Задача безопасного использования сети «Интернет» реализуется в разных странах разными путями. Это, конечно, зависит от многих факторов, таких как: финансовые возможности государства, политического строя, социо-культурных особенностей и так далее. Важный аспект – фактор демократизации и цензуры, принятой в обществе. По этому признаку реализуются два подхода к проблеме.
Первый – запретить открытый доступ ко всем ресурсам и открывать только разрешенные цензурой сайты. Плюсы этого подхода в том, что пользователь практически гарантированно не увидит агрессивного контента. Минусы же – в недостатке информации, получаемой при таком подходе. Ведь каждый день появляются тысячи сайтов, информация с которых может быть полезна и зачастую просто необходима пользователю.
Второй подход более демократичен – разрешен доступ ко всем сайтам, но при обнаружении на сайте информации, противоречащей законодательству данного государства, доступ к ресурсу закрывается. При этом подходе соблюдаются все права пользователей, а также не существует проблемы недостатка актуальных данных.
Структура современного подхода в области борьбы с негативным контентом состоит из трех направлений работы.
Административно-правовые вопросы – это в первую очередь прерогатива государства, а точнее – органов законодательной и исполнительной власти. Их задача состоит в развитии нормативной базы и обеспечении исполнения законов, направленных против распространения порнографии, пропаганды наркотиков, терроризма и прочего агрессивного контента.
Воспитательно-просветительская работа – задача и государства, и общества. Взаимодействие государства, общественных организаций, формирование сообществ экспертов в области безопасности использования сети «Интернет» – все это должно способствовать защите пользователей от угроз Глобальной сети. Ведь виртуальные мошенники бывают ничуть не безопаснее реальных, а это означает, что для работы в сети необходимо обладать хотя бы минимальным набором знаний. Но даже это порой не защищает от опасностей сети самых опытных пользователей, что уж говорить о детях, которых в сети с каждым днем все больше. Таким образом, информирование пользователей о возможных угрозах – также одна из главных задач этого блока. Например, несколько лет подряд в нашей стране проводится День безопасного Интернета. При поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций в Интернете ведется постоянная пропагандистская работа, в частности, Центр анализа интернет-ресурсов создал и поддерживает информационный ресурс «Ваш личный Интернет», где освещается проблематика нежелательного интернет-контента и излагаются способы защиты от него.
Наконец, технический блок – это третий компонент борьбы с негативным контентом. Он включает в себя разработку и широкое внедрение современных программно-аппаратных комплексов, нацеленных на мониторинг интернет-контента, а также блокирование распространения нежелательного контента и доступа к нему.
В этой области принципиально важно частно-государственное партнерство. Его главные составляющие – технологический обмен и поддержка разработок, а также содействие во внедрении технических решений.
Можно сделать вывод: полноценное решение проблем безопасного доступа в сеть «Интернет» возможно только при совместных усилиях государства, общества и бизнеса.
Что такое СКФ
Какие шаги предпринимает государство для обеспечения безопасного доступа к Интернету для образовательных учреждений?
Прежде всего – это реализация проекта по обеспечению безопасного и эффективного доступа в Интернет для российских школ в рамках ПНП «Образование». Подключение всех образовательных учреждений страны к сети было завершено в 2007 году. Это, конечно, дает равные возможности всем ученикам пользоваться образовательными ресурсами Глобальной сети. Но при этом необходимо было принимать во внимание незащищенность школьников от агрессивного контента.
Учитывая социальную значимость этой тематики для государства и общества в целом, Рособразованием совместно с нашей компанией и другими экспертными организациями в этой области еще в 2006 году была разработана и представлена концепция предоставления услуги безопасного и эффективного доступа к ресурсам сети «Интернет» в образовательных учреждениях.
Концепция предусматривает единую многоуровневую систему контентной фильтрации (СКФ), опирающуюся на единую базу данных категоризированных образовательных интернет-ресурсов, а также ресурсов, не соответствующих задачам образования. Регулярное пополнение и актуализация базы обеспечивается на основе поиска и обработки информации из Интернета по результатам анализа информации, запрашиваемой из сети подключенных к ней образовательных учреждений. Кроме того, концепция предусматривает централизованное управление СКФ, обеспечивающее мониторинг и сбор статистики работы системы в едином информационном пространстве, централизованную техническую и информационную поддержку пользователей. Единая централизованная система, лежащая в основе реализации всех уровней фильтрации, должна обеспечивать надежность и качество работы всей СКФ.
