search
Топ 10
День славянской письменности и культуры посвящен создателям азбуки – братьям Кириллу и Мефодию Последняя рабочая неделя мая станет одной из самых холодных за 74 года: в Москве возможен снег Все живы: из московского детского садика сбежали трое шестилеток Опубликованы кадры гигантского «ежика», снятые в опасной близости от Солнца Какие факторы из детства приводят к проблемам в зрелые годы и одинокой старости – узнал эксперт В магазинах появятся безразмерные детские кроссовки: таких хватит не на один сезон Минпросвещения: отказ от Болонской системы и переход на специалитет усилит подготовку учителей День филолога, который отмечают 25 мая, напомнит о любви к слову и красоте родной речи Точка дымления: какое масло нельзя использовать для жарки Международный день чая 21 мая отмечают не только гурманы – у напитка много поклонников

Речь – это важный фактор нашей успешности!

В начале 2020 года Президент РФ дал поручения правительству проработать вопросы повышения качества изучения и использования русского языка в различных сферах, в том числе в публичной коммуникации. Создана Комиссия при Правительстве РФ по русскому языку, которую возглавил министр просвещения Сергей Кравцов. Я и мои коллеги, члены комиссии, готовы начать работу, которая, на мой взгляд, будет идти по целому ряду направлений. Среди них – подготовка единых требований к словарям и справочникам, разработка профессиональных стандартов в сфере владения русским языком, предложения по совершенствованию законодательства.

Одним из новшеств законодательства станет обязательное прохождение экзамена на владение русским языком государственными служащими. Такое начинание можно только приветствовать, и очень здорово, что об этом говорится на высоком уровне.

Чиновники – посредники между государством и народом: они, с одной стороны, готовят документы, регулирующие нашу жизнь, с другой – говорят с нами, комментируют различные законодательные акты, действия от имени государства и так далее. Разумеется, от того, каким языком они говорят, насколько ясно, понятно, однозначно пишут документы, разъяснения, постановления, во многом зависят и эффективность функционирования ведомств, и в целом удовлетворенность граждан качеством государственных услуг.

Но мы должны понимать: чиновники, государственные служащие такие же люди, как и другие, как все мы, они учились в тех же школах, в тех же вузах. К тому же хотелось бы обратить внимание на то, что правильная устная и письменная речь необходима не только чиновникам и не только людям публичных профессий.

По данным исследований, при выборе претендента на вакансию 95% работодателей отдают предпочтение тем, кто демонстрирует высокий уровень владения речевыми компетенциями.

Неудивительно поэтому, что заметный тренд нашего времени – увеличение запросов на обучение, повышение квалификации работников госкорпораций и коммерческих компаний именно по развитию навыков устной и письменной коммуникации.

Разумеется, для разных видов деятельности требования к тому или иному речевому навыку различаются. Кроме того, существует определенная специфика, и успешный специалист должен овладеть научным, методическим, техническим языком своей профессии.

Все это вопросы оценки и диагностики речевых компетенций – то, чем занимается Институт Пушкина. Развивать все компетенции сразу трудоемко, долго и затратно. Совершенствоваться можно и нужно всю жизнь, но эта работа должна быть «прицельной», направленной на основополагающие для конкретной профессиональной деятельности речевые компетенции.

Эта проблема решается с помощью системы оценки, корректировки и сертификации, которую разработали лингвисты и педагоги нашего института. Методика «Пушкин-100» позволяет выявить проблемные зоны, определиться с приоритетами и провести обучение по четко определенной программе. Поручения президента, связанные с формированием грамотности у работников государственной сферы, госслужащих, как раз отвечают направлениям программы «Пушкин-100».

В нашей современной реальности речь – это визитная карточка, которая формирует впечатление о человеке в целом. Поэтому в программу включается и универсальный блок речевых компетенций с учетом цифровой среды: что мы должны уметь, чем должны владеть для того, чтобы эффективно и достойно представлять себя и свою организацию или учреждение.

Уверена, что каков наш язык, такова наша жизнь. Поэтому давайте говорить, писать, думать на хорошем и правильном русском языке – это важный фактор нашей успешности!

Маргарита РУСЕЦКАЯ, доктор педагогических наук, ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, член Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку, член Правительственной комиссии по русскому языку

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте