search
main
0

Региональный конкурс. Финал – это старт

8 лет акция «Я – гражданин России» проводится в Сахалинской области. Все эти годы мальчишки и девчонки разрабатывают социальные проекты и представляют их на суд компетентного, строгого жюри. Восьмой финал акции состоялся 30 марта 2005 года. Ему предшествовал заочный отборочный тур конкурса. На него было представлено 22 проекта из 12 районов области. Строгое жюри, внимательно просмотрев все проекты, допустило к участию в финале 18 из них. В прекрасно оформленном актовом зале Центра художественного творчества молодежи с утра царило большое оживление. Волнение было не только от предстоящего конкурса. Сахалинская погода внесла свои коррективы в это мероприятие. Еще 29 марта на острове разбушевалась сильная метель. Ураганный ветер и мокрый снег не позволили пяти командам добраться до областного центра, и даже 2 члена жюри не смогли добраться до ЦХТ. И тем не менее 13 команд пробились сквозь пургу и приняли участие в очном туре.

Перед началом конкурса ребят приветствовали генерал-лейтенант Владимир Варенников, заместитель председателя областной избирательной комиссии М.Ветрова, заместитель начальника Департамента образования области А.Иванов и другие члены жюри.

В течение нескольких часов на сцене ЦХТ были представлены лучшие из лучших проектов, разработанных и осуществленных в нашей области. Большая часть из них были посвящены проблемам социальной незащищенности стариков, воспитанию патриотизма на основе исторической памяти о Великой Отечественной войне. Ребята рассказывали о том, как они восстанавливают памятники и памятные доски, создают музеи боевой славы своих односельчан и жителей города, пишут о них книги, оказывают помощь по косметическому ремонту, по уборке квартир, по расчистке дорожек от снега и колке дров.

Юные экологи представляли свои проекты по улучшению экологической обстановки в родном поселке, городе и области. Ребята разводят цветы в школах и на клумбах, они обустраивают школьные дворы и прилегающие к ним улицы, высаживают деревья в зоопарке и в лесу. А еще проводят агитационные акции по пропаганде экологической культуры среди жителей.

После обеда жюри ушло на совещание, а на сцену вышли ребята, которые принимали участие в финале Всероссийской акции «Я – гражданин России» летом 2004 года в ВДЦ «Орленок». Ребята рассказали участниками конкурса об «Орленке», его традициях и о необычной смене, в которой им посчастливилось принять участие. С небольшой грустью и гордостью они рассказывали о национальных проектах, которые разрабатывали в «Орленке», о парламентских слушаниях, о Дне России и друзьях, с большинством из которых, по всей вероятности, уже никогда не увидятся. А потом все вместе пели песню «Письмо «Орленку». И каждый сидящий в зале втайне завидовал тем, кто стоит на сцене, а еще понимал, что он также может пройти этот путь от школьного проекта до участника Всероссийского финала.

А потом весь зал как-то напрягся, наступила полная тишина и… аплодисменты, в зал вошли члены жюри. На сцену пригласили представителей всех команд и их консультантов. Все участники финала получили свидетельства и подарки. 6 команд получили ценные призы. Но 3 самых главных приза – грамоты и право участия в заочном туре Всероссийской акции «Я – гражданин России». Это право получили проекты:

– «Экологический автобус», который впервые написали 2 экологические общественные организации из 2 школ Южно-Сахалинска. Школы находятся в противоположных концах города и тем не менее ребята в течение полутора лет разрабатывали и осуществляли свой проект. А работы было очень много. Проект был направлен на пропаганду экологической культуры среди всех жителей Сахалинской области и включал в себя театрализованные шествия детей, «круглые столы», постановки экологических спектаклей, проведение исследований качества воды. Ребята на автобусе проехали через 13 районов и провели мероприятия в 15 населенных пунктах.

– «Дороги судьбы – дороги Победы» – в этом проекте поднимается проблема отношения общества к людям старшего поколения, оказания помощи одиноким пенсионерам и ветеранам ВОВ. Ребятами организованы для стариков: поздравления с праздниками, помощь по дому, оформление подписки на газеты, проведен праздник «Рождественские посиделки», а с целью патриотического воспитания молодежи были организованы поездки по местам боевой славы, лекции, викторины, конкурсы. Готовятся мероприятия к празднованию Дня Победы. Этот проект разработали ребята из школы №1 г.Поронайска.

– Проект «Создание документа, регламентирующего жизнь школьного сообщества СОШ №22. Конституция школы». Этот проект разработали ребята из южно-сахалинской СОШ №22. И главной их задачей было построение правового общества в рамках школы, вовлечение родителей, учителей и учеников в создание конституции школы. Законы, созданные самими учениками вместе с родителями и учителями, будут ими лучше соблюдаться, а главное, во время работы над конституцией все подружились, и возникли идеи новых проектов.

Конкурс завершился. Кто-то из ребят будет ждать результатов заочного тура Всероссийской акции и готовиться к поездке в Воронеж, где состоится финал 2005 года. Кто-то будет завершать работу над своими проектами, кто-то уже сейчас разрабатывает новые проекты, а кто-то до сих пор не знает, что существует такое интересное дело, как детское социальное проектирование. Кто виноват в этом? Ну по крайней мере не дети!

Во время регионального финала ребятам было предложено ответить на несколько вопросов. На основании их можно с уверенностью сказать: 100% участников опроса считают, что занятия проектной деятельностью дали им новые знания, уверенность в своих силах изменить жизнь к лучшему, возможность с пользой расходовать свободное время и, что самое главное – возможность для самореализации и самоутверждения. А 51% учащихся изменили свое отношение к Правительству России с негативного на позитивное.

Работа в рамках проекта «Я – гражданин России» в СОШ №32 п.Новоалександровска ведется не первый год. Обучение на семинаре-тренинге в городе Самаре в декабре 2004 года сделало направление моей работы приоритетным в плане воспитания гражданственности. На уроках экономики учащиеся 10-11-х классов (мальчики) научились проектной деятельности не только в рамках школьной программы, но и в рамках акции «Я – гражданин России».

На первоначальном этапе мои ученики выявили проблемы школы через соцопрос администрации, педагогов, работников столовой, технического персонала, библиотекаря, учащихся, родителей. Получился огромный список проблем! Выявились такие проблемы школы, как: нет современной мебели, мало компьютеров в кабинете информатики, не всем учащимся хватает учебников в школьной библиотеке, пустые стены в рекреациях школы, нет диванчиков, слабое освещение в спортзале, не асфальтирована дорога к школе, мала зарплата работникам школы, старое оборудование в столовой, не хватает молодых учителей, недостаточно спортивных секций, грязно, т.к. не все учащиеся ходят в школу со сменной обувью, необходима новая аппаратура для школьных вечеров и т.д.

Затем каждый учащийся отметил в этом списке три проблемы, которые считает самыми важными для решения и которые возможно решить самим учащимся. Так, стало ясно, какие проблемы станут решать ребята старших классов в рамках проекта. Но когда я познакомила своих учащихся с проектной деятельностью акции «Гражданин», интерес ребят возрос, они стали смотреть на проблемы с позиции граждан, имеющих свои права, обязанности, возможность самостоятельно изменить ситуацию в лучшую сторону.

Ребята разбились на мини-группы для реализации выбранных проблем. Сформулировав проблему, поставили цели, задачи, наметили план действий и пригласили администрацию школы в лице директора Белоусовой Тамары Николаевны и заместителя директора по воспитательной работе Головачеву Татьяну Владимировну на встречу. Ведь проекты-то школьные! Следует сказать, что администрация школы очень серьезно отнеслась к проектам ребят. Каждый проект получил оценку и самое главное – поддержку со стороны администрации. Работа закипела!

На каждом уроке экономики (два спаренных урока в неделю) 5 минут отводилось промежуточному отчету групп по проекту, консультированию. Понятно, что в роли консультанта выступает педагог. И положительное в этом то, что другие группы могут спланировать, корректировать свою работу на примере других и даже дать совет. В это же время группе могли задаваться вопросы или звучать комментарии по поводу их деятельности. Ребята смогли привлечь родителей к проектной деятельности. На родительском собрании родители высказывались о том, что увидели в своих детях серьезных, взрослеющих людей.

До конца учебного года должно быть реализовано 6 проектов, направленных на улучшение школьной жизни. В настоящее время осуществлены проекты «Теннис в школе», «Сменная обувь – залог здоровья», «Дискотека в школе».

Параллельно члены школьной общественной организации «Белый орлан» совместно с общественной организацией «Глена» школы №8 готовились к городской акции «Я – гражданин России» с проектом «Экологический автобус». Кабинет экономики и географии превратился в творческую мастерскую. Здесь кипела работа до позднего вечера, в выходные, праздники и каникулы. Кем только не были ребята – и фотокорреспондентами, и аналитиками, и оформителями, и художниками, и компьютерщиками. Одновременно шла репетиция презентации проекта.

Ребята из других классов удивленно спрашивали, заглядывая в кабинет: «А что вы тут делаете?»

И слышали в ответ: «Гражданина!»

– Гражданина? А можно мы с вами?

– Можно! Чем больше граждан, тем меньше проблем!

И они абсолютно были правы. В любом государстве, обществе существуют проблемы. Одни проблемы могут быть решены правительством, Думой, другими структурами власти, но многие проблемы могут быть решены самими гражданами – взрослыми и не очень, т.е. учениками, и от этого жизнь станет лучше.

Эмма ЛИТВИНЦЕВА, тренер-консультант проекта

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте