search
main
0

Рассохшийся трон . Чем грозят разрывы в циклах

В современном обществе роль образования настолько повысилась, что в ведущих странах мира оно уже вышло на первое место и по значению для выживания государств, и по инвестициям, обеспечивающим выживание самой системы образования. Подчас уже педагогику считают королевской наукой, а министров образования – некоронованными королями общественности. Тем не менее еще лет пятнадцать назад французские газеты писали о своей системе образования, что «министры приходят и уходят, а проблемы остаются». У нас такая же ситуация уже четверть века. Система образования, как рассохшийся трон: есть сиденье и спинка, есть ножки и подлокотники, но сидеть опасно. И не только в нашей стране.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Все суетятся около трона, предлагая множество концепций, благо наш дремучий (чуточку средневековый и абсурдно схоластичный до волюнтаризма) концептуализм позволяет делать это. Думаю, что вся эта каша не испортится, если добавить в нее немного масла закономерностей.

Наше не совсем обычное предложение состоит в использовании теории периодических процессов, в рассмотрении системы образования как суперсистемы, состоящей из множества подсистем, реализующих множество разнообразных циклов деятельности.

Можно не сомневаться, что если суперсистема образования состоит из ряда подсистем, действующих тоже циклически, но с разной продолжительностью циклов (см. рисунок), то может возникнуть несогласованность, могут возникнуть внутри суперсистемы биения, взаимные помехи в работе подсистем.

Подсистемы должны заботиться о самовыживании, и это составляет их главную цель. Но общая теория систем предписывает и еще одну цель – функциональную: подсистемы должны обеспечивать сохранение всей суперсистемы, должны в этом помогать друг другу. Должны, но не помогают!

Ослабляются связи между ними, хаос преобладает над порядком, и уже не помогают ни стандарты, ни усиление контроля, ни инновации… Давайте же присмотримся к состоянию и взаимодействию подсистем.

Они различаются не только по ответственным исполнителям, главным и функциональным целям, не только по критериям оценки их деятельности, но и (прежде всего) по длительности циклов деятельности.

Иерархия продолжительности циклов педагогической деятельности

В представленной выше иерархии самым энергоемким является цикл, имеющий наименьший период и соответственно большую частоту повторения. Это урок. И совершенно правильно, что уроку уделяется ведущее место в практической работе школ. Сейчас уже разработано много уроков красивых и разных, но… Общеизвестно, что основным критерием современного урока, обеспечивающим его жизнеспособность, является время – Тс – самостоятельного применения знаний и умений. У опытных учителей его значение в 2-3 раза больше, чем у начинающих. Попробуйте применить к оценке уроков этот критерий, и иллюзия благополучия развеется, как призрак.

Нами отмечалась и другая негативная черта современного урока – пренебрежение упражнениями, активизирующими самосовершенствование учеников. Это означает, что урок не выполняет своей функциональной цели, мало способствует сохранению суточного цикла, следующего по длительности периода и энергоемкости. Да и домашние задания содержат упражнения на репродукцию, но почти нет упражнений для совершенствования учебных умений и воли.

Следующие по энергоемкости и важности циклы (суточный цикл самосовершенствования учеников и недельный цикл семейного стимулирования) почти прекратили существование из-за сложности оценивания результатов и малых возможностей стимулирования, из-за отрыва школы от семьи. Между тем можно эффективно использовать самооценку учениками состояния общеучебных умений, подготовки домашних заданий, участия в общеклассных и общешкольных мероприятиях. Надо лишь ввести в ученическом дневнике дополнительную колонку для выставления результатов самооценки, предусмотреть еженедельную запись классного руководителя об общественной активности ученика.

Семья может успешно стимулировать учение ребенка разными способами: это и анализ изменений результатов самооценки, и обсуждение прочитанной книги, и приобретение книг для подарков, и ведение дневника самосовершенствования.

Тематический цикл получил в последние годы удачное развитие почти во всех школах. Но по-прежнему его слабым местом является творческое применение знаний и умений. Проведенные нами исследования обнаружили очень сильную корреляцию творчества с организацией межтематического повторения. Но вопреки разуму эта закономерность игнорируется, и разорвана связь тематического цикла и учебной четверти. Поэтому и функциональная его цель – обеспечение творческого характера следующего по длительности цикла (четверти учебного года) остается нереализованной. Для оживления этой связи надо бы каждую учебную четверть заканчивать выполнением творческих работ, конкурсов. Пока по этому пути идут лишь отдельные школы.

Годовой цикл школы – это забота о качестве обучения. Она требует последовательного решения задач: уже в первой четверти – восстановления умений, утраченных в период летних каникул, затем усиления репродукции во второй четверти, выращивания хорошистов и усиления творчества – во втором полугодии. К сожалению, качество обучения можно повысить двумя способами: либо кропотливым трудом школьного коллектива, либо сманиванием хороших учеников у соседних школ. Совершенно очевидно, что используется неадекватный критерий для оценки достижения главной цели годового цикла, что этот критерий должен быть заменен критерием «годовая сохранность качества». Но попробуйте рассчитать для ряда школ оценку годового цикла, используя названный критерий, и поразмышлять над полученными результатами.

При составлении этой таблицы учтено, что среднее значение годовой сохранности качества обучения составляет: для массовых школ России – 0,80; для лучших образовательных учреждений – 0,85; для европейских школ – 0,90.

Трехлетний цикл обеспечения преемственности ступеней образования должен быть в ведении муниципальной подсистемы образования. Эта идея может показаться необычной, неправильной и даже вредной, поэтому остановимся на ней подробнее.

Во-первых, по длительности школьные ступени не должны различаться между собой (у нас это 4, 5 и 2 года), иначе возникают биения и взаимные помехи. Существует доказательство, что школа должна иметь четыре ступени по три года каждая.

Во-вторых, вторая ступень слишком растянута: нельзя ставить одинаковые задачи подростку-пятикласснику и юноше-девятикласснику. Эта ступень должна быть разделена на рече-волевую и воле-мыслительную.

В-третьих, проблема обеспечения преемственности ступеней образования оказалась бесхозной.

Можно ли эффективно заниматься этой проблемой на региональном уровне? Нет, конечно. Учитывая, что в регионах сотни школ, потребовалось бы недопустимое разрастание управленческого аппарата. Значит, это проблема либо муниципального, либо школьного уровня.

Можно ли эффективно заниматься проблемой преемственности на школьном уровне? Материально-кадровые ресурсы школы весьма ограничены, и соответствующее обеспечение преемственности по силам либо муниципалитетам, либо регионам.

Пересечение обоих утверждений и заставляет сделать единственно возможный вывод: материально-кадровое обеспечение преемственности образования должно быть главной целью муниципальных подсистем.

К сожалению, последние идут, как правило, по более легкому пути: перекладывают свои обязанности на директоров школ, а сами «царствуют, но не управляют». В большинстве своем муниципальные управления образования до сих пор не имеют даже диагностических лабораторий, далеко не везде есть ремонтные и снабженческие подразделения, школьные библиотеки плохо обеспечены литературой, но зато везде имеет место культ псевдоэкономизма.

12-летний министерский (региональный) цикл информационного обеспечения служит информационному обеспечению системы образования и тоже имеет свои недостатки. Они многократно рассматривались в прессе, обсуждались на конференциях, но воз и ныне там. Пока не удается объединить усилия, прилагаемые на разных этажах системы образования. Методологически это понятно: истину надо искать не столько в объединении, сколько в пересечении правильных идей. И поэтому пора сделать единственно верный вывод: если управление хромает на всех уровнях, то центральной, наиболее полезной проблемой является проблема обратной связи. И именно в этом направлении наиболее полезно сейчас усилить информационное обеспечение системы образования. Это центральный вопрос сохранения нашей суперсистемы. И, заметим, он должен решаться не в тоталитарном духе «единого контроля», так как у каждой школы свои условия, свои задачи и уровень их выполнения. Реализация обратной связи требует диагностико-технологического подхода и учета закономерностей в соответствии с идеями Ингенкампа, Хейса, Бабанского, Таланчука и межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность». Но это сложная тема – тема для особого обсуждения.

Всеволод ЗАЙЦЕВ, научный руководитель межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте