Продолжение. Начало в №35-47
51‑я лекция должна быть «теоретико-литературоведческим анализом». И я «иду» на эту лекцию.
Я посетил около тысячи уроков литературы в Москве. В течение десяти лет я отвечал за работу годичных курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы, еженедельно по три пары. Я был свободен в выборе лекторского состава. Я сам десятки лет читал лекции учителям в Москве и далеко от Москвы. Но ничего подобного даже представить не мог.
Уже знакомый мне лектор учила отвечать на вопросы, которые могут задать выпускнику. При этом ни минуты на паузу, чтобы человек про себя попробовал ответить. Вопрос – тут же ответ. «Как называется имение братьев Кирсановых?», «Какое имя и отчество у Базарова?», «Кто из героев уезжает за границу и в каком городе он живет?», «К какому сословию принадлежит Базаров?».
Теперь держитесь.
Дворяне должны были служить в армии. Но вот появились дворянские дети, которые не шли в армию. Это была разночинская дворянская молодежь.
Осечка небольшая: ЕГЭ по литературе – письменный экзамен. Там никаких вопросов не задают.
На следующий день я «иду» на 81‑ю лекцию курса «лекций для сдающих ЕГЭ по литературе». Лектор мне уже знаком. Характер темы тоже – «содержательный анализ пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». О чем пойдет речь, я уже тоже знаю. Характеристика действующих лиц и пересказ всех действий пьесы. Язык и стиль мне известны.
Лопахин хоть и из крестьян, но чувствует себя выше, чем Дуняша. …Дуняша рассказывает о своих любовных похождениях… Раневская еще не впала в старческий маразм, но она не понимает, что такое экономические отношения… Лопахин понимает начало конца дворян. Он из грязи в князи. А потом приобрел свой бизнес, отнимая часть капитала у таких, как Раневская. Чехов показывает зарождение нового класса… Революционные идеи крепко вошли в сознание Пети. Но Петя может только завести Россию в кровавый тупик…
Яше во Франции были внушены идеи свободной любви… Гаев – представитель умирающего класса. Любовь Андреевна советует брату не выходить на работу… Любовь Андреевна думает о том, как приспособить Аню и Варю. Пусть Варя выйдет замуж за Лопахина, а Петя станет мужем Ани. …Слуги ведут себя подло. Один Фирс выполняет свои обязанности. Но и он впадает в маразм… Варя уходит странствовать с религиозными бродягами. Раневская едет в Париж к своему любовнику-предателю… Скорее всего, Лопахин имел в виду выгодную партию, поэтому отказался от Вари…
Позволю себе только одну реплику в этом упоении невежества и безграмотности. Я видел в роли Лопахина Владимира Высоцкого и Андрея Миронова. Их Лопахин любил Любовь Андреевну Раневскую.
Как происходит очеловечивание ЕГЭ по литературе, я вам показал. Хотя еще об одном занятии не могу не сказать. Урок этот был посвящен роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Нет, нет, ничего общего с теми, о которых я рассказывал, не имеет. Нормальный, интеллигентный рассказ профессионалов-литературоведов. Да еще с кадрами из кинофильма по роману. В то, что звучало с экрана, я не вслушивался. Потому что не мог не думать о другом.
Три вопроса смущали и искушали меня.
Первый: почему разговор этот ведут четверо? Вообще-то ведущий был один, но время от времени в его размышления врезывались небольшие, на две-три минуты, пассажи других. В чем смысл такого коллективного действа? Если бы они спорили друг с другом, тогда другое дело. Но все они шли в принципе по одному пути. Я впервые встречался с такой конструкцией, и смысла ее так и не понял.
Второе: я как учитель, как автор большой работы об опыте изучения романа в школе («Беспокойный и тоскующий Базаров») не верю, что за один урок можно дать ученикам школы хоть какое-то цельное представление о романе и о главном герое.
Мой опыт убеждает: к этому общему взгляду можно привести, если идти от конкретных сцен, эпизодов, страниц. У меня почти урок уходил на то, чтобы разобраться в сцене под стогом сена. И часто урок нужен был, чтобы понять слова Достоевского: «Ну и досталось ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». Почему для Достоевского главным в Базарове стало не самоуверенное и беспощадное отрицание, а беспокойство и тоска? И почему это признак великого сердца? И как понять «несмотря на весь его нигилизм»? Ведь предлог «несмотря на» противительный: «Несмотря на дождь, я вышел на улицу без зонта».
И наконец, самое для меня главное. Во всем, что я видел прежде, не было учеников. А здесь за столиками сидели ученики. Но на самом деле их как бы не было. Их не спрашивали. Они не спрашивали. Ни одного крупного плана. Лиц их не было на экране. Десять лет я посещал уроки литературы в городе Москве. Такого, естественно, не было ни разу. Потому что урок литературы – это прежде всего класс, размышляющий над страницами произведения. Во всех моих статьях о преподавании литературы звучат голоса разных учеников разных исторических эпох. И во всех моих 25 книгах.
Я послал Федору Абрамову свою книгу «Уроки нравственного прозрения». Там был и рассказ об уроке, посвященном его повестям «Пелагея» и «Алька». Я приводил сказанное и написанное моими учениками об этих повестях. Абрамов был тронут. Он впервые читал о том, что думают о написанном современные школьники. Я послал Василю Быкову свою статью, в которой рассказал об уроке по его «Обелиску», там тоже звучали голоса самих учеников. Он мне ответил: «Как будто я сам все это написал».
Я показал Григорию Чухраю сочинения своих учеников разных классов о том, как война прошла через их семьи (в одном классе училась внучка Чухрая). Он мне написал взволнованное письмо. «Некоторые выдержки из сочинений взволновали меня до слез. Какие точные, какие емкие детали отобрала народная память! (Например, то, как отец ел суп из лебеды, хвалил его, а сам плакал. Такого не придумаешь, хоть проглоти перо!)».
Но здесь ученики выглядели всего лишь как театральная декорация. И все-таки добили меня не эти подготовки к ЕГЭ по литературе. 26 мая 2020 года сайт «МЕЛ», прогрессивный, передовой, даже чуть либеральный. «Консультация ведущего специалиста Московского центра качества образования». Обратите внимание на ключевые слова: Центр качества образования Москвы и ведущий специалист.
«Если ученик при интерпретации текста исказил авторскую позицию, то больше 0 баллов по второму критерию он получить не сможет. Бывают очень интересные работы, которые показывают неординарную, яркую личность, и их всегда интересно читать, но важно при этом вписать их в критерии, по которым работа оценивается. Нестандартные высказывания и рассуждения пригодятся таким выпускникам в будущем для их индивидуальных проектов, научных и научно-популярных статей.
На экзамене нужно говорить по правилам, чтобы иметь возможность поступить в вуз и реализовывать там свои творческие планы. Сочинение по литературе – это мини-научное высказывание, где самое главное – не презентовать себя, а показать, как ты умеешь выявить авторскую позицию».
Про то, что все это – руководящий урок, как нужно наступать на горло собственной песне, я говорить не буду. О том, что наученный, что нужно воздержаться при поступлении от нестандартных высказываний, не сможет потом никогда реализовать свои творческие потенции, тоже не буду – это азбучная истина.
Меня вот что интересует. Я видел десять спектаклей по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Значит, как я сейчас понял, только один из этих разных спектаклей сумел выявить авторскую позицию, а остальные должны получить 0 баллов?!
Итак, мы прошли по шестидесяти годам экзаменов по литературе в нашей школе. Подведем итоги.
За это время страна прошла путь грандиозных событий, потрясений, перемен. Помните, у Пушкина: «Чему, чему свидетели мы были!» Страна стала другой. Ее социально-экономический строй поменялся коренным образом. Она сменила флаг и герб свой. В программу по литературе вошли авторы, за одно упоминание имен которых можно было оказаться в местах не столь отдаленных. А экзамен по литературе, что с ним?
Но начнем мы издалека. В конце 1829 года Пушкин написал короткое провидческое стихотворение.
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Открытия чудные принесут не только, а точнее не столько знания, сколько просвещенья дух. Откроем Толковый словарь живого великорусского языка Даля.
Образованность, образовывать, совершать, улучшать, духовно просвещать; иногда придавать наружный лоск, приличие, светское обращение, что и составляет разницу между просвещением и образованием. Наука образует ум и знание, но не всегда нрав и сердце. Учение образует ум, воспитание – нравы.
Просветить, просвещать. Даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру, образовать ум и сердце.
Просвещение включает в себя образование, но не сводится к нему.
«Опыт, сын ошибок трудных». Многие десятилетия мы ставили ошибки в один ряд с проступками, отступлениями от истины, чем-то враждебным. Шаг вправо, шаг влево считался побегом.
Напомню «Мы» Замятина, написанное в 1920 году: «Таблица умножения мудрее, абсолютнее древнего Бога: она никогда – понимаете: никогда не ошибается. И нет счастливее цифр, живущих по стройным, вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Истина – одна; и эта истина – дважды два, и этот истинный путь – четыре».
Пушкин возвел ошибку на высоту ее истинного значения. «Ошибка – это находка для учителя» – это говорит выдающийся психолог Леонид Занков. Но выискивать мнимые ошибки на экзаменах – любимое занятие многих учителей.
«Гений, парадоксов друг». Откроем толковый словарь под редакцией Н.Ю.Шведовой.
Парадокс. 1. Странное, расходящееся с общепринятыми мнениями высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. 2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным.
Парадоксальными были все великие открытия и изобретения. И геоцентрическое понимание Вселенной, и ракета, и использование атомной энергии, и Интернет. Да и не только великое и гениальное.
Случай. На него тоже возводили напраслину. В годы гонений на генетику в Московском университете на факультете биологии висел лозунг: «Случайность – враг науки».
Лев АЙЗЕРМАН
Продолжение следует
Комментарии