит в том, что полученные учащимися знания на основании анализа реальной ситуации использовались в конкретной деятельности, в решении региональных проблем. Сам процесс познания носил деятельностный характер, опирался на социальный опыт и одновременно расширял его.
Содержание граждановедческого образования отличается динамичностью, и учитель не может уходить от актуальных проблем современности. Привлечение на уроках материалов периодической печати, средств массовой информации помогает раскрытию содержания злободневных проблем, формирует политико-правовую культуру учащихся.
Слушателям курсов были предложены и такие виды групповой деятельности школьников. Группы формируются по интересам и отслеживают, систематизируют данные по той или иной области деятельности человека. Это можно превратить в ролевую игру: ученики – корреспонденты газеты. Они экспонируют свои материалы в кабинете обществознания, готовят выступления к соответствующим урокам, делают аналитический обзор информации по соответствующим темам. Местная печать систематически информирует о нарушении прав человека, прав потребителей, трудового законодательства, и ученики под руководством учителя составляют задания для решения правовых ситуаций.
В содержании курса “Граждановедение” значительное место отводится правоведческим проблемам. До изучения их в школе дети уже имеют правоведческие знания на бытовом уровне: через общение с родителями, другими людьми и через знакомство с правовыми предписаниями, через влияние правовых норм на жизнь и поведение. При обучении правовым понятиям на абстрактном уровне важно раскрыть их на конкретных примерах, в противном случае юридические абстракции лишаются познавательной силы и ценностной ориентации.
На курсах повышения квалификации учителей были проведены занятия-практикумы решения правовых ситуаций и их моделирование. Конкретный анализ правовых ситуаций дает возможность показать общую тенденцию развития правовых норм. Учебно-правовая ситуация – это особый методический прием, ставящий учащихся в конкретные юридические обстоятельства, побуждающие их к моделированию правомерного поведения с учетом заданных условий.
Учителя провели анкету среди учеников выпускных классов основной школы, чтобы выявить их мнения о жизненных ценностях. Анализ этих данных позволяет сделать вывод, что в основе механизма ценностного отношения лежит эмоционально-интеллектуальное осознание школьниками смысла явлений окружающего мира.
Учителя многих районов области, заместители директоров по воспитательной работе были приглашены на семинар на тему “Интерактивные методы обучения и “живые проекты для демократической школы”. Четырехдневный семинар проходил во время зимних каникул в кемпинге “Ольгино” при поддержке посольства США. К участию привлечены ведущие специалисты – разработчики отдельных модулей гражданского образования, которые сумели выдвинуть методическую тему, которая всех объединяла, даже тех, которые лет 5 назад не принимали, отторгали идею гражданского образования. В современных условиях, назвав тему семинара “Интерактивные методы”, они активно включались в разработку проблем граждановедения, так как этого требует жизнь.
Назовем темы некоторых докладов-лекций: “Цели гражданского образования, философия, содержание и методы курса “Живое право”, “Почему важно создавать в школе демократическую атмосферу”. “Этико-правовой компонент гражданского образования школьников. Воспитание толерантности”.
Основное время на семинаре было отведено обучению интерактивным методам, но не только усвоению структуры их, алгоритмов различных заданий, а самое главное – самостоятельному, творческому построению жизненных ситуаций и их гражданское решение. В заключение каждая маленькая группа (3-4 человека) разрабатывала свой собственный вариант урока, мероприятия по воспитанию гражданских качеств личности. Все участники семинара получили сертификаты об успешном обучении интерактивным методам.
Идеи гражданского образования охватывают все больший круг работников просвещения, и растет количество организаций, учреждений, разрабатывающих теорию и практику гражданского образования.

Результаты реализации проекта можно представить и количественными данными. За 1998-2001 годы в Выборгском районе в основном все учителя социальных дисциплин повысили квалификацию по гражданскому образованию. В течение 2002-2003 гг. новые технологии будут широко внедряться в практику, а итоги этой работы будут подведены в 2004 году.
Повысилась гражданская активность школьников, об этом свидетельствуют рефераты участников олимпиад.
Педагоги, прошедшие переподготовку по гражданскому образованию, занимаются самообразованием. Так, учительница из Кингисеппа Н. Коба успешно выступила со своими изысканиями на областной конференции на тему “Деятельность декабристов в Сибири по гражданскому образованию детей”, учитель г. Сосновый Бор. Е. Самойлова опубликовала три работы по гражданскому образованию.
В нашем институте расширились возможности повышения квалификации преподавателей граждановедения. Есть кафедра истории и социальных наук, кафедра экономики и права, высококвалифицированные специалисты по культурологии и этике, социологии и политологии, методисты и педагоги, которые обеспечивают занятия с учителями по гражданскому образованию на высоком уровне.
По инициативе самих учителей была введена такая форма повышения квалификации, как годичные стажировки. Кроме общих теоретических проблем, стажеры индивидуально, самостоятельно работают над темами, которые для них представляют особый интерес. Так, учитель г. Новая Ладога Л. Земскова углубленно изучает вопрос о роли краеведения в гражданском образовании, а Ю. Насенко – интерактивные методы.
Недавно мы отметили 75-летие Ленинградской области. К юбилею были подготовлены учебные пособия “Ленинградская земля. История и культура” (для учащихся основной школы) и “Сказание о земле ленинградской” (для начальной школы), в которые включены исторические материалы о гуманизме, патриотизме, о нравственных, этических ценностях людей нашего края, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, принятии на себя моральной ответственности за его прошлое, настоящее и будущее.
Гражданское образование быстро развивается. Как постоянная динамика предмета, так и его практика диктуют внимательное реагирование на все изменения не только в практике обучения, но и в общественной жизни подростков.
У нас немало детей с девиантным поведением. Забота о них была и в далеком прошлом. Еще в 1797 году был основан в Санкт-Петербурге воспитательный дом (теперь это здание РГПУ им. А.И.Герцена). Тогда детей называли “несчастно рожденными”.
Комитет по образованию, отдел по делам молодежи, туризму и спорту, администрация области на базе Выборгского района создают Центр девиантного поведения. Он призван проводить работу по социальной и психологической адаптации подростков повышенного социального риска, по привитию им навыков и умений цивилизованного поведения в обществе, воспитания гражданских качеств. Заместитель руководителя проекта “Гражданское образование” Юрий Насенко считает, что в дальнейшем его работа будет идти по двум направлениям: внедрение в практику школ новых педагогических технологий и работа в Центре девиантного поведения. У него большой опыт, и не менее важно – гражданская компетентность и позиция. И другие учителя, закончившие наши курсы, тоже намерены помогать этому центру.
Нам, работникам образования, очень хотелось бы, чтобы на общероссийском государственном уровне были приняты, наконец, концептуальные положения о гражданском обществе в России. Успех гражданского образования во многом зависит от конкретного осознания этой задачи на государственном уровне. Необходим обоснованный, полноценный курс гражданского образования с начальных классов до выпускных. Для этого необходимо обеспечить школы комплексом учебников, учебных пособий по граждановедению.
В центре проблем гражданского образования – три взаимосвязанных, взаимозависящих компонента: знания, дающие гражданскую компетентность, ценности, формирующие гражданскую позицию, и деятельность как гражданская позитивная деятельность. И здесь мы согласны с Наташей Элеасберг, что все это должно обеспечить социализацию как успешную интеграцию в гражданское общество.
Важно дополнить перечисленные основы знаний курса граждановедения проблемами “Конфликтологии”, “Коммуникабельности”, так необходимые в педагогической практике учителю.
Центральное тестирование, а оно заменит вступительные экзамены в вузы и выпускные в школах, ориентированы не на стандарт, поскольку его до сих пор нет. Практически учителя поставлены в условия не выбора, а на ориентацию на программы и учебники Леонида Боголюбова. Это затормозит развитие гражданского образования в России.

Нина СЫРЕЙЩИКОВА,
доцент Ленинградского областного института развития

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте