search
main
0

Региональный опыт. Милосердие на поле брани

Вряд ли нужно сейчас обосновывать, насколько необходимы каждому человеку знания и навыки, помогающие ему ориентироваться в жизни, в мире политических событий, понимать свою ответственность перед обществом и будущими поколениями, защищать свои права и отстаивать собственную позицию в различных ситуациях, определять формы и способы своего участия в жизни общества. Понимание этой необходимости в 1995 г. заставило педагогический коллектив школы №48 г. Казани (в которой я работаю учителем обществознания вот уже 16 лет) пересмотреть всю систему учебно-воспитательной работы школы. Ситуацию усугублял нарастающий с каждый годом рост количества правонарушений, совершенных нашими учениками. В середине 90-х годов наша школа была в числе городских лидеров по уровню подростковой преступности. Все это подтолкнуло наш педагогический коллектив к идее глубокого и комплексного правового воспитания детей. Начать решили с введения нового сквозного курса «Основы государства и права» с преподаванием в 8, 9, 10, 11-х классах (по 1 часу в неделю).

Я разработал программу курса, подобрал учебно-методические пособия, и мы с детьми начали углубленное изучение права. Новый предмет не ставил цель сделать из наших учеников юристов, разбирающихся во всех тонкостях теории юриспруденции. Главная задача – сформировать гражданина, знающего свои права и способного их отстоять, передать детям знания о том, как вести себя в ситуации юридического конфликта и криминальной опасности. Таким образом, на уроках права преобладает практическая направленность обучения, именно поэтому у нас много уроков-практикумов по разрешению конкретных ситуаций.

Через пять лет, проанализировав опыт преподавания курса «Основы государства и права», я пришел к выводу о том, что для формирования правовой культуры учащихся недостаточно лишь правовых знаний. Необходимы также такие компоненты общей культуры человека, как нравственность, толерантность, патриотизм, гражданственность. Так родилась идея включения курса «Основы государства и права» в комплексный учебно-воспитательный курс «Гражданское образование (граждановедение)», который бы изучали учащиеся с 3-го по 11-й класс.

В 2000 г. мной была составлена программа такого курса, включившая в себя элементы программ граждановедческих курсов А. Никитина и Я. Соколова. Главной целью гражданского образования для нас является воспитание гражданина для жизни в демократическом, правовом государстве, в гражданском обществе; нравственное воспитание учащихся, формирование их общей культуры, развитие этической мотивации действий, активной жизненной позиции. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений. Иметь систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ. Быть компетентной личностью, то есть иметь готовность и способность активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс своих прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.

Основная особенность курса в том, что он рассчитан на изучение в течение всего времени пребывания ребенка в школе. На протяжении обучения курсу общая логика этого процесса такова: от дискретности к целостности, т.е. от изучения отдельных тем гражданского образования к освоению основ тех наук, которые составляют его фундамент, – правоведения, обществоведения, политологии. В рамках основной школы таким завершающим гражданское образование предметом выступает «Право и политика», а в концентре средней школы – курсы «Основы государства и права» и «Обществознание».

Педагоги нашей школы убеждены, что гражданское образование не может ограничиваться одним лишь граждановедческим курсом. Тема гражданственности должна присутствовать во всех учебных курсах и в первую очередь в дисциплинах гуманитарного и естественно-научного циклов. В 2003-2004 учебном году на педсовете нашей школы было решено выделить гражданский компонент в содержании всех учебных дисциплин. Он может быть представлен как темами уроков, так и отдельными проблемами, рассматриваемыми на различных этапах урока.

Гражданское образование продолжается и после уроков. И здесь я прежде всего имею в виду социально-образовательные проекты. Я являюсь автором и руководителем всех названных ниже проектов.

Первый такой проект назывался «Программа гражданско-правового образования подростков «Восхождение», который реализуется в нашей школе с 1999 г. Он стал победителем Всероссийского конкурса «Подросток и закон», школа получила грант Фонда Сороса на его реализацию. Вот некоторые направления деятельности по этому проекту:

Цикл авторских правовых игр: 1) «Сам себе юрист»; 2) «Семья и право»; 3) «Следствие ведут знатоки»; 4) «Правовой калейдоскоп»; 5) «Работник и работодатель»; 6) «Права ребенка»; 7) «Юридическая консультация»; 8) «Милосердие на поле брани».

Цикл бесед «Конфликт»: 1) «Конфликт с самим собой»; 2) «Как перестать беспокоиться и жить полноценной жизнью»; 3) «Как реагировать на критику и пережить неудачу»; 4) «Как избежать конфликтов с друзьями, в компании»; 5) «Учитесь ссориться»; 6) «Отцы и дети, или вечная проблема»; 7) «Азартные игры»; 8) «Ты решил убежать из дома…»; 9) «Есть ли в твоей жизни стержень?».

