Как рождается мода? Кто решает, что остроносые туфли, по которым мы сходили с ума еще вчера, сегодня уже никуда не годятся? Кто постановляет, что на смену классическим металлическим украшениям приходит яркая пластмассовая бижутерия самых невообразимых форм и расцветок, чем аляповатее, тем лучше? Портные утверждают, что моду творят не они, а производители ткани и обувщики, которые понимают: чтобы успешно продавать свой товар, нужно постоянно его обновлять. Колоссальное влияние на модную индустрию оказывают, как ни странно, войны (стоит где-то разгореться очередному вооруженному конфликту – на подиуме тут же воцаряется стиль милитари) и… кинематограф. Достаточно вспомнить «Клеопатру» с Элизабет Тейлор, породившую волну увлечения египетскими орнаментами и макияжем в стиле нильских фресок. «Троя», один из последних голливудских блокбастеров, поднял среди модников и модниц настоящий переполох. Добавим к этому еще и Олимпиаду в Афинах, и станет окончательно понятно, отчего этим летом таким фавором пользуется стиль «а-ля мифы Древней Греции».
Не послать ли нам гонца?
Работы у художника по костюмам Боба Рингвуда было хоть отбавляй – шутка ли, за четыре месяца придумать и сшить ни много ни мало восемь тысяч костюмов и десять тысяч пар обуви. Помимо десятка главных героев требовалось одеть несколько сотен персонажей второго плана, статистов и каскадеров. И не просто одеть, а сделать так, чтобы костюмы максимально соответствовали эпохе. Это ведь только нам, непрофессионалам, кажется, что древние греки ничего кроме туник и хитонов не носили, но ведь модные тенденции существовали и тогда, хоть и менялись не столь стремительно. Больше всего создателей фильма настораживало, что Гомер писал свою «Илиаду» через четыреста лет после падения Трои, при этом, скорее всего, описывая костюмы современной ему эпохи. Поэтому если сценаристам было вполне достаточно гомеровского текста, декораторам помогали данные археологических раскопок, то художнику по костюмам пришлось немало поломать голову над источниками информации. Работая над «Троей», Рингвуд погрузился в самые настоящие научные исследования: собрал каталоги музеев со всего мира, в которых были хоть какие-то крупицы информации, а затем провел несколько дней в Британском музее, скрупулезно изучая образцы древнегреческой одежды и оружия, обращая особое внимание на то, как и из чего все это было сделано. Но и этого художнику показалось недостаточно. Он решил, что если шить костюмы из современных тканей, сотканных машинным способом, то и выглядеть такая одежда будет недостоверно. Поэтому в Ирак, Турцию, Индию, Шри Ланку и Китай – страны, в которых технологии производства тканей последние три тысячи лет практически не менялись, – были посланы гонцы за старинными образцами.
Синий Парис и белый Приам
Как и в любой тщательно продуманной картине, костюмы в «Трое» несут серьезную смысловую нагрузку. Так по-азиатски роскошные сложные одеяния царя Агамемнона символизируют власть, богатство, страсть к завоеваниям, которую невозможно ни остановить, ни усмирить. Повелитель Трои царь Приам, уверенный в своей непоколебимости, напротив, носит спокойные белые одежды, о богатстве и благоденствии говорят и массивные золотые украшения троянских женщин. Отправляясь в бой, Ахиллес облачается в простой темный кожаный панцирь без лишних деталей – настоящему воину ни к чему украшать себя, как какой-нибудь светской красотке. Главный цвет фильма – насыщенный синий, цвет Средиземного моря, цвет правды и справедливости. В синий одета мать Ахиллеса Фетида, провожающая сына на войну, синему отдают предпочтение Парис и Гектор, изящные наряды Прекрасной Елены тоже украшены бирюзой. Еще один цветовой акцент – золотой – символ власти и могущества. А вот сцены военных действий – страшные, мрачные и неумолимые – окрашены в темные, глухие оттенки дубленой кожи и бронзы, из которых изготовлены оружие и снаряжение – во времена Троянской войны греки еще не умели обрабатывать железо. Кстати, не использовали они и шелк, зато владели технологиями тончайшей обработки шерсти. У египтян греками был позаимствован лен, а микенцы благодаря связям с Ближним Востоком познакомили Грецию с хлопком. Художники, безусловно, учли все это, и в результате костюмы получились вполне достоверными. Но главное – при своей историчности они так эффектны, что мимо них не сможет равнодушно пройти ни один поклонник моды.
Некогда было скучать и гримерам. Конечно, львиную долю их работы составили образы безымянных греческих воинов, но и над главными персонажами пришлось немало потрудиться, покрывая их «древнегреческие лица» бронзовым средиземноморским загаром. Гектору, Агамемнону и Менелаю, помимо всего прочего, пришлось прилаживать шикарные бороды, какие по моде того времени полагались солидным государственным мужам.
Щечки – бархат, губки – коралл
Елена Прекрасная, из-за которой, собственно, весь сыр-бор и поднялся, – настоящий образчик модных тенденций в макияже на текущий сезон: глаза в мягкой дымке, но не в антрацитово-черной, как минувшей зимой, а гораздо светлее. Брови – характерная деталь образа Елены – близки к натуральной форме и согласно последнему слову визажного искусства выщипываются по естественной линии роста. Елена – жительница «цивилизованной» Спарты, поэтому ее красота – это не естественное обаяние дикарки, а привлекательность ухоженной женщины. Чтобы усилить это ощущение лоска, брови были хорошо расчесаны и уложены гелем. А для соблюдения исторической точности им придали более насыщенный цвет, чем волосам, – этого требует этнический тип главной героини.
Для грима актрисы Дианы Крюгер, сыгравшей Елену, визажисты «Трои» использовали оттенок старой бронзы с ощутимой патиной в сочетании с серо-голубым. Результат достигается путем послойного наложения теней, при этом наиболее темный цвет наносится у самых ресниц. Особенность такого макияжа в том, что он не изменяет форму глаза, а лишь придает более овальное очертание. Чтобы добиться эффекта прозрачных глаз, был использован оттенок теней, противоположный естественному цвету радужки. У Елены – бирюзово-зеленые глаза, поэтому у ресниц нанесены баклажанно-синие, винные тени. Зрачок стал ярче, а белок глаза выглядит белее. Чтобы создать модный макияж в стиле Елены Троянской, визажисты советуют воспроизвести эффект естественного, влажного, но не глянцевого блеска кожи. Для этого используются тональные средства бежево-персикового оттенка с модной прозрачной текстурой, придающей коже вид ненакрашенности. Румянец естественный – не у висков, а на щеках, натуральных оттенков. Губы в стиле Елены – обязательно без контура, и сквозь помаду холодноватых оттенков должна читаться текстура кожи.
Если образ Елены Прекрасной – это именно то, что вам нужно, и ваше сегодняшнее настроение располагает к «древнегреческим экспериментам», не забудьте, перевоплощаясь в троянскую богиню, о платьях со свободной драпировкой и поднятой под грудь линией талии. Дополнят образ сандалии на тонкой подошве с многочисленными ремнями или застежками, а также массивная бижутерия – серьги-подвески, крупные кольца, колье и браслеты.
Комментарии