search
main
0

Реформы пойдут быстрее? Ускорить их призван национальный проект в образовании

25 октября Владимир Путин собрал на очередное заседание президентский Совет по науке, технологиям и образованию. В работе совета приняли участие и его новые члены – педагоги, ученые, представители системы образования, чьи имена хорошо известны стране. На этот раз им предстояло вместе с президентом обсудить, почему модернизация системы образования движется так медленно.

Владимир Путин сразу задал тон обсуждению, заявив, что «проблемой номер один остается качество образования», и заметил, что «для его повышения необходимы достойные условия жизни и работы педагога». В этой части своей речи президент согласился с тезисом выступления Галины Меркуловой на V съезде Профсоюза работников народного образования и науки, что не может не радовать.

Вместе с тем, по мнению Владимира Путина, сами педагоги тоже должны пройти путь обновления подходов к воспитанию, к внедрению современных образовательных технологий. Президент напомнил, что к 2007 году интернетом будут охвачены не менее 20 тысяч, а к 2008 году – более половины всех школ в России.

Дополнительным импульсом для модернизации, по словам главы государства, призван стать масштабный национальный проект в образовании. Владимир Путин заявил о начале его реализации, в ходе которой все объявленные финансовые и организационные меры будут строго отслеживаться и контролироваться государством.

После президента выступила заместитель председателя Совета, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая. Как призналась сама Людмила Алексеевна, она переделывала свой доклад чуть ли не 20 раз – все казалось, что главное упущено, а о других вещах сказано неоправданно много. Вербицкую Владимир Владимирович слушал внимательно. Она говорила о немыслимом количестве негосударственных вузов и филиалов, о некачественных контрольно-измерительных материалах ЕГЭ и о несоблюдаемом режиме секретности при его проведении. Особо Вербицкая отметила, что лишь 10% вузов дают качественное образование и что преподавателям высшей школы зарплату нужно платить не меньше, чем запланировано для ученых, – по 30 тысяч рублей. Иначе в вузах некому будет работать – все разбегутся: «Без адекватной оплаты этот процесс может стать необратимым!»

Алла Курбатова, директор подмосковной гимназии «Дмитров», существенно снизила пафос заседания, сообщив, что в большинстве сельских и поселковых школ России туалеты находятся на улице. Все были шокированы: как в присутствии президента говорить о такой прозе! Но что поделать, если эта проза так и выпирает наружу? Алла Курбатова, видимо, чувствовала себя на этом президентском совете полпредом всех сельских учителей и о низкой зарплате говорить не стеснялась: «В регионах молодые учителя получают 1700 рублей в месяц, а педагоги с 20-летним стажем – по 2700. Как же нам выжить в таких условиях?!». Тут директор подмосковной школы вспомнила о собственном губернаторе и отметила: ее учителя получают по 7 тысяч. Это заслуга Бориса Громова, но такие губернаторы есть не везде. Речь Аллы Курбатовой была воспринята присутствующими неоднозначно. Особенно в той ее части, которая касалась непосредственно педагогической работы. Алла Викторовна пыталась доказать, что никакой перегрузки у школьников нет и что они могут, как за границей, выдержать даже по 10 пятидесятиминутных уроков в день.

Выступление Виктора Матросова, ректора Московского педагогического государственного университета, было взвешенным и осторожным. Он напомнил президенту о давнем визите в МПГУ, о том, что в Москве профессор получает 6900 рублей, а учитель – минимум 8 тысяч, что материальная база педвузов намного хуже, чем в школах. Особую озабоченность ректор университета высказал по поводу того, что не все выпускники педвузов идут работать по специальности, но это не вина высшей школы, а беда школьного образования, где статус учителя чрезвычайно низок, а зарплата не достигает даже прожиточного минимума. Вслед за этим слово взял Евгений Примаков, который поинтересовался: если Людмила Алексеевна вскрыла практически все проблемы образования на нынешнем этапе, если другие обозначили недостатки, то не стоит ли поговорить о том, что будет дальше и что нужно делать. В ответ все дружно подняли руки, но Путин, выхватив из ряда сидящих за столом знакомое ему лицо Любови Петровны Кезиной (как никак дважды вручал ей ордена, а потом и Госпремию), предложил ей выступить, хотя изначально договоренности об этом на президиуме совета не было. Кезина говорила о том, что в последнее время тревожит ее больше всего – о дошкольном образовании. Особое внимание она уделила здоровью детей, приведя довольно интересную справку из Института педиатрии. Педиатры свидетельствуют, что каждый ребенок приходит в первый класс, уже имея два-три серьезных заболевания. Кезина считает, что о здоровье детей нужно заботиться уже на ступени дошкольного образования, создав в детских садах соответствующие условия. Повторив в общих чертах свое выступление на недавней коллегии

Минобрнауки РФ, которая проходила с участием премьера Михаила Фрадкова, Любовь Петровна напомнила Путину сказанные им же несколько лет назад слова о необходимости возвращения школ с муниципального уровня на региональный. Точно так же, заметила Кезина, сегодня нужно вернуть на региональный уровень детские сады, а государство – в дошкольное образование. После этих слов Любовь Петровна прочитала письмо воспитательницы казанского детского сада, опубликованное в одной из центральных газет. Отработав в дошкольном учреждении почти 30 лет, она получает 2834 рубля, а ее помощница – 1300 рублей, причем перспектив повышения зарплаты у них нет. Кезина предложила приравнять «дошкольников» по зарплате к учителям.

Путин слушал внимательно, а когда министр образования и науки Андрей Фурсенко ответил на вопросы, поставленные присутствующими, вернул его к важной теме: «А про детский сад вы ничего не сказали!». Министр заметил, что полностью согласен с позицией руководителя Московского департамента образования.

Виктор Демин, президент Союза директоров СПО, посетовал, что проблемы высшего и школьного образования затмили проблемы техникумов и училищ. Вообще его выступление было проникнуто нешуточной тревогой за положение системы профессионального образования. Ведь от изменения структуры и качества рабочей силы, подготовки специалистов в системах НПО и СПО зависит решение многих актуальных социально-экономических задач, в том числе и по удвоению ВВП. Виктор Михайлович предложил президенту целую программу действий.

Во-первых, принять принципиальное государственное решение, четко определяющее механизмы приоритетного развития НПО и СПО с учетом потребности в кадрах на несколько лет вперед.

Во-вторых, пройти путь эволюционного изменения, сформировав на базе существующих колледжей, техникумов и училищ многопрофильные и многоуровневые учебные заведения, где выпускники школ могли бы получать полное среднее образование и профессиональную подготовку.

В-третьих, пересмотреть систему финансирования систем НПО и СПО, введя норматив подготовки рабочих кадров и квалифицированных специалистов в расчете на 10 тысяч населения, а также ввести более мягкий режим налогообложения, ведь сегодня из учебных заведений в виде налогов уходит половина привлеченных денежных средств.

В-четвертых, повысить социальный, экономический и общественный статус преподавателей, установить им доплаты и надбавки за ученые степени и звания, повысить стипендии студентам и внести крупномасштабные инвестиции в переподготовку кадров, ибо новые задачи старыми методами не решить.

Совещание президентского совета не было формальным разговором, это отметили все его участники. Им понравилось то, что, собрав совет для обсуждения национальных проектов в образовании, президент не ограничил дискуссию этими рамками. Завершая встречу, Владимир Путин сказал, что предложенные им меры по поддержке образования – это по сути не национальные проекты, а те первоочередные шаги, которые должно предпринять Правительство РФ. «Все, о чем мы говорили сегодня, – подчеркнул президент, – должно быть реализовано вслед за этим».

Кроме того, Владимир Путин поддержал идею создания Национального совета молодых ученых, педагогов и специалистов. Координировать его работу будет главный научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, лауреат Государственной премии России в области науки и технологий Наталья Полосьмак.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте