В последнее время в России из-за недостаточного финансирования системы дошкольного образования появился целый комплекс проблем, среди которых – старение основных фондов детских садов, нехватка инвентаря, обострение кадровой ситуации. Мизерная зарплата в детских садах общеизвестна, профессия воспитателя давно считается непрестижной. Груз финансовой ответственности за работу детских садов, который государство с себя сняло, оказался в значительной степени перемещен на родителей. Дошкольные образовательные учреждения просто вынуждены латать финансовые дыры за счет материальной помощи со стороны семей воспитанников.
Эти и многие другие проблемы стали предметом обсуждения на межрегиональной конференции «Общественная экспертиза процесса трансформации системы дошкольных образовательных учреждений», организованной Институтом социальной и гендерной политики совместно с Союзом женщин России. За «круглым столом» собрались представители государственных структур власти и общественных организаций из Челябинской, Ленинградской, Московской, Ивановской, Курской, Владимирской, Липецкой областей, Краснодарского края, Москвы, Санкт-Петербурга, Усть-Илимска. В конференции приняли участие не только эксперты и специалисты системы образования, но и лидеры общественных организаций. Предметом обсуждения стал и опыт «регионального антикризисного управления» в этой социально важной отрасли образования.
Участники конференции признали, что сегодня система дошкольного образования находится в глубоком кризисе, который складывался годами. Одна из основных проблем – обострившийся дефицит мест в детских садах. Значительное количество дошкольных образовательных учреждений на протяжении 90-х годов было перепрофилировано, закрыто, продано коммерческим структурам: с 1990 года в России их численность сократилась с 88 до 46 тысяч, то есть почти вдвое. Очередь на получение места в детском саду только в 2005 году увеличилась до 913 тысяч детей, тогда как в 2004 году была меньше – 805 тысяч, а в 2000 году – 238 тысяч детей. В итоге на сегодняшний день, по официальным данным, более 40 процентов детей дошкольного возраста по разным причинам не имеют возможности получения полноценного дошкольного образования, социализации, медицинского обслуживания. Это означает, что примерно такое же количество женщин в этот период не могли трудоустроиться и добавить заработок в семью.
По мнению специалистов, для многих регионов характерны большие диспропорции в обеспечении возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений. В некоторых территориях, особенно в сельской местности, количество мест в детских садах приблизилось к критическому уровню – 20-25 процентов от реальной потребности. В России не редкость села, где детских садов нет вообще. Проблемы есть и в крупных городах, где из-за высокой стоимости земли, благоприятных условий ведения бизнеса детские сады и ясли подвергались «захвату» коммерческими организациями. Такое положение дел также наносит сильнейший удар по молодым семьям. Многие женщины с рождением ребенка вынуждены оставлять работу либо переходить на низкооплачиваемые рабочие места в сфере неквалифицированного труда. Недостаточный уровень обеспечения детскими садами – одна из причин сохранения высокого уровня женской бедности в России. Из-за разрушения системы дошкольного образования матери оказываются перед жестоким выбором: ребенок или карьера. Это наиболее массовая и распространенная форма ущемления прав социально уязвимых групп женщин: матерей-одиночек, женщин с низким уровнем дохода, многодетных матерей.
Эта ситуация, по словам выступавших, создает проблему резких разрывов в уровне подготовки к школе детей из семей с различным уровнем достатка. Невозможность посещать дошкольное образовательное учреждение не позволяет обеспечивать равные стартовые возможности детей. Этот факт не может рассматриваться иначе, чем нарушение закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа обеспечения равного доступа к образованию. Но проблемы дошкольного образования не ограничиваются только вопросом общего количества детских садов и яслей. В крайне сложном положении находятся и существующие детские сады и ясли. К сожалению, сегодня финансовые обязательства государства, подчеркивают специалисты, распределяются по пирамиде: большая часть средств достается вузам, общеобразовательным школам, учреждениям среднего профобразования, а дошкольникам остаются крохи.
Кризис в дошкольном образовании – барьер для новой демографической политики, реализации выдвинутых президентом Путиным инициатив по защите семьи и повышению рождаемости. Предложенные Президентом России меры могут оказаться неполными, если параллельно с ними не будут предприниматься усилия по развитию демографической инфраструктуры – строительству детских садов и яслей. Ведь мест в детских садах не хватает даже сейчас, а в случае, если предпринимаемые правительством меры, такие как, например, закон о «материнском капитале», приведут в ближайшее время к росту рождаемости, то их нехватка может стать еще более катастрофичной.
Эксперты обсудили различные программы, разрабатываемые сегодня в регионах России с целью поддержки дошкольных образовательных учреждений. Участникам конференции был представлен итоговый сборник «Общественная экспертиза трансформации системы дошкольных образовательных учреждений». Конференция завершила свою работу принятием резолюции и выработкой рекомендаций в адрес органов власти федерального и регионального уровней. Хотелось бы обратить внимание на один из важнейших пунктов: специалисты предлагают перенести ответственность за финансирование дошкольного образования на уровень субъектов Российской Федерации.
Комментарии