В последнее время очень часто говорят о том, что ученик такой же равноправный участник образовательного процесса, как и учитель. Но если это так, то у ребенка есть свои права, которые нужно соблюдать. Всегда ли это происходит? Всегда ли школа уважает своего ученика, интересуется его мнением и учитывает это мнение? На вопросы, которые часто поступают в редакцию, мы попросили ответить первого заместителя руководителя Департамента образования Москвы Ларису Курнешову. Почему мы обратились с просьбой к представителю столицы? Прежде всего потому, что именно в Москве уделяют большое внимание соблюдению прав ребенка, и вполне вероятно, что коллеги в разных регионах возьмут за образец те правила, которыми руководствуются в столице.
– Могут ли моего ребенка не взять в десятый класс той школы, где он отучился девять лет?
– В связи с тем, что сегодня в Москве принято решение об обязательном 11-летнем образовании для каждого, по положению о приеме в десятый класс ни одно общеобразовательное учреждение, выпускающее ребенка из девятого класса и дающее ему аттестат об окончании общего образования, не имеет права отказать ему в приеме в десятый класс. Переход в другое образовательное учреждение – чисто добровольное дело, это решение принимает сам ребенок или его представитель, если ребенок не достиг шестнадцати лет. Если ребенка не принимают в десятый класс – это противозаконно, это ошибка педагогического коллектива и администрации школы.
– Как относиться к тому, что в школу в первую очередь берут тех, кто окончил прогимназии?
– Как правило, в прогимназию принимают детей с четырех-пяти лет. Если ребенок принят в прогимназию и проучился в ней несколько лет, то в первый класс он должен быть зачислен автоматически. Зачислять новых детей в прогимназию, скажем, после того, как принятые дети проучились в ней год или два, можно только на свободные места. Для зачисления детей, не окончивших прогимназию, в первый класс можно открывать дополнительный класс, если для этого есть условия.
– Что в условиях нормативного финансирования будет с малокомплектными московскими школами?
– Выжить в условиях нормативного финансирования и обеспечить качество образования, воспитания, развития материальной базы такая школа не сможет, поскольку не уложится в рамки необходимой заработной платы учителей. У таких школ, которые не пользуются авторитетом москвичей, есть один путь – подсоединение к тем школам, которые наиболее востребованы.
– Самая большая проблема для родителей – запись ребенка в первый класс. Каков порядок приема детей в образовательные учреждения?
– Прием в первый класс начинается с 1 апреля. Если руководитель образовательного учреждения начинает комплектовать первые классы в феврале, то таких руководителей наказывают.
– Не секрет, что во многих школах будущих первоклассников подвергают серьезным испытаниям: проверяют, умеют ли они читать, считать и даже писать. Насколько это законно?
– В некоторых школах есть неправильные пункты в уставах о проведении конкурсов – в Москве запрещен прием в первые классы на конкурсной основе. Ни в одном уставе образовательных учреждений не может быть прописано, что прием в первый класс ведется на конкурсной основе. Если ребенка подвергают экзаменам в той или иной форме при поступлении в первый класс, то это противозаконно. Само тестирование или собеседование без законного представителя ребенка – это, как правило, родители, не должно проводиться. Собеседование или тестирование может проводиться только для того, чтобы определить, какая образовательная программа наиболее соответствует уровню подготовленности ребенка к школе и уровню его развития.
– Что делать, когда в школе набирают два класса, а заявлений на прием в полтора-два раза больше?
– До сих пор существует такая объективная ситуация, что в одну школу хотят поступить многие, а в другую, рядом, желающих мало. Например, количество классов в каждой школе открывают, руководствуясь теми заявлениями, которые поданы с просьбой принять в десятый класс. Если выпущены три девятых, а осталось такое количество детей, что можно сформировать только два, то принимается соответствующее решение и издается соответствующий приказ окружного управления образования.
– Кто принимает решение о том, сколько первых классов будет открыто в том или ином образовательном учреждении?
– Количество первых классов открывается по приказу окружного управления образования, и окружные советы родительской общественности могут обсудить то, сколько должно быть классов в школе, с представителями окружного управления.
– Кому школы не имеют права отказать в приеме в первый класс?
– Вопрос непростой, поэтому в положении о приеме в первый класс есть некоторые приоритеты, в соответствии с которыми нельзя отказывать в приеме детям из многодетных семей, тем детям, у которых братья или сестры уже учатся в данной школе, детям-инвалидам, детям матерей-одиночек.
– Кому можно пожаловаться, если ребенку отказали в приеме в первый класс?
– В каждом округе при управлении образования есть конфликтные комиссии, и советы родительской общественности должны принимать активное участие в их работе. Комиссии в апреле-мае рассматривают практически все заявления, которые поступают в ту или иную школу, где возникают конфликты по приему детей, и принимают решение по формированию первых классов в данном образовательном учреждении, не отдавая этого на откуп директору школы. Конфликты возникают, как правило, в тех учебных заведениях, где есть прогимназии или углубленное изучение иностранных языков. Родители могут и должны обращаться в эти комиссии, если хотят отстоять право своего ребенка на обучение в этом образовательном учреждении.
– Кто издает приказ о зачислении ребенка в первый класс?
– Приказ о зачислении издает директор образовательного учреждения.
– Сколько учеников должно обучаться в классе?
– 25 человек – это федеральная норма в соответствии с социальными стандартами, которые утверждены для образовательных учреждений. В коррекционных школах – 7-10 человек. Есть постановление правительства, в соответствии с которым учебному заведению разрешено, если группа меньше, чем класс, снизить норму до 20 человек.
Если в классе больше 25 человек, то тут может быть проведена проверка и сделаны выводы о нарушении федеральной нормы. Когда ребенку могут отказать в приеме? Если в классе уже есть 25 человек и приходит 26-й, так как любой вновь пришедший ребенок ухудшает условия обучения для детей, которые уже учатся в этом классе. Вот тут родители могут высказать свое мнение, и на основании этого мнения администрация откажет ребенку в приеме. Сегодня есть классы и в 30 и 36 человек, но когда проверяет прокуратура, то в акте указывается, что переукомплектованность классов выходит за пределы нормы.
– Если в классе 30 человек, то в этом случае класс делится на три группы на уроках иностранного языка, и их ведут три педагога. Если меньше – подгрупп всего две, и в каждой больше детей, чем в классе, где 30 учеников. Но ведь в этом случае качество преподавания иностранного языка хуже?
– В Москве принято постановление правительства Москвы о повышении качества преподавания иностранных языков. В рамках этого постановления, независимо от того, по какой образовательной программе – углубленного изучения иностранного языка или общеобразовательной – идет обучение, в учебном плане должно быть не менее трех часов отведено на преподавание иностранного языка. Параллельно с этим в постановлении сказано, что с 1 сентября 2007 года разрешено открытие групп иностранного языка в количестве не менее 8 человек. То есть если класс 25 человек, то можно на законных основаниях разделить его на три подгруппы на уроках иностранного языка. Вся проблема теперь в том, имеет ли образовательное учреждение возможность обеспечить кадровый потенциал для проведения таких занятий. Если кадров хватает и нагрузка учителей позволяет, такие занятия можно проводить.
– В каждой школе есть в параллели классы «А» и «Б». Большинство родителей считают, что в «А» классе лучше ученики и лучше учителя, в «Б» – похуже. Родители стремятся отдать ребенка в «А» класс, и там собираются 30 учеников, а в «Б» классе – 20 и меньше. Родители первого класса говорят, что детей нужно разгружать, а во втором – всем довольны. В какой мере родительские комитеты могут влиять на такую ситуацию?
– Родители могут впрямую влиять на такие процессы. Если в классе 30 человек, то они вправе ставить перед администрацией вопрос о защите прав своих детей на качественное образование и создание условий их учебы. Если родители против увеличения контингента детей в классе, то администрация должна к ним прислушаться.
– С 1 января 2006 года московские школы перешли на нормативное финансирование. Чем больше учеников в классе, тем выгоднее школе. Что противопоставлять в этом случае родителям, если школа хочет зарабатывать деньги, а потому может посадить в класс и 40 учеников?
– Это проблема сложная, так как если делить класс пополам, то зарплата увеличится в смете в два раза, и школе это в самом деле невыгодно, так как значительная часть норматива – зарплата учителей. В этом плане может быть переходный период, когда директор считает, что ему деление на два класса экономически невыгодно. Но, во-первых, мнение родителей по-прежнему администрация должна учитывать, во-вторых, все же надо искать какой-то компромисс между родительской общественностью и администрацией образовательных учреждений.
Комментарии