search
main
0

Разные интересы

Должен ли учитель знать больше, чем его ученики?

В начале 90‑х, помнится, в одной из газет прочел высказывание известного западного педагога. Мол, чтобы наладить контакт с детьми и заслужить их уважение, надо отлично разбираться в том, что их волнует и что им интересно. С подобным утверждением я был полностью согласен. Действительно, довольно странно рассчитывать на взаимопонимание, если ты любишь культовые советские фильмы, а твои ученики – голливудские боевики, ты увлекаешься коллекционированием марок, а у них из хобби только драки и пошлые граффити, тебя волнует судьба вековой дубравы, а для них лес – всего лишь место, где можно поставить мангал и выпить пива.

Примерно в то же время мне довелось ознакомиться с еще одним произведением, научно-фантастическим. Это был роман братьев Стругацких «Полдень, XXI век». Там присутствовал довольно интересный персонаж – учитель Тенин. Узнав, что его воспитанники-подростки задумали побег на Венеру, он решил отвлечь их от этой опасной затеи.

«Как их остановить? – думал Тенин. – Как?» Есть много путей, но все они нехороши, потому что надо не просто остановить, надо заставить понять, что нельзя не остановиться. И один хороший путь был. По крайней мере, один. Но для этого нужна была ночь, и несколько книг по регенерации атмосфер, и полный проект «Венера», и две таблетки спорамина, чтобы выдержать эту ночь… Нужно, чтобы мальчики не ушли сегодня ночью. Даже не ночью – вечером, потому что Капитан умен и многое видит: видит, что учитель кое-что понял, а может быть, понял все. Пусть не ночь, думал учитель. Пусть только четыре-пять часов. Задержать их и занять на это время. Как?»

Он делает правильный выбор, наперед зная, чем это ему грозит.

«У учителя Тенина невыносимо болела голова. Ему было нехорошо. За последние четыре часа он прочел и усвоил четыре книги по регенерации атмосфер, а проект «Венера» выучил наизусть. Для этого пришлось прибегнуть к гипноизлучателю, а после гипноизлучателя надо обязательно лечь и хорошенько выспаться. Но хорошенько выспаться не придется. Может быть, и не следовало так перегружать мозг, но учитель не хотел рисковать. Он должен был знать о Венере и о проекте в десять раз больше, чем вся четверка, вместе взятая, иначе не стоило и возиться».

То есть педагог поступил примерно так же, как и рекомендовал его зарубежный коллега из газеты XX века. Как говорится, что и требовалось доказать.

Все бы ничего, но тогда же в одной радиопередаче я услышал выступление еще одного известного человека, психолога, который заявил, что в число самых главных интересов современных школьников входят музыка, секс и спорт.

И вот тут я задумался: а что из этого следует? Получается, чтобы рассчитывать на полное взаимопонимание со своими учениками, я должен тщательнейшим образом изучить все современные музыкальные направления, творчество групп и исполнителей, которые им нравятся, даже если меня самого от них воротит. Точно так же я должен быть в курсе, кто сегодня чемпион – «Зенит» или «Спартак», кто выиграл чемпионат НБА, взял «золото» в КХЛ, стал сильнейшим в ММА. Я должен знать какие-нибудь интересные факты из жизни того или иного спортсмена, уметь узнавать их в лицо и по фамилии, а лучше самому заниматься тем или иным видом спорта.

А вот что с сексом? Ну, допустим, мне как учителю биологии легче и проще, мой предмет сам по себе гармонично включает эту тему. Художникам или литераторам тоже есть что сказать на эту тему. И что показать. А если бы я был, скажем, физиком, географом или музыкантом? Как выстроить коммуникацию в этом направлении? И надо ли это делать?

На самом деле если вспомнить того же Тенина, то, конечно же, надо. Не для того чтобы показывать всем мастер-класс по музыке-спорту-сексу, а как минимум чтобы понимать, о чем вообще идет речь. А лучше знать «…в десять раз больше, чем вся четверка, вместе взятая, иначе не стоило и возиться». Вы можете быть химиком или трудовиком, но что мешает вам прочесть «Лолиту» Набокова или «Эммануэль» Арсан, «50 оттенков серого» Джеймс? Ничего. Эти книги вам могут вообще не понравиться, более того, вы имеете полное право даже не дочитать их до конца. Но, по крайней мере, вам будет что ответить вашим детям. И ответ «да, читал, но вот с чем я категорически не согласен…» все же лучше, чем заносчивое «не читал, потому что подобную бредятину мне даже в руки противно брать, я воспитан на русской классике XIX века!». По крайней мере, если бы Тенин попал в аналогичную ситуацию, он бы за ночь прочел все три романа, а потом попытался переключить внимание детей на что-нибудь более соответствующее их возрасту, например на «Ведьмака» Сапковского, «Властелина колец» Толкина или «Гарри Поттера» Роулинг. А дальше можно постепенно переходить и к более серьезной и взрослой литературе. В том числе и к русской классике.

Это примерно, как если бы каждый человек жил в своем мирке – своем домике, обставленном так, как ему нравится, ходил бы в гости, приглашал к себе друзей, обменивался идеями по оформлению интерьера, оценивал чужие вкусы. Но кто-то заявляет, что никуда ходить не собирается, ему уже и так понятно, что обстановка в ваших домах – полный отстой и пошлость, а вот я вам расскажу, как на самом деле все это надо делать…

Словом, каждый из нас имеет право иметь ровно такие вкус и предпочтения, которые у него есть. И насильно мил не будешь, а о вкусах не спорят. Но ведь никто же не заставляет вас любить то, что любят ваши дети. Тем более, как это очень часто бывает, вовсе не факт, что они действительно это любят, а не следуют моде, повинуясь стадному чувству. Учитель не может формировать свое представление о конкретном исполнителе только на основании того, что «я слушал нескольких рэперов, мне не понравилось, а поскольку этот парень тоже читает рэп, значит, он мне уже изначально противен!». Ему, как мне кажется, все-таки лучше получить представление о мире, в котором живут его ученики. И представление это должно быть максимально объективным.

А вот дальше… Вам никто не запрещает сделать все, чтобы перетянуть детей на свою сторону (будем считать ее стороной света и добра, по крайней мере, так должно быть в идеале). Вы сходили к ним в гости, вам там не понравилось, но вы же человек культурный, воспитанный, вместо того чтобы открыто поносить чужие вкусы, пригласите ребят к себе и постарайтесь организовать все так, чтобы они сами захотели прийти к вам еще и еще, а заодно и у себя в доме сделаете ремонт и перестановку.

Во всяком случае упомянутый Тенин умел перетянуть ребят на свою сторону, заинтересовать их и переключить внимание. «Учитель стал рассказывать про биоблокаду. Экипаж слушал так, что Тенину было жалко, что мир слишком велик и нельзя рассказать им сейчас же обо всем, что известно и что неизвестно. Они слушали не шевелясь и глядели ему в рот».

Кому-то это покажется слишком уж банальным и архаичным, мол, все, как тысячи лет назад: учитель вещает, ученики слушают, а надо бы сделать так, чтобы дети сами искали истину, а педагог только им помогал и направлял! И все же Стругацкие правы в главном: учитель для детей должен быть авторитетом. И стать им он может, только если будет уметь то, чего не умеют они, знать больше них, великолепно владеть, чем они владеют пока еще плохо.

А разве можно иначе?..

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте