search
main
0

Расширение возможностей

Амплификация среды дошкольных групп

Задача рационального использования и оптимизации пространства в образовательных организациях, и не только в них, интересна как сама по себе, так и в процессе поиска оптимального решения, а тем более в дошкольных группах. В связи с этим нами был разработан и внедрен такой способ амплификации предметно-развивающей среды, как выставки в коридорах, холлах и рекреациях дошкольных групп.

Среда развития ребенка – это пространство, в котором он находится. Это те условия, в которых (в данном случае в дошкольном учреждении) формируются его навыки. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором в дальнейшем начинается строительство личности ребенка.

Чтобы включить какую-либо часть пространства в состав предметно-развивающей среды, необходимо сделать его таким, чтобы оно способствовало развитию ребенка, стимулировало его интерес к разным видам деятельности, так как предметно-развивающая среда – это «организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей». Для этого мы организовываем тематические интерактивные выставки-витрины в коридорах, холлах и рекреациях зданий дошкольных групп. При этом в подобной работе можно выделить несколько этапов: подбор как общей темы, так и конкретного сюжета; планирование экспозиции и оформления; поиск необходимых материалов и предметов; работа дошкольников с привлечением материалов выставки, обсуждение, вопросы и задания.

На этапе подбора темы мы руководствуемся образовательной программой, календарными праздниками, учитываем также юбилейные и памятные даты. Так, например, для декабря 2022 года нами уже выбрана тема «Новый год в литературных произведениях». На следующем этапе – планирование заданий для каждой группы, для каждой панели, руководствуясь возрастными особенностями детей, группы которых расположены рядом с интерактивными выставками. В приведенном примере мы осуществили побор литературных произведений в соответствии с программными требованиями к той или иной возрастной категории детей.

Важный этап в оформлении выставки-витрины – это подбор предметов, о которых автор упоминает в своем произведении. Так, на витрине, посвященной сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик», были размещены ноты, соответствующие фрагменту из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Безусловно, оформление не является самоцелью. Самый важный этап в этом направлении – это работа с детьми, организация и побуждение их к обсуждению увиденного. Можно остановиться с ребятами у оформленной витрины по пути на прогулку, рассмотреть экспозицию, задать конкретные содержательные вопросы репродуктивного и поискового характера: «А что это за сказка?», «Как вы думаете, что это за персонаж?», «Как вы узнали, что это он?», «Как вы это поняли?».

На занятиях педагоги организуют подгрупповую интерактивную образовательную деятельность у экспозиций. Как в настоящих интерактивных музеях, дети могут трогать экспонаты, обыгрывать эпизоды произведений или самостоятельно придумывать новые варианты сказок, используя персонажей на витрине. Для фронтальной работы отдельные экспонаты выставки могут быть временно перемещены в групповые помещения, где происходит их включение в жизнедеятельность группы через совместную игровую, проектную, конкурсную деятельность.

Кроме того, немаловажно, чтобы в создании и обсуждении экспозиции принимали участие не только дети, но и их родители в качестве субъектов образовательного процесса. Интерес родителей и включение их в жизнь группы позволяют решать многие задачи по развитию детей. Старших дошкольников и их родителей мы привлекаем к совместному участию в создании интерактивной витрины. Таким образом, появляются условия для продуктивного общения родителей с детьми, в процессе которого взрослый разделяет актуальные интересы ребенка.

Использование негрупповых помещений в целях расширения и обогащения образовательного пространства помогает решать задачу по разностороннему развитию детей дошкольного возраста.

– Очень интересно оформлено пространство. Важно, что высота выбранной поверхности соответствует росту ребенка дошкольного возраста, ему удобно рассматривать животных, кукол. Мне кажется, что это создает ощущение погружения в придуманную авторами историю, ребенок становится участником событий. Спасибо за вашу работу! – говорит О.В.Шергина.

– Оформление всего пространства в группе позволяет детям быстро переключать внимание и не так остро переживать временную разлуку с родителями. Хотя, признаюсь, сама могу задержаться, пока рассматриваю детали подготовленных экспозиций, – отмечает Я.В.Карпенкова.

А латинское amplificatio переводится как «распространение», «увеличение» и в психологии означает расширение возможностей полноценного развития детей в определенный период их жизни.

Елена БОРИСОВА, старший воспитатель школы №1517; Виктория ГОГОЛЬ, воспитатель школы №1517

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте