Евгений ЯМБУРГ, директор центра образования №109: -Мы каждый год к 1 сентября получаем задание для первого урока, в этом году – «Великие победы россиян».
Знаете, я все-таки надеюсь, что для достаточно мудрых учителей, которые, конечно, хотят поднять дух, воспитать патриотизм, все было понятно. Дух учителей – особая история, он всегда был силен вопреки всему. Я на эту тему всегда вспоминаю Булата Окуджаву, все-таки жаль, что именно над победами нашими стоят пьедесталы, которые выше побед. Умный человек может о победах говорить, но и о пьедесталах тоже, потому что любую тему можно раскрывать и умно, и топорно, здесь дело не в теме. К этому надо творчески относиться в том смысле, что действительно может быть мудрый разговор. Я уже не первый десяток лет работаю в школе, и меня, конечно, вообще всегда удивляет, что мне, как директору, советуют каждый год, с чего я должен его начинать. В первый раз мы идем в школу что ли? Это, конечно, такая советская отрыжка – стремление всех построить. Но, с другой стороны, в устах мудрого учителя и тема победы, которая рядом с ценой победы, может быть нормальным исповедальным, человеческим разговором. Это зависит от мозгов учителя, его позиции, человечности. К сожалению, конечно, и от руководителя, если дана жесткая установка – шаг вправо, шаг влево как побег. Первый разговор в начале учебного года на самом деле вещь интимная. В каждый класс вы человека с ружьем не поставите, даже если установки даны. Будьте собой наконец, перестаньте бояться, даже в пособии по сексологии написано: «Боящийся несовершенен в любви». У меня, кстати, двойственное ощущение от нынешнего городского педсовета. Доклад был очень глубокий, хороший, но педсовет предполагает, что коллегам можно советоваться. Но когда не стоят микрофоны, нельзя обсудить общие проекты, тогда это называется партхозактив. Вообще ушла стилистика каких-то обсуждений, и это грустно, потому что никакие инновации без обсуждений невозможны. Есть острые проблемы и в Москве, несмотря на то что многие из них решены, об этом надо говорить серьезно. Этого я не услышал. К сожалению, ушли профессиональные дискуссии. Даже обсуждения новых законов нет. Я готов обсуждать эти вещи и те опасные последствия, которые могут наступить, например, после реализации 83-го закона, но мне любой человек скажет: «Извините, Ямбург, ведь к этим законам должны быть 400-500 нормативных актов. Этого ничего нет, какое же вы право имеете тревожить общественность?» Но когда эти акты будут приняты, обсуждать будет поздно. Почему это происходит? Просто механизм принятия решений келейный, он-то и создает у педагогов повышенную тревожность. Все спускается сверху, принимается сразу в трех чтениях, и возникает ситуация большой беды. Многие изменения просто либеральные. Вот я читаю: «В начальной школе 25 процентов времени предполагается на развитие ребенка», за это обеими руками голосую, ведь об этом мечтал всю жизнь. Но это не входит в стандарт, а раз не входит, то могу предположить, что не будет оплачиваться. Значит, сказать, что это будет так, я не имею права. Видимо, в каждом регионе все будет по-разному, потому что по одежке протягиваем ножки. Автономное учреждение дает полную свободу, возможность руководить финансовыми потоками, вкладывать деньги. Замечательно, но я уже знаю регионы, где по приказу мэра все школы стали автономными, но (маленькая подробность!) они все остались в казначействе. Иными словами, это все равно, что нюхать цветы через противогаз. Что же касается дифференцированной заработной платы – тоже вроде хорошая либеральная идея, в самом деле нельзя всем сестрам платить по деньгам. Но очень тонкий момент – сравнение труда учителей. Здесь многое зависит от контингента детей, от жанра учителя: один – прекрасный воспитатель, другой – лучший предметник. На каких весах это взвешивать, каким градусником это измерить? Это все равно, что лучшую балерину в Большом театре определять по высоте прыжка. Учитывая, что все-таки зарплата невелика, значит, есть огромная опасность поссорить людей между собой, невротизировать эти преимущественно женские коллективы. В новом законопроекте «Об образовании в РФ» я не увидел начального профессионального образования, а ведь нищие слои населения всегда кормили в ПТУ, давали форму. Есть вещи, которые профессиональное сообщество должно обсуждать, значит, должны быть площадки. В том числе, кстати, и педсовет. В этом году я участвовал в тендерных комиссиях и седел, когда разыгрывались тендеры на питание. Помните, как Остап Бендер продавал, покупал, играл там на повышение, тут – на понижение. На моих глазах питание крупной школы выиграла фирма, которая на 50 процентов снизила расходы на питание, чем же она собирается кормить детей? Это 94-й закон, его не обойдешь, это не Москва виновата, но я смотрю – все же можно в стране. Случилась беда, премьер-министр Путин отменил этот тендер, чтобы можно было строить дома для погорельцев, потому что нельзя ждать, когда пройдут все эти тендеры. Мы что, будем ждать, пока дети отравятся? Какая же это безопасность? Есть вопросы, которые не надо бояться ставить. В этом году я разминировал у себя внутри школы мину химического действия. Тендерные торги выигрывают фирмы, которые ставят самые низкие цены за ремонт. Но я же стреляный воробей и увидел, что подвезли фасадную краску для покраски физкультурного зала, а она выделяет вредные вещества. А вот не было бы меня? Принцип цены и качества, как только дело касается безопасности детей и как только дело касается кормления детей, серьезный вопрос, который нужно ставить.Очень трудно объяснять людям, что в сложном дифференцированном обществе не может быть единой идеологии для всех: для верующих и атеистов, для олигархов и интеллигентов окуджавского розлива, и это очевидно совершенно. Но значительная часть учителей говорят: «Мы устали, дайте нам указание, как мы должны поступать, а то мы запутались». Этот запрос, естественно, находит радостный ответ, потому что любая унификация – повышение управляемости. В этом смысле, когда мы говорим об учебных планах, то понимаем, что стандарты сами по себе вещь неплохая, они должны быть, но если все действительно опять встанут в шеренгу по четыре, то это грустно, как пишет замечательный поэт Игорь Иртеньев: «Бьют часы на Спасской башне, мчится поезд под откос. С Новым годом, день вчерашний! Здравствуй, дедушка склероз». К этому мы примерно идем. Мы начинаем менять систему ценностей (что очень опасная вещь), начиная уже с детского сада, с малышей. У меня есть в Центре образования детский сад, и я познакомился с одним пособием, которое называется «Экономика для малышей». Там есть Мишка, который решает, открывать ли ему свой бизнес, торговать ли медом. Там есть специальные задачи насчет того, «как на свете то зовется, что сегодня продается. Это – не чудесный дар, называется товар». Мы начинаем ломать шкалу нравственных ценностей, воспитывать ранний прагматизм, а дальше возникает стремление привязать все к столбу пользы. Думаю, очень скоро нас ждут тяжелые, серьезные испытания, ведь так бесконечно не может быть. Будут востребованы люди, умеющие принимать решение, умеющие брать ответственность на себя, то есть люди, имеющие пространство внутри свободы, люди, способные координировать рост свободы и ответственности человека. Понимаете, не может раб проводить модернизацию. Человек, который боится всего, никакие ноу-хау не создаст. Рано или поздно эта ситуация лопнет, потребуются люди действительно смелые, честные, умные.В России все очень быстро происходит, мне кажется, что это будет.
Комментарии