Цикл бесед «Осторожно, криминальная опасность!»: 1) «Арест» (для мальчиков); 2) «Изнасилование» (для девочек); 3) «Карманная кража»; 4) «Квартирная кража»; 5) «Ограбление квартиры»; 6) «Мошенник»; 7) «Ребенок на улице» (для родителей); 8) «Как загубить жизнь с помощью наркотиков?»; 9) «Некоторые неписаные правила поведения за решеткой, или как остаться человеком на зоне?».

Встречи с работниками правоохранительных органов.

Работа школьной службы «Почта доверия».

Сотрудничество школы с Казанской колонией для несовершеннолетних: 1) проведение учителями школы №48 бесед на морально-этические темы с воспитанниками колонии; 2) благотворительные акции помощи колонии (сбор учебных и письменных принадлежностей, учебников, художественной литературы, одежды, предметов личной гигиены, аудиокассет и дисков, спортинвентаря и др.); 3) экскурсии по колонии, организованные для «трудных» подростков школы №48; 4) концерты, подготовленные школой №48 для воспитанников колонии; 5) соревнования по футболу между учащимися школы №48 и воспитанниками колонии.

Бесплатные юридические консультации школьного юриста для подростков и их родителей и др.

В результате значительно снизился (и продолжает снижаться) уровень преступности среди учеников школы: в 1999-2000 учебном году он снизился в 3 раза по сравнению с 1998-1999 учебным годом, а в 2000-2001 учебном году – в 1,8 раза по сравнению с 1999-2000 учебным годом. После окончания финансирования проекта Фондом Сороса все направления проекта были продолжены силами и средствами школы №48.

Правовой журнал для подростков «Восхождение» – еще один проект школы №48, который реализуется с ноября 1999 г. Уникальность его состоит в том, что это единственный в России правовой журнал для подростков. В апреле 2003 г. журнал «Восхождение» стал лауреатом Всероссийского конкурса школьных изданий, победителем в номинации за актуальность темы «На острие пера». Журнал стал зеркалом жизни подростков, их помощником и советчиком. В нем освещаются права несовершеннолетних в области уголовного, трудового, семейного, жилищного законодательства, особенности правового статуса детей, публикуются интервью с работниками правоохранительных органов, с освободившимися из мест заключения, адвокатами, советы юристов и психологов, ответы на вопросы подростков, адреса и телефоны служб, куда можно обратиться за помощью, письма подростков и другие материалы. Постоянных рубрик, под которыми печатаются статьи в журнале, более 20. Вот некоторые из них: «Права ребенка», «Криминальная опасность», «Юридическая консультация», «Щит и меч», «Парень, ты попал в… тюрьму», «Азбука выживания», «Зона», «Знать, чтобы не оступиться», «Энциклопедия юного хулигана», «Скоро в армию», «Школа жизни», «Курс выживания для подростков», «Возьми на заметку», «Школьная почта» и др.

Журнал выходит раз в месяц. К апрелю 2004 г. вышло в свет 40 номеров. Объем каждого номера 25-30 страниц. Формат А4. Размножается журнал на школьном ксероксе. Сотрудники журнала – ученики школы (в том числе подростки, стоящие на учете, как склонные к правонарушениям). Работа в журнале заставляет ребят думать, слушать, переживать, нести ответственность. Журнал бесплатно распространяется среди подростков школы.

В 2002 г. началась реализация следующего проекта школы №48 – «Центр гражданско-правового образования Приволжского района г. Казани». Суть его в следующем. По моей инициативе и при поддержке администрации нашей школы и Приволжского РОО был создан первый в Казани районный Центр гражданско-правового образования. Он работает на базе школы №48 и распространяет свою деятельность на все школы Приволжского района г. Казани (34 школы). Я руководитель этого центра. Основные цели его – формирование правовой культуры подростков, гражданских качеств и морально-нравственных основ личности; профилактика правонарушений среди подростков района. Для достижения этих целей перед центром были поставлены следующие задачи: 1) просвещение подростков в вопросах их прав, обязанностей и ответственности; 2) формирование у подростков навыков предупреждения правонарушения, правильного поведения в ситуации юридического конфликта и выхода из него; 3) оказание юридической и психолого-педагогической помощи подросткам, попавшим в зону юридического, социального или личностного конфликта; 4) создание эффективной системы гражданско-правового образования на уровнях школы и района; 5) разработка новых, оригинальных активных форм и методов гражданско-правового образования учащихся, которые могли бы использоваться на уровне школы, района, города; 6) популяризация идеи гражданско-правового образования, его необходимости в деле профилактики правонарушений несовершеннолетних; 7) распространение опыта работы школ района и других учебных заведений по гражданско-правовому образованию учащихся. Основные направления деятельности центра:

Районные правовые игры с участием подростков. Ежегодно центр проводит две игры, которые носят творческий, интерактивный характер: «Правовой лабиринт» (с участием учеников 10-х классов) и «Гражданином быть обязан!» (с участием учеников 7-х классов). Игры проходят в форме конкурсов, в ходе которых учащимся необходимо на практике применять те знания, которые они приобрели на уроках права и граждановедения. Сценарии всех игр являются авторскими.

Конкурсы творческих работ учащихся:

Городской конкурс творческих работ учащихся «Мой учебник права» (2003 г.);

Районный конкурс сочинений «Что толкает подростков на преступления?» (2003 г.);

Районный конкурс рисунков-плакатов «Закон запрещает!» (2003 г.);

Городской конкурс творческих работ учащихся «Выход есть!» (2004 г.);

Районный конкурс рисунков-плакатов «Не дури!» (2004 г.).

Издание правового журнала для подростков «Восхождение». Журнал, который до 2002 г. читали только подростки школы №48, теперь превратился в районное издание. Он выходит ежемесячно (9 номеров в год) и бесплатно распространяется по всем школам Приволжского района. Организационную и финансовую поддержку в издании журнала осуществляют Приволжский отдел образования и ОАО «Радиоприбор». К апрелю 2004 г. вышло 17 номеров районного варианта журнала.

Издание настенного «Правового бюллетеня для подростков». Главная задача бюллетеней – информирование подростков об их правах и обязанностях, ответственности за те или иные правонарушения, оказание помощи несовершеннолетним в трудных жизненных ситуациях. Бюллетень выходит 1 раз в четверть и бесплатно распространяется по всем школам Приволжского района. Темы некоторых выпусков бюллетеня: 1) «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»; 2) «Школа – правовое пространство»; 3) «Телефоны срочной психологической помощи»; 4) «Уголовная ответственность несовершеннолетних»; 5) «Я и мои родители»; 6) «Ты решил устроиться на работу…»; 7) «Правила безопасности на дороге»; 8) «Тебя задержал милиционер…»; 9) «Что надо знать призывнику?».

Издание «Памятки для родителей». Задача памяток – помощь родителям в воспитании их детей, правовое просвещение родителей, информирование об их правах и обязанностях, родительской ответственности. Памятки издаются 1 раз в четверть и бесплатно распространяются по всем школам Приволжского района. Темы некоторых выпусков памятки: 1) «Права родителей»; 2) «Обязанности и ответственность родителей»; 3) «Административная и уголовная ответственность родителей»; 4) «Признаки, по которым следует заподозрить потребление вашим ребенком наркотиков»; 5) «Вы узнали, что ваш ребенок курит…»; 6) «Бить или не бить своего ребенка?»; 7) Как уберечь ребенка от беды на дороге»; 8) «Почему ребенок прогуливает школу?»; 9) «Как помочь своему ребенку завести друзей?».

Методическая работа центра «Восхождение»:

проведение семинаров по гражданско-правовому образованию;

проведение диагностических исследований правового сознания, правовой культуры и правовых знаний учащихся школ Приволжского района;

организация посещений учителями наиболее интересных уроков права и граждановедения своих коллег;

консультации, оказание методической помощи учителям права и граждановедения;

составление библиографии по гражданско-правовому образованию;

создание библиотеки литературы по гражданско-правовому образованию: учебников, учебных и методических пособий, сборников научных и методических статей, кодексов, законов и других нормативно-правовых актов, газетно-журнальных статей, CD-дисков, распечаток интернет-ресурсов, разработок учителей района и др.;

составление картотеки литературы по гражданско-правовому образованию, собранной и систематизированной в центре «Восхождение».

В 2003 г. был реализован проект «Мой учебник права». Идея проекта состояла в том, чтобы издать книгу, написанную подростками, в которой ребята смогли бы предложить свое видение правовых проблем и их решений, поразмышлять над сложными юридическими задачками, которые преподносит нам жизнь. Я был уверен: сам факт, что книга написана сверстниками читателей (а значит, понятным языком), должен вызвать большой интерес и известную степень доверия к этой книге со стороны подростков. Был объявлен городской конкурс творческих работ, в котором могли принять участие старшеклассники всех школ г. Казани, а также воспитанники Казанской воспитательной колонии. Участники конкурса сами решали, в какой форме (жанре) они выполнят свою работу. Были предложены четыре формы: 1) «Правовая ситуация» (описание некой реальной ситуации, взятой из своей жизни или из жизни друзей, знакомых, родственников, соседей. Описываемая ситуация должна была быть связана с правом (законом), то есть это могло быть либо нарушение прав граждан, либо преступление, либо другая ситуация юридического конфликта. После описания этой ситуации должна была следовать ее правовая оценка, то есть ситуация должна была быть оценена с точки зрения закона); 2) «Правовое эссе» (сочинение, состоящее из собственных размышлений участника конкурса по какой-либо правовой проблеме); 3) «Правовые комиксы» (диалоги в картинках либо ряд картинок, объединенных одной правовой темой); 4) «Параграф учебника» (написание учеником параграфа учебника по праву). Главным условием конкурса было: «Ни одной строчки из школьных учебников или других книг!». Весь материал должен был быть изложен своим (живым) языком. При изучении темы можно было использовать любые учебники по праву и другую литературу. Критериями оценки работ были: а) оригинальность, самостоятельность (работа должна быть выполнена самим участником конкурса); б) доступность изложения (понятный для подростка язык); в) правовая грамотность (все, что содержится в конкурсной работе, должно соответствовать «букве закона»).

Конкурс был организован и проведен центром гражданско-правового образования «Восхождение» Приволжского района г. Казани при финансовой и организационной поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), Приволжского отдела образования, районного методического кабинета. Всего в конкурсе приняли участие 142 учащихся из 19 школ города Казани, в том числе воспитанники Казанской воспитательной колонии. Лучшие работы конкурсантов были изданы отдельной книгой под названием «Мой учебник права (подростки о праве)». Весь тираж книги (500 экз.) бесплатно распространен по всем школам г. Казани. В нее вошли работы 23 лауреатов конкурса (они объединены в разделе книги «Подростки о праве»), в том числе 6 воспитанников Казанской воспитательной колонии (последние опубликованы в отдельном разделе книги «Колония – это хорошая наука…»). Кроме этого в третьем разделе книги опубликованы работы победителей конкурса сочинений «Что толкает подростков на преступления?», проведенного центром гражданско-правового образования «Восхождение» Приволжского района г. Казани в январе – марте 2003 г.

Следующий проект назывался «Выход есть!». Он был реализован в 2004 г. центром гражданско-правового образования «Восхождение» Приволжского района г. Казани при финансовой и организационной поддержке ОАО «Радиоприбор», Приволжского отдела образования, районного методического кабинета. Его главная задача заключалась в том, чтобы дать возможность подросткам города помочь своим сверстникам выйти либо пережить сложные жизненные ситуации, кажущиеся на первый взгляд безвыходными. Был объявлен городской конкурс творческих работ, авторам которых было предложено рассказать о конкретной проблемной ситуации, в которую когда-либо он попал (участие в правонарушении, мысли о самоубийстве, принуждение старшего приятеля к совершению аморального поступка, конфликт с родителями или другом, давление компании, сложности в любовных отношениях, недовольство собой и своей внешностью, пристрастие к алкоголю или табаку, наркотическая зависимость, проблемы со здоровьем и др.). Далее участнику конкурса необходимо было описать, каким образом ему удалось найти разумный и действенный выход из этой ситуации, решить данную проблему. Девиз творческой работы должен был быть таков: «Из любой ситуации есть выход!». Перед подростками – участниками конкурса было поставлено условие: конкурсные работы должны вселять оптимизм, побуждать к исправлению проблемной ситуации, а не к ее консервации или усугублению. Главной ценностью каждой творческой работы должно стать оказание помощи ровесникам, которые могут попасть в подобную ситуацию. Критериями оценки работ были: а) эффективность и ценность советов автора по решению проблемы, применимость этого решения другими подростками на практике; б) общий «дух», «настроение», «энергетика» работы, ее оптимизм; в) неформальный язык, живой стиль; г) самостоятельность в выполнении работы (ни одной строчки из книг, газет, журналов, интернета; в работе должны быть только собственные мысли автора!).

Всего на конкурс «Выход есть!» поступило 52 работы. Работы 24 лауреатов конкурса вошли в книгу «Выход есть! (Подростки предлагают выходы из тупиков)». Весь тираж книги бесплатно распространен по всем школам Приволжского района г. Казани.

Сегодня гражданско-правовое образование учащихся выстраивается в учебно-воспитательную систему, в которой все ее элементы взаимосвязаны и решают одни и те же задачи. Педагоги школы на уроках и после них стремятся двигаться в одном направлении, понимая, что только целенаправленная работа может привести к результатам. Наш девятилетний опыт уже приносит плоды. Он востребован нашими коллегами из других школ, вектор движения которых совпадает с нашим.

Айдар АМИНОВ, учитель высшей категории, почетный работник общего образования РФ, Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте