Уходящий в историю 2008 год оказался весьма динамичным и плодотворным для образовательной системы области. В рамках реализации национального проекта нам удалось не только закрепить успехи, которых мы достигли в предыдущие два года, но и развить новые. Главным итогом этого трехлетнего периода, я считаю, стал тот факт, что изменилась мотивация учительского труда, изменились устремления самого учителя. Мы сумели подготовить его к реализации национального проекта. Что об этом свидетельствует? В 2005 году мы начали совместный с НФПК проект – V информатизацию системы образования. И когда спустя некоторое время стали поставлять во все учреждения образования области огромное количество техники, то 40 процентов учителей уже тогда были готовы работать с компьютером. Нынче эта цифра выросла вдвое! Вот почему мы можем утверждать, что сегодня мотивация учителя к труду изменилась.
66 школ Челябинской области получили по 1 миллиону рублей из федерального бюджета. 50 школ – из областного бюджета по 500 тысяч рублей. 1 миллиард 456 миллионов рублей потрачено в области в 2008 году на осуществление национального проекта «Образование». 390 миллионов рублей – доля местных муниципалитетов в этом проекте. 100% школ прошли лицензирование. 28% учителей имеют высшую квалификационную категорию. 40% учителей имеют высшую категорию в Челябинске, Снежинске и Озерске. 23% учителей в Магнитогорске имеют возраст до 30 лет. 88% учителей освоили информационно-коммуникационные технологии.На 1 компьютер в среднем по области приходится 15 учеников. В 85% средних школ области создано не менее 5 автоматизированных рабочих мест учителя. 6,3% старшеклассников участвуют в олимпиадах разного уровня. 82% школ имеют регулярно обновляемые сайты. Не более 37 уроков пропускают школьники области за год. Не менее 20 учреждений дополнительного образования получают гранты губернатора (250 тысяч рублей) ежегодно.
В школу пришли абсолютно новые обучающие программы, новые технологии. А ведь всего пять лет назад не знали, что такое интерактивная доска, автоматизированное рабочее место учителя, цифровая лаборатория «Архимед», лего-роботы, ресурсный центр…
В уходящем году мы продолжили поддержку лидеров образования. И она была весьма солидной, внушительной! Премию получил каждый пятый педагог Челябинской области! Помните, сколько было скептических высказываний о том, что учителя будут недовольны условиями поддержки, при которой нужно выделить лучших? Помните, как многие думали, что все просто-напросто переругаются? Что это не самая лучшая затея? Конечно, 100 тысяч рублей президентского гранта – награда для самых лучших, не каждый может на нее претендовать. Но ведь можно получить 50 тысяч – таков грант губернатора области. Или 30 тысяч от Законодательного собрания. Или 30 тысяч губернаторской премии. Или 20 тысяч – это премия мэра. В итоге, повторяю, каждый пятый учитель за прошедшие три года получил премию.
Мы серьезно поддержали за это время и программу «Одаренные дети». Создание предметных лабораторий, которые мы придумали, – тому подтверждение. Челябинский лицей №31, а мы для него выделили четыре миллиона, приобрел электронный микроскоп, который далеко не во всех вузах имеется. И уже есть предложение, чтобы сборная команда России по физике перед мировым первенством готовилась в 31-м лицее. А этот факт свидетельствует о том, что мы действительно создали самую современную предметную лабораторию.
Мы начали работать с издательствами. Причем их представители не просто приезжают к нам с авторами учебников, что традиционно… Мы стали точечно отрабатывать определенную совместную деятельность. Например, 25-я златоустовская школа, где закуплены два современных лингафонных кабинета (немецкий и израильский), работает с издательством «Титул». В школе апробируются новые образовательные программы, новые средства обучения. Среди них – интерактивное средство обучения языку. Мы начали подобное сотрудничество и с другими издательствами. «Бинном» и «Винтана Граф» – наши помощники. Продолжим, разумеется, и работу с «Просвещением», «Мнемозиной», «Русским словом», «Дрофой». Откликнулся также издательский дом «Федоров», который работает по внедрению системы Занкова. Иначе говоря, мы хотим самые передовые технологии, которые разрабатываются в мегаполисах, использовать у себя в области.
Кроме этого, каждой созданной предметной лаборатории мы поставили свою задачу: быть центром работы с одаренными детьми, с одной стороны, и центром повышения квалификации для педагогов – с другой. Это дало результаты. В прошлом году мы дополнительно выделили четыре с половиной миллиона рублей на программу «Одаренные дети» и провели так называемую открытую олимпиаду по русскому языку и физике. Взялся ее организовывать победитель конкурса «Учитель года России-2005» Иван Александрович Иоголевич. После проведения олимпиады, проанализировав ее, мы поняли, что идем по правильному пути. Потому что дети, которые никогда бы не попали на областную олимпиаду, а уж тем более на всероссийскую, получили все-таки право после победы на открытой олимпиаде участвовать в областной. И это здорово! Вот показательный случай. Один мальчик не прошел районный конкурс, но участвовал в открытой олимпиаде. Хорошо себя показал и получил возможность выступить на области. А в итоге стал призером Всероссийской олимпиады! Вот почему мы отныне расширяем предметный спектр открытых олимпиад, в которых могут принять участие все желающие. Обязательно будем выискивать юные таланты через предметные лаборатории.
Есть еще одно успешное направление в нашей работе – лего-роботы и лего-конструирование. Нам удалось заразить этим руководителей образования всех уровней. Мы провели курсы через межшкольные методические центры, на которых обучили учителей информатики. Сейчас губернатор Петр Иванович Сумин, который нас в этом активно поддерживает, выделил еще 12 миллионов рублей. И мы уже закупаем лего-роботы нового поколения. В ноябре прошла видеоконференция с производителями лего-роботов, датской компанией, которые увидели, что из всей Европы на международных лего-соревнованиях в Японии, в Йокогаме победили только челябинские школьники и дети из Швеции, и предложили нам переговоры. Они приглашают нас в Данию, посмотреть, как у них встроено лего-конструирование в образовательный процесс. У нас по большому счету этим занимается только Москва. Лего мы занимаемся второй год всего-то. Лего-роботы идут как дополнительное образование. И небольшие элементы идут на уроках физики, информатики, математики. В Дании мы посмотрим, как лего встроено в процесс по всем предметам. Посмотрим, научимся, что-то возьмем на вооружение.
Кстати, идею лего-роботов я привез из Великобритании, с выставки ВЕТТ, в прошлом году. Нам предложили провести у себя в Челябинске один из конкурсов всемирной олимпиады роботов в 2009-2010 годах, и мы это сделаем.
Недавно я встречался с президентом компании «Магнезит» Сергеем Коростелевым, которому рассказал о лего. Он одержим шахматами. В городе Сатка все дети с детского сада играют в шахматы. Они даже преподаются в Сатке в начальной школе. Сергей Павлович поддержал идею международного лего-конкурса, который состоится в феврале будущего года. Надеемся на его помощь.
Мы сделали огромный шаг в создании ресурсных центров в области. Это структура в учреждении начального профессионального образования. Профобразование – очень больная тема. Нам удалось убедить работодателей. Удалось получить поддержку губернатора. Каждый год я отчитываюсь перед ним о выполнении национального проекта «Образование» в области. И когда рассказал, что в тех профучилищах, где мы создали ресурсные центры, план набора выполнен и там даже, сверх того, уже приняли детей, он живо откликнулся: «Сколько еще денег нужно?» Я ответил: «Десять миллионов». Так мы получили на ресурсные центры 10 миллионов дополнительно. Сегодня 28 из 85 профессиональных училищ имеют ресурсные центры. Это означает, что 30 процентов училищ стали современными учреждениями. Иначе говоря, состоялся прорыв в улучшении материальной базы профучилищ. Они ведь замерли в начале 90-х годов в своем развитии. У них оставались станки «Догоним и перегоним Америку», старое, допотопное оборудование. Училища в течение 15 лет ничего не получали. И вдруг мы делаем резкий скачок и получаем оборудование, которого нет на некоторых предприятиях, они только мечтают о таком.
В профессиональных училищах, например, появились на кухнях, в столовых пароконвектоматы. В челябинских ресторанах такого оборудования пока еще нет. Пароконвектомат позволяет готовить пищу на пару. 3-4 блюда одновременно. Не происходит смешения запахов. Блюда готовятся очень вкусные, калорийные, не теряются витамины. Я приехал в 5-ю школу Магнитогорска, и директор, как самое достойное внимания, показал мне не компьютеры или интерактивную доску (это уже, дескать, не нечто новое), а столовую. После того как дети поели, я увидел на столах грязную посуду – абсолютно пустую! Вкусно было приготовлено, и дети съели все. Подчистую! Так вкусно можно приготовить еду именно на пароконвектоматах. Сегодня мы запускаем около 100 этих машин для Магнитогорска и Челябинска. Уже в детские сады стали их поставлять.
Но вернемся к ресурсным центрам. Недавно наш губернатор Сумин был в Магнитогорске, где мы показали ему такой центр, который организовали в политехническом колледже совместно с металлургическим комбинатом. Петр Иванович отметил, что и тут мы идем в правильном направлении, что нужно еще больше привлекать работодателей. Хочу подчеркнуть, что металлургический комбинат выделил на создание центра 30 миллионов рублей. Сегодня такого оборудования, которое уже поставлено в этот ресурсный центр, нет даже в цехах самого комбината! Ребята с интересом учатся в колледже, получают хорошие навыки, чтобы стать успешными рабочими.
Сегодня можно с уверенностью говорить: идея губернатора Челябинской области, когда в 2005 году он провозгласил, что все уровни бюджета должны участвовать в национальном проекте, воплощена в жизнь. Если в первый год осуществления национального проекта доля финансирования со стороны муниципалитетов составляла лишь 24, то в этом году цифра возросла до 45 процентов, а на следующий год будет 48. Сейчас мы приняли новую программу развития областной системы образования – до 2012 года. Это весьма солидная программа. Будет истрачено на эти цели 4,8 миллиарда рублей. Это внушительная сумма.
Много мы делаем сегодня для дошкольного образования. В прошлом году открыли 9400 мест в детских садах, почти столько же и за 10 месяцев этого года, а планируем открыть всего 12-14 тысяч до конца года. Один только Челябинск в декабре откроет 2-3 тысячи мест. Сегодня у нас 175 тысяч мест в детских садах области. Предполагаю, что уже в этом году перешагнем рубеж в 180 тысяч мест. Это 78 процентов охвата детей дошкольного возраста.
Приведу пример отношения региональной власти к дошкольному образованию. 14 ноября 2008 года мы впервые провели областной конкурс «Педагог года в дошкольном образовании». Победитель – воспитатель из села Агаповка Агаповского района Наталья Волобуева уехала с конкурса на автомобиле «Лада Приора», стоимость которого 330 тысяч рублей. Это хороший знак. Он свидетельствует прежде всего о понимании правительством области роли воспитателя и значимости дошкольного образования. И еще: в этом году Министерство образования восемь раз отчитывалось перед губернатором области по проблемам дошкольного образования. Это впечатляет! У нас есть территории, в которых очереди на детские сады отсутствуют. Это Снежинск, Озерск, Трехгорный, Южноуральск. В декабре вводится два детских сада в Чесменском районе. Это будет единственный сельский район, где во всех селах будут детские сады, и очереди в них там не будет. Это солидное достижение!
В этом году мы построили в области шесть школ и четыре детских сада, 19 объектов еще строятся. Школы на селе мы преобразили. Заменили около 70 процентов мебели, полностью заменили технологическое оборудование. В последние три года нет ни одной просьбы: «Дайте нам компьютер». Потому что они есть во всех сельских школах. На один компьютер у нас приходится 15 учеников, а в таких районах, как Чесменский, Варненский, Увельский, – шесть человек. Это выше среднеевропейского! Там показатель – девять учеников.
С этого года мы решили не покупать полностью кабинеты физики, химии. Я долго убеждал директоров, что нужно покупать кабинеты уже ХХI века. То есть не портреты ученых, их можно найти в Интернете, а современное оборудование. В августе мы демонстрировали губернатору школьную метеостанцию, которая уже есть в Копейске. Сейчас мы намерены их покупать и для других школ. Это цифровые станции, которые выдают сразу все параметры. Мы стали закупать программы, где имеются все карты – от плана школы, поселка, города до области, Урала, России, мира. В этом году мы в три раза увеличили количество школ, которые приобрели цифровые лаборатории по физике, химии, биологии. Сейчас мы думаем над тем, как сделать, чтобы школьные сайты работали эффективно. В области есть уже целые районы, например Пластовский, Кизильский, которые полностью выполнили программу безопасности образовательного учреждения. Поставили в сельских школах видеокамеры, «тревожные кнопки».
В наших планах – переподготовка и повышение квалификации работников образования. У нас два института переподготовки: один для учителей общеобразовательных школ, а другой – для преподавателей учреждений профтехобразования и средних специальных учебных заведений. Сегодня мы ищем новые формы повышения квалификации. Очень нравятся людям модульные курсы, когда мы совместно с ведущими фирмами осуществляем дистанционные формы обучения. Потом в течение 2-3 дней учитель получает образование очное, сдает зачет. Ему вручается удостоверение. Такая форма обучения устраивает людей из отдаленных сельских районов.
Когда к нам приезжает кто-то из руководителей Министерства образования и науки России, мы через видео устраиваем встречи с ними на всю область. Не фильтруя вопросы, даем возможность учителям высказаться, пообщаться с ними. Для учителей получение информации из первых рук очень важно.
Весьма серьезно в плане переподготовки в области продвинулись те районы, которые объединили межшкольные методические центры, где есть суперсовременная техника, со старой методической службой. Потому что просто на районном уровне собираться методической секции учителей математики, например, или географии сегодня никому не интересно. А вот когда они видят новые образовательные ресурсы, видеоуроки (наш институт записал 10 дисков с уроками лучших учителей области), то это дает явную пользу.
В рамках национального проекта мы стали практиковать конкурсы школьных команд и конкурсы педагогических инициатив. Причем мы стараемся, чтобы эти конкурсы непременно что-то дали школам – и учителям, и детям. И даже нам, как управленцам. Ну, например, остро стоят вопросы по созданию школьных сайтов. Мы объявили конкурс на лучший школьный сайт. 60 школ в награду получили по 100 тысяч рублей. Причем мы сказали: «Вы выиграли. Вот ваши деньги. Тратьте на что хотите». Потом я беседовал с директорами. В основном потратили на оборудование и программное обеспечение.
Или вот еще: хотели мы получить решение проблемы об использовании Интернета на уроках и внеклассных занятиях. Мы провели и такой конкурс. И конкурс на лучший краеведческий материал. В саткинской школе №5, например, ребята сняли видеофильм о земляках, о своих дедушках и прадедушках, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны. О прабабушках – труженицах тыла. И самое удивительное, что, когда дети показали этот фильм, местный краеведческий музей купил его! Работа ребят ушла в музей и теперь будет сохранена навсегда. Это важный факт. Сейчас мы планируем с издательствами проводить новые конкурсы, например, об использовании лего-роботов, об информатизации управления современной школой. Хочу сказать, что губернатор области нас понимает, поддерживает и выделяет деньги. Из 12 миллионов половина потрачена на конкурс «Педагогическая инициатива».
Несколько слов о школьной команде. Например, создается фильм о ветеранах войны. Его делают дети, учитель, может быть, даже родители. Вот это и есть школьная команда. Конкурсы среди них всегда вызывают живой интерес.
Все эти конкурсы привели к высокой активности людей. Директор одной школы в 2006 году, когда начал действовать нацпроект, сказала учителям: «Не приму ни одного заявления, написанного от руки». И все учителя за полмесяца освоили компьютер. Сегодня они освоили создание мультипрезентаций.
Необходимо еще сказать, что работа с одаренными детьми дает хорошие результаты. Четыре года подряд область занимает пятое место в России по числу призеров и победителей всероссийских олимпиад. Думаю, что сама наша программа «Одаренные дети» и предметные лаборатории, которые мы создали, изменили мотивацию. Приятно, когда встречаешься с ребятами и видишь, что они это осознают. Нам удалось с помощью разработанных нами идей, мер, с помощью финансовых средств нацпроекта изменить мотивацию у ребят, которые хотят учиться. Создать все условия, чтобы они могли реализовать свои способности. Это одно из главных достижений национального проекта «Образование». Наш губернатор всегда очень тепло, искренне встречается с ребятами – победителями олимпиад. Мы ввели в практику, что ребенок приходит к губернатору с родителями. Думаю, что родители волнуются на этих встречах больше своих детей (современные дети легко обращаются и к губернатору, и к президенту). Но когда папа получает из рук губернатора благодарственное письмо, мама – букет цветов, а их ребенок – 30 тысяч рублей, все они получают сильные положительные эмоции и память на всю жизнь.
Несколько слов о коррекционных школах, которые тоже участвуют в национальном проекте «Образование». Они получили и хорошую мебель, и компьютерное оборудование. В этом году мы выиграли два конкурса, благодаря чему в школы направлено оборудование для медицинских кабинетов. Коррекционные школы начали получать специальное оборудование. Получают они и автобусы, например, в этом году – Катививановская, Светлинская. На следующий год мы отдельным блоком выделили оборудование для коррекционных школ. Будем проводить конкурсы и для них. Сегодня они принимают участие в конкурсах на получение губернаторского гранта. На следующий год предполагается выделить по
1 миллиону рублей лучшим школам из областного бюджета. В их число войдут и коррекционные. Учителя этих школ имеют право и возможность получить грант губернатора. Воспитатели коррекционных детских садов тоже.
Отдельно хочется сказать о том, что августовский областной педагогический совет традиционно у нас проходит очень интересно и эффективно. Приезжают все главы, друг перед другом показывают, кто что сумел для образования сделать. Сосновский район, сельский, в этом году, например, выделил на капитальный ремонт учреждений образования 72 миллиона рублей! Уже отремонтировано восемь детских садов и четыре школы. Везде евроокна, системы безопасности. Наши главы почувствовали, что если они вкладывают в образование какие-то свои деньги, то еще больше получают из области. Очень мне бывает приятно, когда выезжаю в сельские районы, слышать от людей, что за три года в образовании сделано больше, чем за 15 предыдущих лет.
Показательный пример. Каждый год Законодательное собрание области проводило общественные слушания по выполнению национальных проектов. А в этом году был проведен социальный опрос в 15 городах и сельских районах. От родителей и учеников получили наивысшую оценку позитивных изменений в образовании. И Заксобрание три нацпроекта оставило на публичные слушания, а нам сказали: «У вас все отлично! Не будем слушать». И еще один момент. Вот сегодня частенько можно слышать о том, что сельская школа никогда не сравняется с городской. А у нас в области сельские учителя наравне соревновались в различных конкурсах с городскими. И побеждали! Или становились призерами. Это говорит о том, что оборудование, которое сегодня пришло в сельскую школу, материальная база, которую мы там создали, дают свой результат. Создают такие условия, при которых сельская школа может уже соревноваться с городской. Все это обязательно будет закреплено и в будущем году.
Комментарии