В каждом субъекте РФ разработаны и утверждены региональные регламенты доступа к сети «Интернет», которые в настоящий момент введены в действие. Кроме того, СКФ позволяет устанавливать локальные правила доступа в каждом учебном учреждении.
Важно, что задачей СКФ является не только ограничение доступа к ресурсам, не соответствующим задачам образования, но и недопустимость введения цензуры на местах. Созданная централизованная система позволяет вести мониторинг использования сети «Интернет» как в отдельном образовательном учреждении, так и в целом по всем школам РФ. Следовательно, СКФ – фундамент для формирования сообщества экспертов системы образования из всех регионов России. Главная задача этого экспертного сообщества – широкое обсуждение вопросов использования Интернета в воспитательном и образовательном процессах и выработка новых современных подходов в этой области.
Общая архитектура системы
В сети образовательных учреждений реализован отсев на двух уровнях:
1) фильтрация, производимая централизованно на узле маршрутизации провайдера с использованием фильтрующих рекурсивных DNS серверов в качестве корневых серверов разрешения имен образовательных учреждений;
2) фильтрация, производимая непосредственно в образовательных учреждениях с применением специального ПО, устанавливаемого на компьютеры пользователей.
Фильтрация осуществляется серверами DNS безальтернативно, и доступ к серверу, заблокированному таким образом, не может быть разрешен иначе как изменением списка фильтрации на DNS-сервере. DNS-фильтрация обеспечивает блокировку тех ресурсов, которые попадают в группу запрещенных во всех субъектах Федерации.
Фильтрация, осуществляемая в образовательных учреждениях, полностью настраивается администратором данного учреждения на основе принятых региональных и локальных регламентов.
Предложенная архитектура системы сочетает максимальную гибкость, масштабируемость и надежность.
Для настройки доступа к ресурсам Интернета со стороны учреждения используется задание запретов доступа к некоторым категориям информации, определенным на основе регламентов, утвержденных соответствующим субъектом РФ. Категория является основным классификационным признаком информации, используемым СКФ, и определяет группировку сайтов Интернета по смыслу опубликованной на них информации. Для использования СКФ в учреждении был разработан классификатор, специально ориентированный на те типы информации, запрет к которым может оказаться целесообразным в конкретном учреждении.
Один сайт может относиться к одной или к нескольким категориям одновременно. Все виды фильтрации используют общую базу данных категоризированных ресурсов Интернета, категоризация которых выполняется в фоновом режиме на специальном сервере. Источником для пополнения базы данных ресурсов служат запросы пользователей. Любой сайт, к которому было обращение из сети учреждения, категоризируется в срок не более недели, после чего доступ к нему регламентируется на основе присвоенной ему категории.
В 2007 году СКФ была запущена в промышленную эксплуатацию. На портале http://skf.edu.ru для пользователей сети «Образование» была предоставлена возможность установить последнюю версию программного обеспечения на компьютеры учреждений. Была организована служба технической поддержки, отвечающая на вопросы пользователей.
В конце 2007 года в рамках задачи обеспечения образовательных учреждений лицензионным программным обеспечением СКФ вошла в пакет ПО, который разослан по всем регионам РФ.
Точная цифра
В начале 2007 года среднее количество запросов ресурсов составляло 1500 в секунду (в пике 3000), из них блокировалось около 20 запросов в секунду.
В настоящее время среднее количество запросов составляет около 8000 в секунду (в пике 20 000), из них блокируется около 35 запросов в секунду.
На 2008-2009 годы в целях дальнейшего развития СКФ запланированы работы по сопровождению и доработке системы по результатам ее внедрения в учреждениях, а также работы по информационно-методическому сопровождению комплексных мероприятий по обеспечению безопасного использования сети «Интернет» и предотвращению доступа к нежелательной информации.
СКФ интернет-ресурсов вошла в Стандартный базовый пакет лицензионного программного обеспечения для образовательных учреждений различного уровня, получивший название «Первая помощь 1.0». Такой пакет до 31 марта получили все школы России.
Спрашивайте – отвечаем!
Какие вопросы чаще всего задают специалистам технической службы поддержки?
– Зачем нужна СКФ? Дайте в школы списки запрещенных ресурсов, и мы будем их блокировать.
– Интернет является очень динамичной средой. Одна из задач СКФ – мониторинг и постоянное обновление базы данных категоризированных ресурсов. Сайт, который еще вчера был образовательным, сегодня может носить уже совсем противоположный характер. К тому же надо принимать во внимание, что ежедневно появляются тысячи сайтов, и отслеживать их содержание ни одна школа не в состоянии. Именно централизация системы дает возможность для всех школ иметь наиболее полную базу категоризированных ресурсов.
– Мы поставили СКФ, но все равно доступ к некоторым ресурсам негативного содержания есть! Система не работает?
– Могут быть две причины, по которым доступ к такому ресурсу есть. Первая – ресурс раньше носил образовательный характер и был отнесен в соответствующую категорию. Потом содержание ресурса было изменено, и он пока не прошел новую категоризацию. Вторая – это новый ресурс, который еще не прошел процедуру категоризации. И в том и в другом случае при обнаружении такого ресурса для оперативного принятия мер необходимо обратиться либо к органам управления образованием в регионе, либо непосредственно в службу техподдержки СКФ. Но даже если это не будет сделано, то ресурс будет категоризирован в короткие сроки, в соответствии с регламентом работы системы.
– Мы поставили СКФ, и у нас теперь нет доступа в Интернет, все сайты недоступны!
– Причины могут быть две: первая – в настройках программы вы установили «запретить все», что автоматически блокирует доступ в сеть «Интернет». Переустановка настроек решит проблему. Вторая причина – сбой в работе вашего провайдера, обеспечивающего вам доступ в Интернет. В таком случае нужно обращаться непосредственно к нему.
– Не можем открыть сайт. Почему запретили доступ к нему?
– Опять же причин того, что вы не можете получить доступ к какому-то сайту, может быть несколько. Если это связано с запретом Системы, то на экране вы увидите надпись «Доступ заблокирован фильтром». В остальных случаях это может быть сбой в работе самого сайта, либо проблема обеспечения доступа, которая лежит в зоне ответственности вашего провайдера.
Надпись «Доступ заблокирован фильтром» означает, что этот сайт попал в категорию ресурсов, не соответствующих задачам воспитания и образования. Если вы считаете, что этот сайт необходим и полезен для процесса обучения, то существует регламент внесения изменений в базу данных категоризированных ресурсов. По этому регламенту вам нужно отправить письмо за подписью директора школы на имя ответственного за контентную фильтрацию, назначенного в вашем регионе органами управления образованием, в котором вы указываете ресурс, который необходимо открыть, а также обоснование, почему.
Обратите внимание!
Центром анализа интернет-ресурсов разработан и поддерживается информационно-аналитический портал «Ваш личный Интернет» www.content-filtering.ru, который знакомит читателей с отечественным и мировым опытом защиты от «вредного» интернет-контента.
«Ваш личный Интернет» публикует статьи о новых видах интернет-угроз и способах борьбы с ними, о работе государственных органов и общественных организаций в области безопасности в сети, хронику преступлений и наказаний, законодательную базу по взаимоотношениям личности и сети. На страницах портала можно найти как любую свежую новостную информацию о недавних событиях, так и серьезные аналитические исследования по тематике «безопасного Интернета».
Особое внимание уделяется теме защиты детей и подростков от опасностей Интернета. Родители и педагоги могут найти здесь профессиональную информацию специалистов по организации работы детей в Интернете, о способах ограждения юных пользователей от тех, кто сделал своим оружием высокие технологии.
Алексей АБРАМОВ, директор по развитию и внедрению поисково-аналитических систем Центра анализа интернет-ресурсов
Комментарии