Этот разговор состоялся с Любовью СОКОЛКИНОЙ, моим учителем русского языка и литературы. Ее педагогический стаж – 48 лет. Мы говорим о ЕГЭ и об отношении современных одиннадцатиклассников к обучению и к школе. А также о многом другом.
– Любовь Александровна, можете ли вы вспомнить свой самый первый урок? Все ли у вас получилось? Боялись ли вы? Или же все прошло как нельзя лучше?- Могу вспомнить, конечно. Я после института работала в 10‑х классах в общеобразовательной школе. Меня очень хорошо встретили десятиклассники, с уважением, с любовью, проблем с дисциплиной не было. Мы организовали с ними драматический кружок, ставили сценки из произведений и давали концерты. Так что у меня были очень теплые и добрые отношения с ребятами. А позже я стала классной руководительницей в 5‑м классе. Наверное, и осталась в школе, потому что у меня все в школе получилось, хотя мне предлагали работать в детском саду заведующей садиком, когда у меня ребенок появился. Я поняла, что школа – это мое, так как я хорошо справлялась с образовательной и воспитательной работой.- А в нашей, 69‑й школе, как мне говорили, вы работаете чуть ли не с момента ее основания, это действительно так? И если да, то не посчастливилось ли вам видеть Булата Окуджаву?- В 69‑й школе я работаю с 1987 года. Булата Шалвовича, к сожалению, не застала. Говорят, что тремя годами ранее Окуджава бывал в нашей школе, как раз в год ее основания. Знаю, что учителю технологии удалось поболтать и попить чаю с великим поэтом и композитором. Но мне, увы, не посчастливилось его увидеть. Я застала режиссера Колосова, много журналистов того времени. Помню, в одной из бесед с Колосовым он предложил мне закончить режиссерские курсы, так как ему нравились спектакли, которые я ставила с ребятами, и уйти из школы, но я решила, что уже поздно что-то менять, да и не видела смысла, поэтому осталась работать в школе.- Тогда, если сравнивать ваши первые годы в нашей школе и вашу работу учителем в нынешнее время, какой из периодов вам нравится больше?- Мне нравились больше первые годы. Ребята были добрее, они с удовольствием читали, учили наизусть стихотворения, мы с ними ходили на пешеходные экскурсии, ездили в разные города, бывали в местах, где жили и творили великие писатели. Я с ними ездила в Михайловское несколько раз, в Ленинград, в село Константиново, мы ездили с ними в Тулу к Толстому, обошли там все музеи, мы посещали все театры, все спектакли, с нами даже и другие учителя ходили, я же учила учительских детей в основном, и вот они в качестве родителей к нам присоединились. А еще мы все вместе любили театр! Это было другое время, другие были дети. Сейчас, к сожалению, дети менее обязательные, менее увлекающиеся литературой.А еще Екатерина Павловна Новикова очень активно себя проявляла: она ходила с ребятами кататься на лыжах, на коньках, была большая активистка.- Поддерживаете ли вы дружеские отношения со своими бывшими учениками или, может быть, их родителями?- Со многими сейчас встречаемся, обнимаемся, хотя уже столько лет прошло. С большинством учеников и родителей находимся в очень теплых и приятных отношениях.- Любовь Александровна, кто ваш любимый писатель или поэт, расскажите о наиболее близком вам произведении.- Моей настольной книгой является роман Вениамина Каверина «Два капитана», я и всем ребятам всегда настоятельно советую ее прочесть, а также мне очень нравится творчество Чехова. Ведь Чехов говорит нам о том, что порой мы и сами в себе не замечаем. Учит нас быть честными, настоящими.- А как вы относитесь к Достоевскому и Толстому?- У Достоевского особенно могу выделить произведение «Бедные люди», с большим удовольствием его перечитываю. Достоевский учит нас доброте, уважению к человеку, вне зависимости от того, в каком он социальном статусе находится. У Толстого перечитала все, «Войну и мир» читала два раза. Про Толстого много сейчас пишут, некоторые говорят о том, что кое-какие моменты из своих произведений он заимствовал у других писателей, но я не разделяю эту точку зрения. Сейчас что только не говорят! Но ведь Толстой сам очень много всего пережил, и он пришел к мысли, что нужно жить, нужно трудиться, нужно работать над собой. Ведь он какой вел образ жизни? Посещал вечера, балы, вел довольно-таки легкомысленный образ жизни, когда поступил в Казанский университет, и почти никак не работал над самообразованием. И когда он вовремя опомнился и уехал в Ясную Поляну, он составил себе на 2 года такой план деятельности! Прежде всего, чтобы что-то изменить, он начал с себя. Потому что его не понимали: он хотел преобразования сделать, а его не поняли крестьяне, поэтому он начал с себя.- А потом его вроде еще от церкви отлучили?- Его отлучили от церкви, потому что он говорил, что церковь проповедует нам одни нормы морали и поведения, а ведет себя, совершенно им не соответствуя.- Да и сейчас по сути немногое изменилось.- Ну да, а вообще, конечно, роман «Война и мир» – это тоже кладезь вопросов, которые мы, в общем-то, должны постичь. Семья Ростовых, Болконских! Чего только стоит их история, в отличие от других дворянских семей! Сейчас много чего говорят, да и мы можем много чего говорить, но я особо не придаю этому значения. Про Чехова тоже много всего пишут и писали, но ведь он сумел, как он сам говорил, «выдавить из себя раба» и стать человеком, великим человеком, как я считаю.- Вы больше любите вести русский язык или литературу?- Русский язык.- Почему?- Ну, он более конкретный предмет. А литература… На уроке нужно каждому ребенку дать высказать свои мысли и чувства. Все-таки, если ребенок в чем-то ошибается, его нужно уметь направить, чтобы он правильно понял. Особенно молодежь сегодняшняя… Современную литературу почти не читают, а в ней можно найти весьма глубинные смыслы. Почему я стала уроки литературы меньше любить? Потому что сейчас больше бабушкой-сказительницей работаешь, пересказываешь тексты. А разве можно так? Литература – это другой предмет. Когда ребята прочитали, когда у них есть вопросы, когда они спорят, когда они что-то доказывают. Каждый же по-своему воспринимает. А сейчас стоишь и пересказываешь. Какой это урок литературы? Это не урок литературы. А вот те ребята, с которыми я раньше работала, они, конечно, много читали. И мне приносили понравившееся, говорили: «Любовь Александровна, вот это почитайте, интересно». А мы сейчас немножко потеряли это все, но, я думаю, наверстаем.- А как вы относитесь к современной литературе?- Я хорошо отношусь к современной литературе. Хотя, если говорить о современной русской литературе, то она, несомненно, потеряла много нравственных уроков. А назначение литературы, пускай это, может быть, банально звучит, – учить нас. Правда? Это учебник жизни. И да, банально, затерто, может быть, но это учебник. Потому что прочитаешь – и оглядываешься на себя. Но все же я вижу сейчас очень много талантливых молодых людей. Я с удовольствием смотрю на эти молодые дарования, на ребят, которые на олимпиаде представляют нашу страну. Это же тоже талантливая молодежь. И о ней надо писать больше.- Как вы думаете, можно ли к рэперам относиться, как к настоящим поэтам?- Наверное, можно. Ведь у них есть много и патриотических текстов.- Ну да. Есть один рэпер, который к коляске прикован, и у него много патриотических песен.- Конечно, очень много талантливых ребят. Я так особо, понятное дело, не поклонница данного направления. Но, разумеется, в каждом жанре есть что-то хорошее, свое рациональное зерно. Конечно, особенно эти ребята… ими только восхищаться можно, которых жизнь, казалось бы, выбросила за борт. Они без рук, без ног, не дай Бог никому такого. А он талантлив, он красив душой. И в том, что пишет, глубокие мысли бывают. Правда?- Безусловно! И все же вернемся к школе. Не думали ли вы о том, что было бы лучше оставить экзамены по билетам, как раньше?- Нет, потому что, если это экзамены по билетам в школе, то мы бываем где-то не до конца честными. Например, пришел к нам этот наш бездельник, которого мы ругаем все эти годы, а мы начинаем: «Ой, да ладно, я его пожалею». А в ЕГЭ все объективно. Кто трудился, тот и получил заслуженную отметку.- Да, но ведь вы сами рассказывали, что у вас учился очень старательный мальчик, чуть ли не золотой медалист, а на ЕГЭ забыл перенести ответы в бланк тестирования.- Это другое, это формализм.- Но ведь при сдаче экзаменов по билетам такого бы не произошло?!- Это правда. Но все же это были первые годы, поэтому что-то было не доведено до ума. Если бы принимали, нашу школу не имею в виду, в институтах по билетам экзамены, то это должны были бы быть кристально чистые люди, ну ты же сам понимаешь! А когда мы поступали – по 6, по 8, по 10 человек на место. И когда человек рассказывает, были же такие факты, а принимающему обязательно нужно его завалить (у него свой список поступающих лежит). И он хочет не хочет, но тебя завалит. А ЕГЭ все-таки более объективен, я считаю. И если ученик действительно хочет хорошо сдать, то и за 2 года по силам хорошо подготовиться. В глубину копать и поступить. Я, например, за ЕГЭ. Честно, объективно, хорошо, что везде камеры. Говорят – стресс, а идешь один на один с преподавателем сдавать, и еще 3 человека сидят в аудитории – не стресс? Еще больший стресс. Понимаешь? Вот я сама сдавала в свое время, это еще какой стресс! Сколько случаев было, когда мы по одному баллу недобирали! А потом приходишь учиться и думаешь: как он сюда попал? Он вообще слово написать по-русски не может, а здесь сидит и учится. Да, первые годы ЕГЭ был несовершенен. Но сейчас же более или менее усовершенствовали все. Потом, в конце концов, ты можешь идти с апелляцией, если ты не прав, тебе укажут на твои ошибки, расскажут все. Поэтому я за ЕГЭ.- Какой главный совет вы дадите выпускникам, чтобы успешно сдать ЕГЭ?- В первую очередь быть честными с самими собой, не надеяться на то, что на экзамене получится как-то списать. Осталось полгода. Сесть, проанализировать: это я знаю, это я не знаю. Прочитать, спросить, ведь у нас замечательные учителя в школе работают. Каждый расскажет, покажет. И, самое главное, трудиться. Вот привязать себя к стулу, все расписать и, вполне возможно, сдать хорошо экзамен. Вам же вообще в нашей школе, единственной в Москве, если я не ошибаюсь, дали свободное посещение. Занимайся вдоволь, ну, как не сдать хорошо? Мы стараемся. Все зависит от вас, если у вас будет желание, значит, вы будете больше спрашивать у нас, вы будете работать с удвоенной силой и пойдете со спокойной душой на экзамен.Григорий ПОШЕХОНОВ, выпускник школы №69 имени Булата Окуджавы 2018 года, стобалльник ЕГЭ по русскому языку, студент Финансового университета при Правительстве РФ
Комментарии