В столице реализуется программа «Развитие образовательной информационной среды для детей-инвалидов». Можно смело сказать, что программа уникальная и не имеет аналогов в России. 1400 детей, не имеющих возможности посещать школу, получают общее дополнительное образование и профессиональную подготовку.
Учеба в школе…
В Москве много самых разных школ, но есть единственная и неповторимая – специальная общеобразовательная школа-интернат №17. В этой школе около 250 детей, перенесших детский церебральный паралич, которые не могут учиться в обычных школах, где нет пандусов, лифтов, поручней. Конституция РФ гарантирует право на образование для всех, поэтому очень важно, чтобы эти дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, получили полноценное качественное образование. В этом им помогают прежде всего компьютерные технологии, умело используемые педагогами школы. В их распоряжении есть 14 ноутбуков, цифровые микроскопы, фотокамеры, проекторы и другое оборудование. Как проходят занятия? Ребята сидят в компьютерном классе (если они не могут посещать и эту школу, компьютеры им выдаются на дом, а учителя ведут индивидуальные занятия), перед каждым – ноутбук, на его экране, скажем, опыт по физике или химии, можно рассмотреть нюансы технологического процесса в мастерской. Дело в том, что учащиеся приобретают самые разные профессии, которые помогут им во взрослой жизни, они учатся росписи по дереву, швейному, картонажному и переплетному делу, с помощью компьютера они учатся рисовать, осваивают русский язык. Работа с компьютерами начинается с 6-го класса, а в старших классах ребята изучают уже информационные технологии углубленно, кстати, после окончания школы многие поступают учиться на программистов, веб-дизайнеров.
…дома…
Каждый ребенок-инвалид имеет право на надомное обучение. Однако, как показывает московский опыт, качественного образования такой надомник не получает, поскольку школа не может обеспечить систематические занятия по всем предметам. Во-первых, не все уроки можно проводить дома, во-вторых, это делать просто некому, так как у обычного учителя и без этого нагрузка велика, а кроме всего прочего, в педагогических вузах могут научить, как работать с одаренными детьми, но не с инвалидами. Как ни странно, учителям в работе с такими детьми мешает еще и жалость к ним: они могут завысить оценки, снижать требования, не соблюдать все те условия, которые диктует стандарт общего среднего образования. Между тем ребятам-инвалидам не нужна жалость. Наоборот, они хотят быть такими же, как их сверстники, они хотят получать знания в полном объеме, а иногда и даже в большем. Для них полноценное образование – залог будущей успешной жизни. Именно поэтому три года назад в Центре информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования Москвы была создана первая школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья. На средства города были тогда приобретены 750 рабочих мест учащихся и 120 рабочих мест учителя. Нынче ежегодно количество рабочих мест возрастает, ведь растет количество учащихся – сегодня их уже больше тысячи. Что собой представляет ученическое рабочее место? Это современный компьютер-ноутбук, скоростной интернет-канал, скоростной лазерный принтер, сканер, цифровая фотокамера, средства видео- и аудиосвязи и другое оборудование, которое передается каждому учащемуся школы по специальному договору. В договор включены также пункты, регламентирующие учебный процесс.
По сути дела, компьютерная школа – профильная, в которой обучение идет по четырем направлениям: гуманитарному, естественно-математическому, технологий и искусства. Для каждого направления есть свои курсы (всего их в школе 12). В начальной школе их три (математика, литература и русский язык обязательны), в основной и старшей школе – два: общеобразовательный и технологический, причем ученики могут выбирать курсы без всяких ограничений. Разделение идет по ступеням, а не по классам, и, освоив одну ступень, ученик переходит на следующую, но никто ему не мешает, скажем, осваивать курсы на всех трех ступенях одновременно. Эффективность обучения во многом обусловлена возможностью выбора того, что нужно и интересно, а кроме того, специальным подбором педагогов. Чтобы стать учителем в компьютерной школе, нужно победить в конкурсе, продемонстрировав свои предметные знания и способности к эпистолярному жанру, ведь педагогу придется постоянно вести переписку с учениками, объяснять, какие ошибки допущены, проводить диспуты и видеоконференции. Понятно, что каждый ребенок нуждается в руководителе, который бы знал его особенности, помогал ему выстраивать графики освоения знаний и так далее, поэтому с детьми-надомниками работают кураторы, устанавливающие контакт с семьями.
…и в вузе
Чрезвычайно важно профориентировать детей, помочь им выбрать ту ступень образования, которая поможет получить специальность, востребованную рынком труда. Выпускники домашней компьютерной школы осуществляют, может быть, самые дерзкие свои мечты – поступают в вузы, причем в самые престижные, такие, как МГУ, Технический университет имени Н.Э.Баумана. По договору с Московским городским психолого-педагогическим университетом и Московским экономико-статистическим институтом они могут поступить сначала в вузовские колледжи, а потом и на третий курс вузов, что позволяет работа этих учебных заведений по совмещенным учебным планам.
Вот уже более шести лет в Москве идет эксперимент по подготовке педагогических кадров в области специальной и коррекционной педагогики. Неслышащие студенты обучаются в специальных группах педагогического колледжа №4, для них организована педагогическая практика в школе №65. Такие специалисты – выпускники колледжа становятся студентами сразу третьего курса факультета специальной педагогики и специальной психологии Московского городского педагогического университета, продолжив обучение по специальности «Сурдопедагогика». Совершить такой «скачок», который позволил им обойтись без обучения на первом-втором курсах университета, студентам помогают сопряженные учебные планы, разработанные и реализуемые педагогами колледжа и МГПУ.
Большой объем работы приходится и на другой региональный вуз – Московский городской психолого-педагогический университет. Многие годы университет ведет работу с детьми-инвалидами. После проведения совместной коллегии с различными департаментами столицы была подготовлена программа обучения инвалидов, которая включала открытие регионального института реабилитации и образования для детей со специальными нуждами. Департамент образования Москвы поддержал такую программу. Вся эта деятельность требует серьезного научного подкрепления. Не случайно вуз постоянно работает вместе с Психологическим институтом РАО, что позволяет привлекать к преподавательской и исследовательской работе видных ученых-психологов, внедрять инновационные разработки в реальный учебный процесс.
Помочь человеку, который попал в трудные жизненные обстоятельства, совсем не простое дело. То, что им занимается и весьма успешно городская система образования, закономерно, ведь ей всегда было свойственно истинно милосердное отношение к детям.
Комментарии