Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Реальная жизнь и выдуманные проблемы

УГ - Москва, №30 от 28 июля 2015. Читать номер
Автор:

​После публикации в «УГ-М» материала о преподавателе Образовательного комплекса дизайна технологий в редакцию стали обращаться читатели с просьбой рассказать об этом комплексе, его работе. Чтобы выполнить эти пожелания, мы попросили ответить на вопросы газеты директора ОКДиТ Екатерину ЧИСТОВУ.

– В одном из материалов, появившемся в Интернете, его автор утверждает, что после создания комплекса и включения в него Дома детского творчества (ДДТ) и парка «Усадьба Трубецких» в Хамовниках бедным детям приходится ездить на метро через весь город, чтобы сдать экзамены, и спрашивает: «Зачем нужно было объединять столь удаленные друг от друга учреждения?» Это действительно так?- Прежде всего нужно сказать, что те студенты ОКДиТ, что учатся в Хамовниках, сдают экзамены и защищают дипломы в здании Дома детского творчества там же, в Хамовниках. При этом ссылки оппонентов на возраст студентов, якобы слишком юный для поездок на метро, несостоятельны: напомню, что после окончания обучения в комплексе девушки могут (а некоторые из них будут) работать уже в организациях, где вряд ли им будут давать скидки на юный возраст, за исключением сокращенного рабочего дня, положенного по закону. Что касается юношей, то им предстоит пройти действительную срочную службу в рядах Вооруженных сил РФ в качестве защитников Родины с оружием в руках. Учреждения среднего профессионального образования отличаются от большинства школ тем, что на учебу в них студенты прибывают не только из близлежащих дворов, но и съезжаются со всей Москвы. Конечно, удобнее, если образовательный комплекс расположен рядом с домом, площадка в Хамовниках позволяет улучшить транспортный комфорт для молодежи ЦАО наряду с удобным расположением других структурных подразделений для молодежи ВАО. Кстати, студенты колледжей в среднем выглядят, как правило, взрослее своих школьных сверстников и ведут себя тоже, как взрослые, хотя бывают и исключения.- Ваш колледж был очень широко известен в Москве, был даже конкурс на поступление в него. Зачем надо было присоединять к нему ДДТ «Хамовники»?- Решение о включении парка «Усадьба Трубецких» в Хамовниках в качестве структурного подразделения в Образовательный комплекс дизайна и технологий было принято по нескольким причинам. Во-первых, для некоторых специальностей, обучение которым проходит в нашем комплексе, потребовалась такая серьезная практическая площадка, где студенты смогли бы осуществлять свои творческие планы. Во-вторых, в прошлом, когда бюджетные расходы мало кого интересовали, было возможно содержать здание, где занятия в кружках начинались с 16.00, а по утрам царили тишина и покой. В самом деле, не в девять же утра начинать работу кружков, если все дети в это время находятся на занятиях в школах. Однако теперь мы относимся к бюджетным расходам по-хозяйски, при внимательном изучении деятельности Дома детского творчества в Хамовниках было признано неприемлемым то, что, несмотря на то что занятия начинались вечером, расходы за отопление, электричество, содержание здания и другие ощутимо влияли на бюджет учреждения. Вот тогда и было принято решение о включении ДДТ в состав ОКДиТ как структурного подразделения. В первой половине дня в этом здании учатся студенты колледжа, а вечером начинаются занятия по дополнительному образованию для всех желающих. Такое использование здания представляется наиболее рациональным, ни один оппонент пока не предложил никакой альтернативы, кроме загадочного и невнятного требования «вернуть ДДТ в Хамовниках детям».- Конечно, практика будущим мастерам нужна, но не повредят ли студенты городскому парку, ведь они еще не специалисты?- В парке «Усадьба Трубецких» студенты имеют возможность для практической реализации своих проектов и представления этих работ на суд непредвзятых посетителей. Особую ценность для студентов имеет то, что проекты должны быть выверены в соответствии с многочисленными правилами, законодательно закрепленными как обязательные именно для парка «Усадьба Трубецких». Дело в том, что этому парку как первому созданному после революции общественному парку столицы присвоен статус памятника садово-паркового искусства, любые существенные изменения в нем подлежат предварительному согласованию в Департаменте культурного наследия. Поэтому страхи недовольных местных жителей, что включение парка в состав ОКДиТ приведет к вульгаризации паркового хозяйства, абсолютно необоснованны и надуманны, а все расходы в парке прозрачны, их ежегодно проверяют многочисленные ревизоры из компетентных инстанций. Сегодня в парке мы реализуем обширную программу развития, результаты этой работы видны невооруженным глазом каждому посетителю. В прошлом году, например, была начата реконструкция Лебяжьего пруда со всей инфраструктурой, которая завершилась к Дню независимости России. В парке есть конноспортивная секция, в парковом мини-зверинце успешно размножаются белочки, часть которых выпущена в парк на волю, как на ВДНХ и в Нескучном саду, в парке есть птичник, и маленькие посетители могут каждый день наблюдать за фазанами, гусями, утками, другими птицами.- Зачем вообще колледжи укрупняются и становятся комплексами?- По всей Москве идет процесс укрупнения образовательных учреждений, которые получают статус образовательных комплексов, в качестве выигрыша от такого слияния следует упомянуть оптимизацию образовательного процесса для всех структурных подразделений созданного комплекса. Сейчас среднее образование подразделяют на общее среднее и профессиональное среднее. Учителя школ считаются традиционно сильными в преподавании общеобразовательных программ, таким образом, в комплексе учащиеся профессиональных структурных подразделений получают своего рода гарантию общего среднего образования того же уровня, как и ученики школ.- А какой резон школам присоединяться к колледжам?- В свою очередь учителя малокомплектных школ в комплексе получают возможность довести свою учебную нагрузку до оптимальной за счет преподавания своих предметов студентам 1-го курса профессиональных структурных подразделений, что немаловажно в условиях подушевого финансирования. Можно сказать, что в выигрыше все стороны, есть и другие плюсы от слияния учреждений общего среднего и профессионального среднего образования в образовательные комплексы.- Почему в ОКДиТ вошли именно эти школы, находящиеся на значительном удалении одна от другой?- Управляющие советы средних школ №343 и №813 приняли решение о вхождении учреждений в состав Образовательного комплекса дизайна и технологий, ДОгМ это предложение поддержал. Почему именно эти школы были включены? Вероятно, в связи с тем что обе школы были малокомплектными и в новых условиях столкнулись со значительными трудностями.- А может быть, проблемы не возникли, а были инициированы?- Не исключено. Недовольные родители и педагоги решили, что они обладают правом собственности на школу, очень хорошо, с одной стороны, что люди принимают близко к сердцу все происходящее в школе. Но, с другой стороны, они приняли спорное решение о том, что какие-то ученики неуправляемы, что им не место в школе рядом с их собственными детьми. Очень плохо то, что педагоги внушили ту же мысль недисциплинированным подросткам, теперь уже сами малолетние «изгои» поверили в свою негативную исключительность, что отразилось как на их поведении, так и на успеваемости, к сожалению, есть ребята, не сдавшие госэкзамены. У нас уже готов график встреч с родителями этих детей, где речь пойдет о подготовке индивидуального плана обучения.- Но может быть, нарушителям порядка и в самом деле не место в хорошей школе?- Выталкивая неудобных учеников из школы «куда угодно», родители и педагоги фактически лишают кого-то из восьми- и девятиклассников конституционного права на получение общего образования, в том числе и профессионального, так как после 9-го класса эти ребята могут пойти в структурные подразделения профессионального образования и избавить оставшихся школьников от своего присутствия. Такая позиция педагогов вообще не поддается пониманию, понятно, что не всем учителям суждено стать равными А.С.Макаренко, но надо бы попытаться. Причем недовольство характерно только для некоторых родителей детей из школы №343, а вот в школе №813 такой проблемы не возникло, так как там и учителя, и ученики не делят школьников на трудных и нетрудных, это позволяет всем спокойно вписаться в учебный процесс без каких-либо эксцессов. Напряженность нагнетает и тот стереотип, что изначально в колледжи Москвы для получения профессионального образования шли дети, не мотивированные на дальнейшую учебу в школе, вдобавок очень часто и дома им уделяли недостаточно внимания: время сейчас такое, что в самых внешне благополучных семьях родители нередко заняты жизненными проблемами, личными переживаниями, построением карьеры, и все это в ущерб воспитанию детей. Вакуум домашнего воспитания часто заполнялся негативным влиянием улицы. Что тут мы можем поделать? Мы пытаемся воспитывать этих ребят, несмотря на трудности, делаем все, что от нас зависит, чтобы изменить их в лучшую сторону. Очень неприятно при этом получать удар в спину от СМИ и благополучных родителей, которые прилепляют к подросткам ярлык неисправимых. Пройдет несколько лет, и воспитанные выпускники школ встретят тех, от кого избавились в школе, – невоспитанных на улице города. Что тогда прикажете делать и куда убирать неугодных?- Правда ли, что в школе №343 были заменены два руководителя структурных подразделений и уволились 14 учителей?- Да, действительно, в школе я заменила одного за другим двух руководителей структурных подразделений. Первая женщина-руководитель была назначена на эту должность еще до моего прихода, прошел год, и я убедилась, что она не годится для руководства таким структурным подразделением в новых условиях. Дело в том, что педагогический коллектив школы складывался на протяжении многих лет, люди практически сроднились друг с другом, это хорошо, если не мешает выполнению основной функции – обеспечению образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями. Сейчас бывшая руководитель продолжает работать учителем, и успехи, которые показывают ее ученики, доказывают, что решение было принято правильное. Второго руководителя пригласила я сама. Мы согласовали испытательный срок в три месяца, после которого обе стороны решили не продлевать сотрудничество. Испытательный срок для того и существует, чтобы дать дополнительный шанс глубже узнать все качества кандидата. Что плохого в том, что я требовательно подхожу к выбору руководителя структурного подразделения? За исключением нескольких человек, никому из родителей не пришло в голову обвинять меня в излишней требовательности к людям, которым предстоит руководить процессом обучения их детей, тем более что требовала я только то, что руководитель обязан был делать. Что касается 14 уволенных учителей, то при мне из школы №343 ушли лишь два педагога. Причиной ухода были низкие результаты сдачи ЕГЭ, а сегодня это основной критерий подготовки учеников. К тому же у одной из преподавательниц не было даже профильного образования – в свое время она окончила медицинское училище. Больше из школы никто не уходил. Возможно, сюда же заодно примешали и тех преподавателей дополнительного образования из бывшего Дома детского творчества, что написали заявления, но ни один человек не был уволен просто так, во всех случаях для увольнения были веские основания.- Почему в школе нет медицинского кабинета, постоянно дежурящей медицинской сестры?- В настоящее время школы не распоряжаются наличием или отсутствием медицинских кабинетов. Это епархия Департамента здравоохранения, именно там сосредоточены все кадры, финансирование, методическое сопровождение… Специалисты этого департамента сами определяют, где можно организовать медицинский кабинет согласно нормативам, утвержденным медиками, а где можно обойтись приходящей медсестрой, которая бывает в школе, скажем, два раза в неделю по полдня. При этом не могу не подчеркнуть, что у нас ни разу не было случая, когда при необходимости медицинская помощь не была бы оказана нуждающимся, хотя бы силами бригад «скорой помощи».- У недовольных родителей есть подозрение, что школу №343 хотят закрыть, а здание школы использовать в коммерческих целях.- С 1 сентября школа №343 – ныне структурное подразделение ОКДиТ – как обычно, откроет двери ученикам. В условиях подушевого финансирования в случае малого набора учеников перед школой встали бы непреодолимые проблемы, которые могли привести к ликвидации, но в составе ОКДиТ такая участь школе №343 не грозит. Это официальное заявление.- Такое ощущение, что существует какой-то конфликт с группой родителей, это так?- Конфликт начался в мае 2014 года, когда ко мне обратилась группа родителей детей, занимающихся в кружке бальных танцев в Доме детского творчества, с жалобой на то, что с них собирают деньги: за занятия, на костюмы, туфли, поездки, за выдачу книжек Московской федерации бального танца… Я немедленно запретила проводить любые поборы или сборы денег в рамках нашего образовательного учреждения, в августе 2014 года все педагоги комплекса были ознакомлены с этим приказом. Оказалось, что сбор денег организовала мама одного ученика, занимавшегося в кружке бальных танцев в Доме детского творчества в Хамовниках. Мой приказ вызвал у нее недовольство и послужил причиной для организации кампании жалоб по всем поводам, без повода и во все инстанции. Конечно, родители могли принять решение о сборе денег вне рамок Образовательного комплекса дизайна и технологий, но и тогда все нужно было делать по закону, с оформлением надлежащей отчетности, а судя по жалобам родителей, это сделано не было, никаких отчетов по расходам на собраниях родителей не прозвучало, недопустимо, чтобы к этим безобразиям каким бы то ни было образом было причастно наше образовательное учреждение. В бюджетном учреждении сотрудники получают деньги из бюджета и обязаны подчиняться определенным правилам, закрепленным в должностных инструкциях, но следующий этап конфликта можно назвать дисциплинарно-кадровым. Сначала занятия проводили две преподавательницы с нагрузкой, определенной задолго до моего назначения директором, 27 часов в неделю, и это большая нагрузка. В мае прошлого года мне сообщили, что одна из преподавательниц не явилась на работу без уважительной причины, что привело к срыву занятий. Служебное расследование этой ситуации показало, что в отчетности по работе кружков существовали недопустимые искажения. Первоначально в кружке бальных танцев числилось порядка 140 учеников, оплату занятий осуществляли из бюджета Департамента образования с учетом именно этого количества занимающихся, а на деле оказалось, что большинство числящихся «мертвые души» и давно не ходят на занятия, а на постоянной основе занимались чуть более 40 человек. Необходимо было снизить показатели нагрузки соответствующим образом, что, естественно, не вызвало восторга у педагогов, одна из преподавательниц выразила свое несогласие с новым подходом, написав заявление об увольнении, осталась другая преподавательница, которая работала в Доме детского творчества с давних лет, ее учебная нагрузка была пересчитана исходя из реального количества обучающихся и из той программы обучения, которая была утверждена для этого кружка. За то, что кажется кому-то бесплатным, включая занятия в рамках получения дополнительного образования, всегда платит кто-то другой, например Департамент образования. Проведенная реорганизация привела к оптимизации бюджетных затрат, в группах стало заниматься больше детей, как это и было положено по учебному плану, но в рядах родителей тут же появились недовольные, которые хотели бы, чтобы все оставалось по-старому: преподаватель занималась бы с детьми в группах по два-три человека за счет Департамента образования, а в рамках бюджета предусмотрены занятия только в группах по 15 человек. Если у родителей есть желание организовать для своего ребенка индивидуальные занятия, то никто не запрещает им сделать это за свой счет, разумеется, официально оформив индивидуальные занятия в установленном порядке. Любые иные подходы в разной степени содержат элементы правонарушения вплоть до подпадания под статьи Уголовного кодекса РФ. Не все это хотят понять – отсюда и недовольство, но работать мы будем строго по закону, как бы кому-то ни хотелось возврата к прежнему.Я всегда готова к конструктивному диалогу, так как отлично понимаю тревогу родителей за своих детей, тут мы союзники. Те, у кого нет времени на личную встречу, могут адресовать мне свои вопросы на сайте Образовательного комплекса дизайна и технологий. Для родителей, действительно озабоченных будущими знаниями своих детей, скажу: с сентября сего года мы планируем открыть в Хамовниках до 60 кружков дополнительного образования, если эти кружки будут востребованы подростками и их родителями. Запись в кружки открыта с начала июня на сайте государственных услуг Москвы. Вот это реальная работа, а не выдуманные проблемы.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту