search
main
0

Рецепты блюд от правительственной кухни . К переменам в образовании будьте готовы!

28 законопроектов по реформе системы образования уже в правительстве. Сейчас с ними знакомится министр Андрей Фурсенко. Об этом сообщили на очередной ежегодной научной конференции, посвященной конкурентоспособности и модернизации экономики, которую проводит Высшая школа экономики. Это традиционная встреча экономистов, размышляющих о путях развития страны. Но и конкурентоспособность, и модернизация теперь напрямую касаются сферы образования.

Только слабые боятся критики

Конференция неожиданно стала презентацией планов нового правительства. Выступления первых лиц – вице-премьера Александра Жукова, главы Минэкономразвития Германа Грефа и министра финансов Алексея Кудрина были уверенно оптимистичными.

Среди планов снижение Единого социального налога с 36,5 до 26 процентов, изменения в пенсионной системе (о чем мы подробно расскажем в ближайших номерах «УГ»), реформирование естественных монополий, разграничение полномочий между центром, субъектами и муниципалитетами. Уже с 2005 года появятся два новых уровня власти – у районов и поселений, и все они будут иметь свои бюджеты. К весне 2006 года завершится реформа местного самоуправления. Многие учреждения, в том числе детские сады и школы, перейдут на муниципальный уровень, а федеральный центр будет отвечать за качество и национальный стандарт образования. После этих перемен доходы больше не будут перераспределяться между уровнями власти.

Конкурентоспособность сегодня – во главе угла. С ее помощью правительство собирается бороться с бедностью и удваивать ВВП. Герман Греф напомнил, что она бывает двух видов. Первый – это путь низких издержек – дешевой рабочей силы и выгодного курса национальной валюты. Предполагается, что мы теперь пойдем другим путем и достигнем конкурентоспособности через повышение качества товара. Это возможно через модернизацию производства: основных фондов, технологий и новые принципы корпоративной этики. Во всех отраслях не будут поддерживать неэффективные предприятия – «искусственная защита рынка лишь консервирует отсталость». Все это непосредственно относится и к сфере образования.

Важнейшим направлением деятельности правительства министр экономразвития считает обеспечение прав собственности, что также актуально в условиях, когда многим учреждениям образования приходится судиться из-за помещений.

«Мы не боимся критики, – сказал в заключение Герман Греф. – Критики боятся только слабые. А мы сильные». Но в то же время после оптимистичных выступлений первых лиц голоса оппонентов услышаны не были. «Все более скучно, чем в прошлом году, потому что определенно», – прокомментировал сказанное один из известных экономистов. Понятно, что даже не слишком популярные реформы – образования, пенсионная, здравоохранения, жилья – все равно будут проведены, поезд уже в пути.

«Безрадостное настроение», – подытожил известный экономист и научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин. «Что же мы успеем сделать притом, что там успели натворить? Есть ли что, за что будем хвататься?» – с такими вопросами он обратился к помощнику президента Игорю Шувалову. Именно он отвечает за все готовящиеся преобразования в российской экономике, в том числе и в сфере образования.

Вперед ударными темпами

«Мы исходили из того, что все люди довольными быть не могут, – отметил Игорь Шувалов. – Из того, какие общественные отношения сложились сегодня, какой уровень производства и каким образом нам все-таки рвануть вперед. Президент в прошлом году назвал проекты, которые могли бы значительно изменить страну, – по жилью, здравоохранению, образованию. Они непосредственно влияют на развитие личности. Мы можем заблуждаться, но мы взяли это за основу. Это то, что будет национальными приоритетными проектами. О них президент скажет в ближайшем будущем. Мы к этому долго шли и ударными темпами будем развивать на рыночных условиях жилье, на новых условиях – системы здравоохранения и образования граждан. Свободная личность, обеспеченная этими институтами, будет главным фактором сильной России. То есть таким фактором, который будет экономически толкать и развивать Россию. Вот главное.

Когда мы были в начале пути и думали, как реформировать образование и здравоохранение, нам в первую очередь все традиционные экономисты говорили: увеличьте налоги и просто направьте в систему больше денег – у вас есть где деньги взять. Отберите от недропользователей, и все будет в порядке.

Но не так все просто. Вы сами знаете, сколько денег ни направь в систему образования, все как в песок уйдет. Где-то будет чуть-чуть лучше, но в целом система качественнее не заработает. Поэтому еще раз повторю: все не могут быть удовлетворены изменениями. Потому что люди хотели бы получить самую лучшую по качеству услугу за минимальные деньги или, лучше, не заплатив вообще.

