search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Развитие универсальных учебных действий (УУД) школьников на уроках информатики.

Развитие универсальных учебных действий школьников – одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием наукоемкой базы учебных заведений, переподготовкой учителей и их адаптации к новейшим системам обучения.. Нужно отметить, что качественное обучение детей различным дисциплинам не может быть реализовано в полной мере без использования информационных технологий.

Тема урока: «Построение диаграмм». Учащиеся должны самостоятельно выбрать какие-то объекты для сравнения, создать таблицу, построить диаграмму. Например, размеры материков, глубины озер, океанов, сравнить известных путешественников по длительности и т.д. На уроке учащиеся учатся строить диаграммы в текстовом редакторе Word, формулировать перед собой задачи, выбирать самостоятельно материал из Интернета,  получили некоторые знания по другим дисциплинам, например, по географии, истории. Материал, подобранный учащимися, взаимно обсуждался, ребята учились слушать и воспринимать другую точку зрения, отличную от своей. На уроке использованы разноуровневые критерии, компьютерное тестирование, работа в парах, самооценивание ребят.

ПЛАН УРОКА

Класс:  6 «Б»

Тема программы:  «Компьютерный практикум».

Цели программы:

– осознание значения информатики в повседневной жизни человека;

– понимание роли информационных процессов в мире;

– формирование представлений об информатике как части общечеловеческой науки, позволяющей описывать реальные процессы и явления.

Познавательные цели урока:

– Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач.

– Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

– Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее).

– Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ).

– Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, диаграмма), в т.ч. используя ИКТ.

Регулятивные цели урока:

– Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своём задании).

– Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

– Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ.

Коммуникативные цели урока:

– Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

– Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.

– Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.

– Создавать устные и письменные тексты (таблицы) для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.

– Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

– Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Личностные цели урока: вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

Критерии уровней обучения:

уровень А (базовый) – найти материал в Интернете, активизировать изученные навыки работы в Word, создать таблицу на 4 объекта и построить диаграмму по минимальным требованиям.

уровень В (повышенный) – найти материал в Интернете, создать таблицу на 4 объекта, построить диаграмму, подобрать и вставить  графический рисунок по теме.

уровень С (максимальный) – найти материал в Интернете, создать таблицу больше чем на 4 объекта или две таблицы, построить диаграмму, подобрать и вставить  графический рисунок по теме.

Используемые методы: коммуникативный,  аудиовизуальный, проектный.

Материально-техническое оснащение урока:

Компьютерный класс (12 компьютеров-рабочих мест), программное обеспечение: Windows XP, Microsoft Office, колонки, проектор, компьютерный тест.

Использованная  литература:

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 6 класса-3-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.

Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5—7 классах: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Приложение к учебнику Л.Л. Босова «Информатика», учебник для 6 класса – мультимедийный диск.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта в основной школе. Пособие для учителей 5-9 классов. Москва, БАЛАСС, 2013 г.

Ход урока

1. Организационный момент. Представление темы урока – учебной проблемы. Объяснение – «Зачем мы будем учиться и Как мы будем учиться».

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами вспомним материал прошлого урока – «Единицы измерения информации» и научимся описывать графически числовые данные. Все мы знаем, что различные объекты имеют свои характеристики, например, лестница – длину, страна – площадь и т.д. А как выразить это в картинках? Если мы посмотрим таблицу по географии, где приводится численность населения разных стран, то увидим список стран и кучу цифр в сотнях тысяч или миллионах человек. Но таблица большая и понять, где живет людей больше, а где меньше, довольно трудно. А если бы эти цифры были бы в виде рисунка, разобраться было легче? Как вы думаете? Сейчас мы с вами и научимся решать эту задачу, т.е. строить диаграммы. Диаграмма – это графическое выражение сравнения числовых значений или другой информации.  Но сейчас, для начала, мы вспомним, в каких единицах выражается информация.

2. Актуализация изученного материала по единицам измерения информации – компьютерное тестирование.

Учитель: Итак, открываем тест, он у вас на диске Х. Мой тест на 10 вопросов. Надо открыть тест «Единицы информации», запустить. Помните, пожалуйста, что время на прохождение теста ограничено пятью минутами.

Все учащиеся проходят тест,  выставляют полученные оценки в свой оценочный лист.

3. Тренировка для глаз под музыкальное сопровождение.

4. Объяснение, как строятся диаграммы, на примере четырех объектов.

Учитель: А сейчас переходим к теме нашего урока «Построение диаграмм». Я открываю уже созданную таблицу, скажем по озерам.  После заполнения таблицы строится диаграмма (Выделяется созданная таблица, Вставка, Рисунок, Диаграмма).

Левой кнопкой щелкаем по диаграмме (выделяем ее), правой кнопкой вызываем меню, Формат объекта, Положение, По контуру, ОК.

Теперь  нашу диаграмму удобно перетаскивать. Есть ли у кого вопросы?

5. Объявление критериев оценивания  на уровнях: базовом, повышенном, максимальном.

6.   Поиск информации для выполнения задания.

Ребята открывают Интернет и скачивают данные для построения диаграмм.

7. Взаимообсуждение и представление работ – ТАБЛИЦА по парам.

Ребята, давайте объединимся по парам и посмотрим материал друг у друга. И выставим друг другу оценку в оценочный лист.

8.  Создание информационной таблицы, рисунка и диаграммы.

9.  Самооценка работы.

10. Проверка работ.

11. Итоговый подсчет баллов по оценочному листу учеников. Выставление оценок.

12. Представление домашнего задания по уровням: минимальному, базовому, повышенному.

Домашнее задание

Уровень (А Базовый): Создать таблицу своих оценок за 1 четверть по 5 предметам, Построить диаграмму.

Уровень (В Повышенный): Создать сводную таблицу с географическими понятиями (5-10  объектов). Построить диаграмму.

Уровень (С Максимальный): Создать две сводные таблицы по разным предметам на (5-10  объектов). Построить диаграммы. Иллюстрации.

13.  Выводы.

Сколько человек справилось с заданием на уровень А, В, С?  Какие основные ошибки были допущены?

На уроке используется оценочный лист ученика, в котором фиксируются баллы, выставляемые компьютером, учениками, учителем, за задания разных уровней (А, В, С). Из этих баллов складывается итоговая оценка учащихся за урок.

Оценочный лист ученика

Фамилия_____________________________________Класс________

Что оцениваем

Балл

Кто выставляет

Оценка за актуализацию знаний

(0-5)

Компьютерная программа

Задание выполнено верно, или не совсем?

(0-3)

Выставляется учащимися по парам

Выполнено самостоятельно или с помощью?

(0-2)

Достигнут уровень успешности: базовый А (1), повышенный В (3),  максимальный С (5).

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

14-15=5

11-13=4

4-10=3

0-3 =2

На уроке используется схема анализа урока по результатам ФГОС

1. Фрагменты урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д.

2. Использование образовательных технологий деятельного типа:

Проблемная ситуация.

Поиск информации, работа с информацией.

Взаимооценивания.

Оценка учебных успехов.

Какие результаты продемонстрированы в виде универсальных учебных действий

Регулятивные: определять цель, составлять план, действовать по плану, оценивать результат.

Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать её, представлять в разных формах.

Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других, сотрудничать.

Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей.

Что в следующий раз можно сделать лучше?

Проблемы в развитии:

– ууд

– предметных умений

– взаимодействие учеников

Андрей Давиденко, учитель информатики средней школы №1143 Москвы

Образцы работ учащихся можно скачать здесь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте