search
Топ 10

Развитие территориальной системы образования. Что и как нужно делать

Есть несколько важных моментов, которые отличают вовсе не безупречные формулировки проблем, приведенные в кейсе, оттого что, к сожалению, часто можно встретить в различных программах «развития образования» той или иной территории.

Продолжение. Начало в №№5-7, 9,11,12,14-16,18,19

Во-первых, это нацеленность анализа. Нельзя анализировать «вообще», всегда необходимо сначала задать «рамку» анализа, «систему координат», относительно которой анализ и осуществляется. В противном случае руководитель получает всего лишь «список жалоб больного», а не анализ. В качестве ориентира для анализа обычно выбирается идеальное или желаемое состояние управляемой системы, к которому руководитель или орган управления стремится ее привести. Это состояние описывается развернутой формулировкой миссии или целями (в нашем случае мы для упрощения заменили их списком запросов субъектов внешней среды, названных «новыми целями образования»).

Во-вторых, во всех формулировках есть субъекты решения проблем. Как правило, получение таких (субъектных) формулировок – психологически наиболее сложная часть работы. Если посмотреть на субъектов перечисленных выше проблем, то можно сделать однозначный вывод: таких групп субъектов в образовательных учреждениях ровно две – руководители образовательных учреждений и персонал (педагоги, специалисты и т.д.). Это они что-то «не делают», «не обеспечивают», «не готовы». Очень часто на семинарах возникают дискуссии по поводу этих субъектов. Давайте и мы вкратце такую дискуссию проведем.

То, что педагоги что-то не делают, не готовы делать, не умеют, не хотят, конечно же, создает проблемы руководителям образовательных учреждений, но у них в связи с этим возникают свои, другие проблемы. Это означает, что руководители что-то не делают, не так делают, не умеют делать по отношению к своему персоналу, например неквалифицированно организуют методическую работу, не умеют стимулировать работников на достижение новых результатов. А вот неготовность (всякая) персонала к достижению новых результатов является именно проблемой работников. Повышение собственной квалификации является их профессиональной обязанностью, вытекающей из трудовых отношений.

То, что руководители образовательных учреждений не обеспечивают финансовыми, материально-техническими, кадровыми и прочими ресурсами достижение новых результатов, конечно, создает проблемы муниципальному (территориальному – для государственных учреждений) органу управления, но проблемы другие (о которых речь пойдет ниже в этом учебном элементе). Понятно, что многие из названных проблем являются следствиями других проблем, субъектами решения которых являются не руководители образовательных учреждений (то есть внешних проблем). Тем не менее субъектами названных проблем являются именно руководители образовательных учреждений: это они, как менеджеры любой организации, обязаны обеспечить в своих организациях согласование запросов и ресурсов (см. учебный элемент №1).

Понятно, что в приведенном перечне проблем учреждений, подведомственных муниципальным органам управления образованием, отсутствуют проблемы, характерные для учреждений профессионального образования. Ясно, что принципиальных отличий в проблемах здесь не будет, разве что выпадет небольшая часть проблем учреждений общего образования и добавятся специфические проблемы учреждений начального профессионального образования.

Например, такие: «руководитель образовательного учреждения не обеспечивает согласованность плана приема на некоторые специальности с запросами поступающих»; «руководитель образовательного учреждения не обеспечивает материально-техническими ресурсами подготовку специалистов, востребованных на рынке труда» и т.д.

3.4.2. Проблемы органа управления образованием – причины проблем учреждений

Теперь можно перейти к этапу формулирования проблем муниципального органа управления образованием, не решаемых всеми образовательными учреждениями данной системы образования или их значительным числом. Напомним, что проблемы органа управления, являющиеся причиной неспособности всех или многих образовательных учреждений сети решать проблемы, находящиеся в их компетенции, не тождественны проблемам образовательных учреждений.

Кейс №2. Формулировки проблем ОУ, решение которых находится в компетенции территориальных органов управления образованием

На многочисленных семинарах, проведенных авторами в различных регионах России, руководители и специалисты территориальных органов управления образованием, как правило, формулировали на основе анализа проблем образовательных учреждений три-четыре практически одинаковые проблемы органа управления, которые были связаны:

с работой с педагогическими кадрами учреждений подведомственной системы;

с работой с управленческими кадрами учреждений подведомственной системы;

с недостатком в территориальной системе ресурсов для достижения новых результатов образования.

Так как недостаток ресурсов всегда имеет две возможные причины: ресурсов недостаточно в систему поступает и (или) они неэффективно распределены, то чаще всего работники муниципальных органов управления образованием формулировали примерно такие проблемы:

1. Орган управления не ориентирует работу с педагогическими кадрами образовательных учреждений на достижение новых результатов.

2. Орган управления образованием не ориентирует кадровую политику в отношении руководителей образовательных учреждений на обеспечение достижения новых результатов.

3. Орган управления образованием не предоставляет хозяйственную самостоятельность образовательным учреждениям, что не позволяет обеспечить поступление в систему дополнительных ресурсов, необходимых для достижения новых результатов.

4. Орган управления образованием не обеспечивает эффективное распределение бюджетных ресурсов в сети учреждений, что препятствует достижению образовательными учреждениями новых результатов.

3.4.3. Системные проблемы органа управления образованием

Вторая (и основная) группа проблем муниципального органа управления – это проблемы муниципальной системы образования, изначально подлежащие решению именно органом управления, то есть те проблемы, которые можно назвать системными. В принципе, конечно, и первая (рассмотренная выше) группа представляет собой системные проблемы. Различие – в способе или методике анализа. Если в первом случае администраторы образования муниципального органа движутся при формировании проблем «снизу вверх» (то есть выявляют проблемы территориальной системы образования, являющиеся причиной нерешаемых проблем образовательных учреждений), то во втором проблемы формулируются «сверху вниз». Здесь ищутся ответы на вопрос: что не делает или не так делает муниципальный орган управления образованием в рамках своей компетенции для обеспечения достижения образовательными учреждениями поставленных целей?

Кейс №3. Формулировки проблем территориальной системы образования, решение которых находится в компетенции соответствующих органов управления

На многочисленных семинарах, проведенных авторами в различных регионах России, руководители и специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием формулировали не слишком отличающиеся перечни проблем, подлежащих решению муниципальными органами управления образованием. В формулировках некоторых проблем (14, 21, частично 15 и 16, 24) можно заметить указания на учреждения начального профессионального образования, которые не подведомственны муниципальным органам управления. Это связано с тем, что ряд семинаров проводился в Самарской области, где полностью или частично ликвидированы муниципальные органы управления образованием, и в Республике Татарстан, где в момент проведения семинаров их также не было, а были лишь территориальные подразделения государственного органа управления.

1. Существующая структура сети не позволяет рационально использовать ресурсы для обеспечения доступности и повышения качества образования.

2. Существующий механизм финансирования образовательных учреждений ограничивает их руководителей в маневрировании ресурсами для обеспечения доступности и повышения качества образования.

3. Нерациональное размещение детей в учреждениях образовательной сети не позволяет обеспечить комфортные и безопасные условия образовательного процесса.

4. Организация повышения квалификации кадров на территории не ориентирована на обеспечение их подготовки к удовлетворению разнообразных запросов субъектов внешней среды.

5. Существующая структура сети не позволяет рационально и экономично организовать профильное обучение.

6. Не используются механизмы изучения образовательных потребностей детей и взрослых клиентов, что не позволяет эффективно информировать ОУ об изменяющихся запросах.

7. Критерии оценки деятельности образовательных учреждений не мотивируют их руководителей на удовлетворение изменяющегося запроса к образованию.

8. Существующие требования органа управления образованием к ОУ не ориентируют их руководителей на изменение образовательной деятельности.

9. Не используются механизмы концентрации эксклюзивных и дорогостоящих ресурсов, что снижает эффективность деятельности сети.

10. Действующие механизмы управления образованием не способствуют развитию конкуренции образовательных учреждений, что снижает их заинтересованность в удовлетворении разнообразных интересов детей.

11. Существующая образовательная сеть не позволяет обеспечить условия обучения в соответствии с потребностями детей разного возраста.

12. Орган управления при организации социальных мероприятий с участием детей не ставит целью формирование у них ключевых компетенций (умение решать проблемы, умение работать в команде, умение общаться).

13. Аппарат управления не обеспечивает интеграцию общего и дополнительного образования, необходимую для удовлетворения запросов детей и их родителей.

14. Орган управления образованием не согласует требования к учреждениям общего и начального профессионального образования при переходе учащихся.

15. В сети учреждений общего, дополнительного и начального профессионального образования не используются механизмы привлечения внебюджетных средств для обеспечения доступности и повышения качества образования.

16. Не работают механизмы ориентации деятельности образовательных учреждений на удовлетворение социального запроса.

17. Аппарат управления не ориентирует психологов на достижение образовательными учреждениями новых результатов.

18. Большое количество и неупорядоченный характер запрашиваемой отчетной информации отвлекает руководителей образовательных учреждений от деятельности по достижению новых результатов.

19. Органы управления не ориентируют руководителей учреждений общего и дополнительного образования на формирование ключевых компетентностей учащихся.

20. Недостаточная информированность педагогического сообщества о целях модернизации образования препятствует осознанию руководителями и педагогами необходимости изменения своей деятельности.

21. Отсутствие конкретного запроса к учреждениям дополнительного профессионального образования на повышение квалификации кадров не позволяет педагогам и руководителям подготовиться к изменению деятельности образовательных учреждений.

22. Технологическая подготовка специалистов аппарата управления не дает возможности эффективно осуществлять изменения в сети образовательных учреждений.

23. Существующая структура аппарата управления не обеспечивает эффективную модернизацию образования.

24. Механизм аттестации учреждений общего, дополнительного и начального профессионального образования не способствует изменению принципов взаимодействия для обеспечения доступности и повышения качества образования.

25. Существующий подход к организации дополнительного образования детей не позволяет эффективно удовлетворять разнообразные интересы детей и подростков.

26. Потребности рынка труда не согласованы с возможностями предоставления услуг учреждениями начального профессионального образования, что не позволяет им ориентировать свою деятельность на подготовку специалистов востребованных профессий.

27. Отсутствие у органа управления согласованной с государственной политикой стратегии развития образования не позволяет руководителям образовательных учреждений разрабатывать собственные планы реализации изменений.

28. Не работают механизмы общественно-государственного управления образованием, что препятствует согласованию социального запроса к образованию.

29. Отсутствие маркетинговых исследований препятствует переориентации образовательных учреждений на удовлетворение социальных запросов.

30. Централизация организации питания школьников не позволяет оптимально использовать имеющиеся и привлекать дополнительные ресурсы для его разнообразия.

31. Отсутствие механизмов влияния родителей на деятельность образовательных учреждений препятствует их переориентации на удовлетворение социальных запросов.

32. Нерациональное использование ресурсов сети образовательных учреждений не позволяет обеспечить качественную подготовку учащихся к получению профессионального образования.

Лев ФИШМАН, Валерий ДУДНИКОВ

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту