search
main
0

Реформа может и не дать положительных результатов, а вот отрицательные – вполне реальны. Михаил КУЗЬМЕНКО, президент Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы

7 октября 2008 года прошла общероссийская акция профсоюзов в рамках Всемирного дня действий «Достойную зарплату за достойный труд». Эта акция проводится впервые по решению Всемирной конфедерации профсоюза. Россия приняла в ней участие как член конфедерации. Митинги, шествия, пикеты прошли во многих российских городах.

Участники акции принимали резолюции к Президенту РФ, Правительству РФ, Государственной Думе, законодательным и исполнительным органам субъектов РФ, предлагая обеспечить с 1 января 2009 года замещение трудовыми пенсиями не менее 40 процентов утраченного заработка, принять закон «Об основах ценовой политики Российской Федерации», направлять средства Стабилизационного фонда на развитие экономики и решение социальных проблем населения. В Абакане участники митинга и пикетчики несли плакаты и транспаранты: «Сначала рост зарплаты, потом рост квартплаты», «Росту цен – опережающий рост зарплаты», «Минимальные пенсии – на уровень прожиточного минимума», «За достойную зарплату, справедливые социальные гарантии!».

Лозунги не относились к какой-то отдельной отрасли, ведь проблемы достойного труда и достойной его оплаты касаются всех. Во всероссийской акции в субъектах РФ активное участие приняли члены Профсоюза работников народного образования и науки, которые уверены: учительский труд по-настоящему не оценен.

Какую бы политическую окраску ни пытались сегодня придать акции в рамках Всемирного дня действий «Достойную зарплату за достойный труд», очевидно, что ее цели полностью определяются уставными целями профсоюзов, ибо добиться достойной оценки труда каждого работающего – вот основная задача всех отраслевых профсоюзов. К сожалению, очевидно и другое – государство, которое по сути работодатель для работников учреждений бюджетной сферы, не обеспечило сегодня и не планирует в перспективе достойной оценки труда врача, учителя, библиотекаря и других работников государственных и муниципальных учреждений. Например, в течение долгих лет мы сравниваем соотношение средней зарплаты в бюджетной сфере и в целом в экономике страны – этот показатель практически не меняется и колеблется около 60-70 процентов. Учитывая провозглашаемую направленность государственной социальной политики на повышение жизненного уровня населения, казалось бы, мы вправе ожидать, что результатом реализации этой политики станет сближение уровней оплаты труда в бюджетной сфере и в экономике в целом. Но, увы, это не планируется. Подтверждением тому стал вынесенный на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии буквально на днях проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года, согласно которому и к далекому 2020 году наша зарплата в среднем вновь составит всего 69 процентов от средней по стране. Разве это не характерный показатель, как государство относится к элите общества, к тем высококвалифицированным специалистам, которые обеспечивают физическое, нравственное и духовное здоровье нации?!

В последние годы нам обещают существенное повышение заработной платы в результате реформирования механизмов ее исчисления, основная направленность которого – расширение прав руководителей в части оценки труда каждого работника. Но представляется, что для этого в первую очередь должны быть разработаны объективные критерии, а стандартам оказания социальных услуг должны соответствовать хотя бы минимальные стандарты в оплате труда. Что же мы имеем сегодня, когда нормативная база этой реформы на федеральном уровне фактически сформирована? Во-первых, практически полный уход государства от основных гарантий в части размеров всех составляющих заработной платы, обеспечения необходимого уровня дифференциации в размерах оплаты труда в зависимости от квалификации специалиста, специфики и сложности его труда. Во-вторых, очень серьезную озабоченность вызывает минимизация гарантий в части размеров выплат компенсационного характера. Достаточно сказать, что минимальная доплата за работу в ночное время утверждена постановлением Правительства РФ в размере 20 процентов, а минимальная компенсационная выплата за работу во вредных и опасных условиях труда запланирована всего в размере 4 процентов.

Нельзя не сказать о еще одном важнейшем аспекте предстоящей реформы. Практически по времени совпадают (с интервалом в 1 месяц) сроки перехода на новые условия оплаты труда всех федеральных учреждений и повышения минимального размера оплаты труда до 4330 рублей. Если на введение новых условий фонд оплаты труда будет увеличен на 30 процентов, то пока мы не знаем, будут ли федеральным учреждениям гарантированно выделены дополнительные финансовые средства на реализацию Федерального закона о МРОТ. Если этого не произойдет, для значительной части наших работников разработанный механизм дифференциации в уровнях оплаты труда в зависимости от специфики, сложности труда и даже от уровня образования полностью нивелируется. Все это относится к учреждениям федерального уровня, но немало проблем есть и в регионах. Полный отказ от отраслевых принципов построения систем оплаты труда вызывает множество вопросов, самый главный из которых – финансовая база этого реформирования. Как показывает предварительный анализ, в некоторых субъектах РФ на введение новых условий оплаты труда планируют выделить дополнительные средства в значительно меньших объемах, чем на федеральном уровне, а в некоторых регионах их не будет выделено вовсе. Можно представить, что в этом случае реформа вообще не даст положительных результатов, а вот отрицательные, обусловленные отменой практически всех гарантий, вполне реальны.

Возникает вопрос, каким образом будет обеспечен механизм повышения МРОТ на местах – в субъектах РФ и муниципальных образованиях и будут ли направлены на эти цели необходимые средства из федерального бюджета в полном объеме. Если этого не произойдет, источник средств нам всем хорошо знаком – так называемая оптимизация сети учреждений и штатной численности. К сожалению, с точки зрения наших учредителей, оптимизация – это всегда сокращение! А сокращение предполагает ликвидацию рабочих мест и, следовательно, безработицу. Отсутствие работы означает для большинства людей нищету, снижение качества жизни, несмотря на устойчивое развитие экономики.

Для профсоюзов работников непроизводственных отраслей по-прежнему остаются нерешенными вопросы безопасности и аттестации рабочих мест, стабильной занятости, увеличения процента замещения пенсией утраченного заработка, единых подходов при установлении мер социальной поддержки, роста заработной платы, пенсий и доходов населения, адекватных современному уровню жизни.

Разумеется, по кругу обозначенных проблем на федеральном уровне идет непрерывный переговорный процесс, в котором участвует руководство ФНПР и отраслевых профсоюзов. Но мы не удовлетворены ни ходом, ни результатами этих переговоров.

В этих условиях участие профсоюзов в социальной защите бюджетников – одно из первостепенных направлений нашей деятельности. Как бы нас ни разъединяло действующее законодательство, основные проблемы у бюджетников остаются общими. Продемонстрировать нашу организационную силу мы могли только в рамках единых коллективных действий. Поэтому, выходя 7 октября на акцию, мы говорили обо всех этих проблемах, обращая в очередной раз внимание властей и федерального уровня, и на местах – в субъектах РФ и муниципальных образованиях – на необходимость решения этих проблем.

Основные лозунги участников коллективных действий в России

Гражданину России – достойный труд и достойную зарплату!

Работающий человек не должен быть бедным!

Экономический рост – на благо народа!

Социальному государству – ответственную социальную политику!

Даешь сверхналоги на сверхдоходы!

Остановить ценовой беспредел монополистов!

Нам нужны достойные пенсии, а не пособия по бедности!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте