Год назад во всех российских школах классным руководителям было доверено проводить внеурочные занятия «Разговоры о важном». Это большой проект, который был нацелен на формирование у наших детей ответственного отношения к своей Родине.
В октябре 2022 года я прошла курсы повышения квалификации «Как правильно построить с классом «Разговоры о важном». Курс был ориентирован на расширение инструментария в воспитательной работе педагога: как повысить доверие в классном коллективе, как проводить занятия полезно и интересно для разных возрастов, как инициировать ценностный диалог в классе, как отвечать на непростые вопросы.
Первое, что порадовало, – это продуманные сценарии занятий, которые помогают сделать общение интересным и увлекательным. Темы разнообразные: традиции и культура родной страны, известные ученые и изобретатели, профессия в жизни человека, отношение к близким людям, волонтерство, историческое прошлое нашей страны, ее герои. Но готовые сценарии не ограничивают общение, наоборот, они дают пищу для продолжения разговора о важном.
Как же я строю свои занятия? Конечно, прежде всего в форме диалога, каждый может высказаться по тому или иному вопросу. После просмотра видеороликов ребята обсуждают проблему, спорят, интерактивные задания захватывают внимание учащихся. Очень нравятся моим детям выступления профессора МГИМО Ю.П.Вяземского. Грамотно подобранный видеоматериал дает возможность наглядно ознакомиться с темами.
Безусловно, чувство патриотизма должно прививаться с ранних лет. Детям нужно знать о своих сверстниках, которые отдали жизнь во имя Родины. Никого из ребят не оставило равнодушным занятие, посвященное Зое Космодемьянской. После этого разговора многие захотели посмотреть художественный фильм о героине, а я решила найти время и рассказать ребятам о пионерах-героях Марате Казее, Зине Портновой, Лене Голикове.
Интересно прошел урок о взаимоотношениях в коллективе. Почему же так важно интересоваться и узнавать новое о ребятах в своем классе, в школе? Почему важно, чтобы класс был дружным? Почему надо помогать друг другу? Как наладить отношения в коллективе, сохранить свое психическое здоровье, не стать жертвой травли/буллинга и самому не опуститься до травли других? Вот о чем мы говорили с ребятами. Потом были игры, коллективный разбор заданий, а в конце мы составили свод правил взаимодействия в коллективе.
Уроки учат детей любить Родину, гордиться ею, быть порядочными и ответственными людьми, а ответственный человек – это уже личность.
Мы, учителя, не только даем знания, но еще и воспитываем ребенка. «Разговоры о важном» – это про разностороннее развитие, про любовь ко всему родному, про патриотизм и веру в доброе, про формирование культурного кода, компонентами которого являются идентичность, ценности, традиции, знаки и символы.
Наиболее важными являются две составляющие культурного кода – ценности и идентичность. Это ценности, обозначенные в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 года №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Начало положено, впереди много уроков, которые обязательно приведут к хорошему результату. Мы родились и живем в стране с богатой культурой и интересными людьми. Наше будущее в наших руках.
Фатима ИМАНТАЕВА, учитель русского языка и литературы Школы имени дважды Героя Советского Союза И.С.Полбина
Комментарии