search
main
0

Развитие информационных технологий

Традиции, которыми мы гордимся, перспективы, которые мы открываем

Восхищение незаурядными людьми вызывает естественное желание подражать им.

Академик Аксель Берг

 

2022 год для учителей информатики школы №1584 стал особенным, так как в этом году наша школа стала участником проекта «ИТ-вертикаль».

 

Мы рады, что фокус внимания государства направляется в сторону формирования знаний, умений, мотивации обучающихся к освоению профессий в области информационных технологий, информатики и программирования. Считаем, что среда проекта будет способствовать успешному развитию и самореализации наших учеников, которые в будущем смогут эффективно участвовать в формировании конкурентоспособного, технологически независимого Российского государства.

Развитие любой науки или отрасли невозможно без изучения ее истории. Наши ребята должны знать уникальные научные достижения и победы отечественных ученых и гордиться ими. «Россия много дала мировой науке. Уровень исследований советских ученых в области разработки многих прорывных наукоемких технологий без ложной скромности можно назвать планетарным», – утверждает ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко.

Важную роль в развитии любой науки играют люди, выдающиеся ученые, которые проходят непростой путь от выдвижения новой идеи, борьбы за ее признание и до создания своей школы. Как правило, эти люди сочетают блестящие творческие способности с высокой нравственностью и гражданским мужеством. Бесспорно, изучение истории отечественной информатики, биографий выдающихся российских ученых будет иметь огромное образовательное и воспитательное значение.

Так сложилось, что в основном все достижения в области информатики и компьютерной техники ассоциируются с именами зарубежных исследователей, в основном американских или английских. Однако это несправедливо. В XX веке отечественные ученые, работавшие в стране, пережившей страшную войну, опираясь на выдающиеся математические знания, вели серьезные разработки в области информатики (кибернетики), доказывали необходимость развития этой науки для страны, изобретали электронно-вычислительные машины, публиковали научные труды, создавали целые области промышленности с нуля. Поэтому советские достижения основаны на творческих озарениях, уникальных технологиях и таланте их создателей. А в Америке и Англии опирались на мощную коммерческую основу и налаженные каналы поставок, на промышленные стандарты и огромный класс квалифицированных специалистов.

Понимая задачи сегодняшнего дня, мы внесли в программу по информатике изучение тем, раскрывающих вклад советских математиков, программистов в науку. В рамках уроков проводим викторины, посвященные результатам работы отечественных ученых. Ребята из ИТ-классов занимаются исследовательской и проектной деятельностью, посвященной истории информатики и кибернетики. На уроках программирования анализируем алгоритмы, разработанные в 60‑х годах прошлого столетия. На уроках информатики сравниваем устройство современных компьютеров с компьютерами прошлого поколения, изучаем современные технологии машинного перевода, компьютерного зрения, обработки больших данных, алгоритмы искусственного интеллекта, опираясь на разработки отечественных ученых. Приглашаем в школу представителей инновационного центра «Сколково», которые демонстрируют современные достижения в области робототехники. Учителя и ученики охотно посещают экскурсии, организованные вузами, и современные учебные курсы в их технопарках по графическому дизайну, искусственному интеллекту, разработке виртуальной и дополненной реальности.

История отечественной кибернетики знает много замечательных имен. О некоторых из них стоит сегодня вспомнить. С годами кибернетика влилась в такую обширную область знаний, как информатика.

Виктор Михайлович Глушков – основоположник отечественной информатики. Основные труды посвящены теоретической и прикладной кибернетике: теории цифровых автоматов, автоматизации проектирования ЭВМ, применению кибернетических методов в народном хозяйстве. На основе разработанных им новых принципов построения ЭВМ были созданы машины «Киев», «Днепр-2» и машины серии «МИР», предвосхитившие многие черты появившихся позднее персональных ЭВМ.

В МИРах задача была поставлена так, чтобы программы мог писать любой инженер в привычных для него обозначениях и стиле. Об уникальности такой ЭВМ говорит хотя бы тот факт, что на выставке в Лондоне 1967 года она была куплена американской фирмой IBM.

Глушков первым выдвинул идею безбумажной технологии, позволяющей уменьшить поток подготавливаемых вручную бумажных документов, которые являются источником всевозможных ошибок. В.М.Глушков еще 30 лет назад способствовал развитию информационных технологий обучения. Главными звеньями здесь он считал компьютерное обучение пользователей и интеллектуализацию автоматизированных обучающих систем.

Андрей Петрович Ершов – выдающийся программист и математик, академик АН СССР, автор первой в мировой практике монографии по автоматизации программирования. Под руководством Ершова разрабатывались одни из первых отечественных программ («интегральные разработки» языка и системы программирования).

Он сформулировал ряд общих принципов программирования как нового и своеобразного вида научной деятельности, затронул аспект, кото­рый впоследствии будет назван «дружественность к пользователю», одним из первых в стране поставил задачу создания технологии программирования. Стал признанным лидером отечественной школьной информатики, вошел в число ведущих мировых специалистов в этой области.

Алексей Андреевич Ляпунов – основоположник отечественной кибернетики, основатель московской и сибирской школ кибернетики и теоретического программирования. Значительность вклада А.А.Ляпунова в информатику давно признана в нашем отечестве. Первым шагом в международном признании заслуг Алексея Андреевича в этой области явилось присуждение ему в 1996 году медали Computer Pioneer. Это было сделано одной из самых авторитетных профессиональных организаций в сфере высоких технологий IEEE Computer Society.

Впервые в список лауреатов были внесены российские ученые, вместе с А.А.Ляпуновым в него вошел Сергей Алексе­евич Лебедев, создатель первых ЭВМ в Советском Союзе. На лицевой стороне медали изображен Чарльз Бэббидж. Оборотную сторону медали, присужденной А.А.Ляпунову, украшает надпись «Компьютерное общество признало А.А.Ляпунова основателем советской кибернетики и программирования».

Основные труды Алексея Андреевича посвящены теории множеств, общим вопросам кибернетики, программированию и его теории, машинному переводу и математической лингвистике, кибернетическим вопросам биологии, философским и методологическим проблемам науки.

В период расцвета кибернетических исследований в нашей стране в 60‑70‑х годах активно развивались все ее направления. Во многих из них результаты советских специалистов находились на мировом уровне или опережали его. Впечатляли достижения в области машинного перевода, в области распознавания образов, моделирования мыслительных процессов высших животных и человека. Многие разработки остаются актуальными и на сегодняшний день.

К сожалению, большинство проектов наших российских ученых-информатиков не было реализовано. В 1990‑е годы наша страна переживала сложные времена: развитию IT-отрасли, как и многих отраслей интеллектуальной сферы и промышленности, не уделялось должного внимания на государственном уровне. В это время закрылись практически все направления развития отечественной вычислительной техники, ее переориентировали на копирование уже устаревшей к тому времени американской системы IBM/360 под названием ЕС ЭВМ. Печально известное для российских ученых десятилетие наиболее пагубно сказалось на информатике, поскольку ее техническая основа – отечественная компьютерная индустрия – была разрушена практически полностью.

Считаю, что с появлением и развитием ИТ-классов мы становимся на путь возрождения и совершенствования отечественной компьютерной отрасли. Наши учителя информатики В.П.Павленко, А.И.Серинов, Т.А.Викторова, О.Д.Суханов, А.С.Черкасов, И.В.Кулавский не забывают опыт советских ученых, стараются постоянно самосовершенствоваться в предмете, проходят курсы повышения квалификации, подтверждают свои знания на сертификационных экзаменах. Гордость наших учителей и учеников – это победы в городских и всероссийских конкурсах проектных и исследовательских работ «Инженеры будущего», «Дети – творцы XXI века», «Большие вызовы», «Наука для жизни», «Потенциал». Мы должны воспитать молодое поколение любящим наше Отечество и делающим все возможное для его совершенствования.

 

Татьяна ВИКТОРОВА, руководитель проекта «ИТ-вертикаль», учитель информатики школы №1584

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте