«Социальное партнерство» – это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих — школы. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме, т.к. прежние «шефские» отношения развалились, а новые еще не сформировались. Наиважнейший социальный партнер школы – родители учащихся. Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства.
Как удалось создать систему социального партнерства в нашей школе?
Проблема. Необходимость повышения гражданственно-правовой компетенции учащихся с помощью механизмов социального партнерства.
Предмет исследования. Создание условий для развития механизмов социального партнерства с целью развития гражданственно-правовой компетенции субъектов вариативного образовательного процесса в школе.
Объект исследования. Образовательный процесс в школе.
Гипотеза исследования состоит в том, что ресурсы социального партнерства будут использованы более эффективно если:
– создать информационный банк данных и систематизировать потенциальных партнеров школы в социуме;
– разработать диагностику социального партнерства применительно к школе;
– обеспечить право выбора классными коллективами субъектов социального партнерства;
– разработать и использовать договорную документацию о взаимовыгодном сотрудничестве с конкретными учреждениями;
– планировать и осуществлять (не реже двух раз в год) акции взросло-детского сотрудничества с гражданственно-правовыми компетенциями;
– реализовать проект самореализации выпускника школы.
Задачи исследования:
– осуществить анализ психолого-педагогической литературы, теоретического и практического опыта по теме исследования;
– создать информационный банк данных и систематизировать социальных партнеров школы в социуме;
– провести мониторинг использования имеющихся ресурсов социальных партнеров;
– апробировать на учащихся нашей школы опыт социального партнерства, в случае положительных результатов – внедрить на общешкольном уровне;
– разработать рекомендации классным руководителям по использованию резервов социального партнерства.
Что сделано (в соответствии с гипотезой):
– подготовлена анкета и проведено анкетирование классных руководителей о перспективах развития социального партнерства в нашей школе;
– результаты анкетирования классных руководителей о перспективах развития социального партнерства были обсуждены на педагогическом совете школы;
– подготовлены рекомендации для классных руководителей по привлечению родителей учащихся, как потенциальных социальных партнеров;
– разработан план выступления родителей на классном часе для расширения зоны социального партнерства для школы;
– подготовлена анкета для родителей учеников нашей школы;
– проведены ярмарки социальных партнеров, приглашены представители ОВД, муниципальных служб и др.
Методы исследования:
– теоретические: анализ педагогической литературы по созданию и обработки анкет;
– практические: анкетирование учащихся, родителей, классных руководителей, учителей;
– статистические: обработка данных исследования и оформление.
Реальные и возможные риски:
– инертность социальных партнеров;
– отсутствие взаимовыгодного интереса к сотрудничеству;
– сложности в коммуникации между социальными партнерами;
– трудности в получении быстрого результата от сотрудничества.
Некоторые промежуточные результаты:
– около 28% родителей заполнили анкету, т.е. люди в принципе готовы к сотрудничеству;
– дети проявили больший интерес к районным библиотекам (по опросу учащихся средней школы количество читателей выросло на 18%);
– возрос интерес школьников к спортивным секциям района (по опросу учащихся средней школы прирост составил 8%, старшей школы – 11%);
– в выборе профессии помогло определиться 15% учащихся 9-х классов и 9% учащихся 11-х классов.
Рекомендации для классных руководителей
Главные социальные партнеры классного руководителя – родители детей, обучающихся в классе, а также представители различных учреждений и организаций, участвующие в реализации воспитательных мероприятий.
1. Классным руководителям необходимо каждый учебный год, через детей или на первом родительском собрании, просить родителей заполнить прилагаемую анкету. По итогам заполнения составить «банк» социальных партнеров школы из родителей, которые могут выступить на классном часе.
2. Один раз в четверть (а в начальной школе и 2-3 раза) проводятся родительские собрания. Необходимо объяснить родителям важность их выступления в школе с целью профориентации учащихся.
3. Нужно организовать на классных часах выступление родителей по прилагаемому примерному плану.
4. Необходимо проводить тематические классные часы, на которых выступают приглашенные специалисты, психолог школы, медики.
5. В рамках профориентационной работы в школе проводить встречи с преподавателями различных вузов и колледжей.
6. Контролировать посещения учащимися 9-11 классов Дни открытых дверей в учебных заведениях.
7. Большое внимание следует уделять художественно-эстетическому направлению воспитательной работы, взаимодействию с музеями, театрами города, филармонией, планетарием и библиотеками города.
8. Активно сотрудничать с инспекцией по делам несовершеннолетних, где рассматриваются вопросы касающиеся «проблемных» детей и родителей, не выполняющих своих обязанностей.
9. Организовывать тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия малого и среднего бизнеса.
Устраивать встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Методический материал для родителей
Примерный план выступления на классном часе:
20 минут – выступление
10 минут – ответы на вопросы
Почему Вас привлекла эта профессия?
Как Вы пришли к ней?
Какой уровень образования требуется, чтобы работать по этой специальности?
Отметьте (расскажите) наиболее интересные моменты из Вашего опыта?
Требует ли Ваша работа дальнейшего обучения (получения новых знаний)?
Перспективы дальнейшего профессионального роста
Вы можете сами дополнить или скорректировать данный план.
Спасибо за взаимопонимание!
Анкета для родителей
№
Вопрос
Ответ
Примечания
Фамилия Имя Отчество
Ваше образование,
по какой специальности Вы сейчас работаете
Общий стаж работы
Стаж работы по специальности
Удовлетворены ли Вы результатами работы с точки зрения
материального вознаграждения
морального удовлетворения
Оцените моральный климат в Вашем трудовом коллективе
хороший удовлетворительный плохой
Учреждение, в котором Вы работаете
государственное
коммерческое
другое
Имеете ли Вы грамоты, награды или другие поощрения за свой труд?
Можете ли Вы назвать свою работу престижной?
Готовы ли Вы рассказать о своей профессии на классном часе?
В результате работы с классными руководителями был создан банк социальных партнеров школы.
Приведем комплексный план работы ученических коллективов с конкретными общественными, образовательными, спортивными, культурно-просветительскими и др. организациями.
№ п/п
Соц. партнер
Вид взаимодействия
Кто привлекается со стороны школы
Период
Библиотека № 232, 82
Экскурсии для школьников,
тематические мероприятия, лекции,
Младшая школа, также 5,6,7 классы
Сентябрь, октябрь, май
Дворец Пионеров и Школьников им. А. П. Гайдара
Проведение совместных мероприятий,
работа кружков ДПШ
Средняя, старшая школа
В течение года
Районный Совет ветеранов, Совет ветеранов ЛЛМЗ, Совет ветеранов 8 ГКТК
Организация встреч с ветеранами ВОВ
Младшая и средняя школа
Февраль, май
Детская поликлиника № 106
Работа по укреплению здоровья детей
ОДН ОВД по району Люблино
Приглашение инспекторов на заседания школьного совета профилактики, проведение тематических лекций по изучению правовых документов, организация индивидуальных бесед с учащимися
Сентябрь, декабрь, май
Управление МЧС по ЮВАО, Главное Управление МЧС России по городу Москве, Всероссийское добровольное пожарное общество, ГИБДД по ЮВАО
Совместное проведение объектовых тренировок «Безопасность детей – забота общая», семинаров, лекций и круглых столов
Управа района Люблино
Организация совместных тематических мероприятий с приглашением ветеранов ВОВ, ветеранов Труда
Февраль, март, апрель, май
Московский городской Дворец детского и юношеского творчества
Проведение совместных мероприятий с активом ученического самоуправления
Институт гигиены детей и подростков РАН
Проведение тематических лекций для девочек, девушек, мальчиков и юношей
Октябрь, март
Юго-Восточное окружное управление образования
Организация совместных открытых мероприятий, конкурсов и фестивалей
Научно-методический центр ЮВАО
12
Московский дом национальностей
Проведение совместных мероприятий с КИД «Мир без границ»
Апрель
13
Дом детских общественных организаций ЮВАО и г. Москвы
Вся школа
Май
14
ГУ «Центр правовой и информационной помощи молодежи «Выбор»
Проведение совместных мероприятий, правовых недель, консультации по правовым вопросам для учащихся и педагогов школы
Старшая школа, пед. коллектив
ГУ Центр социальной помощи семье и детям «Люблино»
Организация совместных тематических мероприятий, помощь специалистов – психологов, тренинги для учащихся.
16
Дом ребенка № 20
Шефская помощь
По взаимной договоренности
17
Московский государственный открытый педагогический университет им. Шолохова
Совместное волонтерское движение в рамках программы «Сочи 2014».
Май, июнь
Московская финансово-промышленная академия (МФПА)
Проф. ориентация. Заочное тестирование детей по дисциплинам, выносимым на ЕГЭ
Март, апрель
19
Московский государственный профессионально-педагогический колледж (МГППК)
Средняя, школа
Технологический колледж №28
Ноябрь, март
21
Колледж связи №54
Декабрь, март
Формы сотрудничества:
– совместная организация и проведение внеклассных мероприятий,
– вечера-встречи с интересными людьми,
– совместная исследовательская и диагностическая деятельность,
– консультации, вечера, круглые столы и т.д.,
– экскурсии и различные тематические десанты,
– приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия,
– спонсорская помощь школе и т. д.
Список использованной литературы:
Аксенова И.Г. и др. Политика социального партнерства (российский и зарубежный опыт). – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003.
Эбнер К.В., Дюкарев Р., Фокс К.А., Холмз. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. Практическое пособие. – М.: Центр развития образования, 2000.
Государственно-частное партнерство в образовании. Книжный дом Университет. Москва. 2009.
Мелехина Т.А. Духовно-нравственное воспитание школьников в среде социального партнерства. Программа на 2008-2012 год.
http://school66.tyumen-city.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47:2010-12-04-23-14-17&catid=45:-viii-&Itemid=44
Андрей Давиденко, учитель информатики,
Ирина Захарова, зам. директора по УВР, учитель географии,
средняя школы №1143 Москвы
См. вложенные файлы
Комментарии