Поэтому когда мы говорим, что надо за что-либо заплатить, то граждане и так часто платят за это, но нелегально, а теперь все необходимо будет заключить в нормальные цивилизованные рамки.

Гражданин может и обязан заботиться о себе и своих близких. А если он не может по каким-то причинам, тогда здесь на помощь приходит государственная поддержка.

Сегодня ситуация достаточно стабильна и позволяет решать эти вопросы. Но мы можем и упустить возможности.

Надеюсь, что весенняя сессия 2004 года закончится принятием в первом чтении большей части инициатив, в целом 2004 год мы должны закончить с утвержденными законодательными актами по всем проектам. Но это не значит, что с 1 января 2005 года они вступят в силу. Мы только предъявим обществу модель поведения по всем этим направлениям. Кое в каких нововведениях нужен будет переходный период, но он должен быть обязательно разумно обоснованным».

Вузы превратились в большие техникумы

Из выступления министра образования и науки Андрея Фурсенко стало ясно, что он пока еще только знакомится с проблемами образования. Он считает, что необходимо построение экономики, основанной на знаниях. Определил и корпоративную цель – создание хорошо работающего образования, равно как и науки. Профессионализм зачастую не совместим с социальным равенством, отметил он. Школа – основа всего, что мы сейчас делаем, и школьное образование нуждается в серьезной реструктуризации и серьезной поддержке. Необходимо и повышение статуса учителей.

Тему развития и модернизации сферы образования продолжил ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов:

– У нас сейчас две проблемы. Из школы выпала функция воспитания. Она целиком падает на семьи. Результаты известны. И второе – школа больше не дает необходимых социальных навыков и навыков коммуникаций. Я бы к ним отнес компьютерную грамотность, владение иностранным языком, потому что когда школа с пятого класса учит иностранному языку, то это гарантированный нулевой результат и растрата ресурсов. И отсутствие базовых знаний по экономике и праву, абсолютно необходимых для того, чтобы эффективно себя продавать и защищать свои интересы на рынке.

Следующая цель – формирование необходимых квалификаций на перспективу, потому что системе образования бессмысленно ориентироваться на текущий рынок труда. У нас ситуация более чем тревожная. Среднее профобразование готовит специалистов более низкой квалификации, чем нужно рынку. У нас существует колоссальное перепроизводство специалистов с высшим образованием, и, наконец, мы имеем полное несовпадение структуры подготовки и потребностей общества.

Сегодня мы можем выделить три болезненные темы: качественное высшее образование реально недоступно без связей и денег. В профессиональную элиту через техникум, работу, вуз уже не войти, как было раньше. И, наконец, у нас отсутствует целевая поддержка учащихся из малоимущих семей.

Одна из самых больших проблем российского образования и российской экономики в целом: вузы всегда могут приобрести в лице студентов либо деньги от государства или от семьи студентов, либо качество, либо талант. Вот в последнее время вузы сталкиваются с тем, чтобы приобретать вместо таланта и будущей репутации деньги в той или иной форме.

80 процентов программ высшего образования не базируются ни на одной собственной научной разработке. Наши вузы превратились в большие техникумы с пятилетним сроком обучения, где передают накопленные другими устаревшие знания.

К тому же бюджетное содержание учебных заведений оторвано от результатов их деятельности. Должно быть несколько форм финансирования, но все они должны быть привязаны к выбору самих учащихся.

Еще одно: потребитель образования не обеспечен необходимой информацией о качестве образовательных программ. Единый экзамен лишь первая попытка государства ввести одно соответствующее измерение, которое годится для всех потребителей: и для ректоров вузов, и для семей, которые выбирают образование. И это измерение не должно быть единственным.

Школа не учит выбору, не учит проектной деятельности, не ставит перед учениками задачу по комплексному применению полученных знаний. Среднее финансирование в расчете на одного ученика в сельской малокомплектной школе равно таковому же в Московском высшем техническом училище им. Баумана. Это 2 тысячи долларов в год.

Экономических проблем образования Ярослав Кузьминов перечислил еще немало. Часть из них, как можно надеяться, будет решена законопроектами, которые скоро будут рассматриваться правительством и, возможно, образовательной общественностью. Подробности читайте в ближайших номерах газеты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте