search
main
Топ 10
Телефоны в школе планируют запретить даже в образовательных целях С 2025 года в нацпроект «Образование» хотят включить предметы, которые не входят в систему ЕГЭ Серебряным медалистам будут вручать сине-голубой диплом с отличием Лучших педагогов наградили в Уральском федеральном округе Дефицит педагогов: в Вологодской области открыты 255 учительских вакансий Студент Калужского госуниверситета создал настольную игру по истории родного края С волонтерской деятельностью школьников познакомят на «Разговорах о важном» Для родителей школьников предлагают ввести выплаты к началу учебного года Десятиклассник из Астрахани разрабатывает «Умный гараж» В России создано 8 новых учебно-педагогических округов Глава Минпросвещения: единые учебники по всем предметам разработают в течение 2-3 лет Отменить нельзя оставить: День рождения буквы «ё» отмечают в России Обязательные уроки труда могут появиться в российских школах Петербургские педагоги, подготовившие победителей и призеров олимпиад, получат премии Минпросвещения: кабмин приступил к разработке прогноза востребованных профессий Чемпионат «Профессионалы» завершился в Санкт-Петербурге Исследование: 47% семей тратят на дополнительную подготовку к ЕГЭ до 6 000 рублей ежемесячно В Нижнем Новгороде выбирают лучшего Учителя здоровья России 2023 года Президент РФ рассказал о стипендии в 75 000 рублей для аспирантов за научные исследования В Самаре открыли памятник «Первый учитель»
0

Распределение: нарушение прав человека или способ утолить кадровый голод?

В осеннюю сессию Госдума планирует рассмотреть поправки в закон «О высшем и профессиональном образовании». Авторы законопроекта поставили перед собой цель преодолеть дефицит квалифицированных специалистов в регионах страны. Каждому абитуриенту будет предложено заключить с вузом договор, согласно которому после обучения молодой специалист должен отработать не менее двух лет. Поправки к закону коснутся только студентов, обучающихся на бюджетной основе.

По мнению проректора по учебной работе Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, доктора педагогических наук  Виталия Кантора, в этой идее есть разумное зерно. Прежде всего, потому, что государство вправе требовать отдачи от тех студентов, в обучение которых оно вкладывает деньги – в среднем 80 тысяч рублей в год на одного обучающегося. Власть заинтересована  в эффективности своих вложений. Другое дело, что возврат к той системе распределения, которая существовала в СССР,  невозможен.

Как заметил Виталий Кантор, в стране существует целый ряд отраслей народного хозяйства, социальной сферы, где кадровый голод ощутим настолько, что это становится серьёзной проблемой для общества. Однако говорить о механизмах некоего принуждения к работе не совсем верно хотя бы потому,  что история развития общественных отношений и общества в целом говорит о том, что труд по принуждению не всегда оказывается достаточно эффективным.

Представитель РГПУ им. А. И. Герцена  также опроверг расхожее мнение о том, что  учителя категорически не хотят работать по специальности. Как показывают результаты исследований, подавляющее большинство герценовцев (порядка 80 %)  намерены строить свою профессиональную карьеру именно в русле той специальности, которую они получают в вузе.

Кроме того, у Герценовского  университета есть опыт, который доказывает, что можно и нужно искать более эффективные механизмы взаимодействия государства и вуза, вовлекая в этот двусторонний процесс и абитуриента. Как рассказал Виталий Кантор, одним из таких коллективных механизмов, который успешно реализуется в Университете  многие годы, является целевой прием, то есть прием по направлениям от органов исполнительной власти, органов управления образованием и т.д.

«На сегодня у нас более 90 партнеров из числа учреждений образования и социальной сферы, органов исполнительной и законодательной власти. Только в этом году мы принимаем почти 300 человек по целевому набору, и эти люди гарантированно вернуться в тот регион, который их направил. Этот механизм настолько отлажен, что из года в год в РГПУ им. А. И. Герцена существует серьёзный конкурс среди целевиков, – сообщил он. – Однако направляя к нам абитуриента сегодня, работодатель, который нам его делегирует, должен точно просчитать кадровую потребность, которая сложится через  4- 6 лет».

По словам Виталия Кантора, не менее эффективный механизм – подготовка  по договорам с конкретным работодателем. Кроме того, в рамках учебно-производственной  практики вуз отправляет студентов  в престижные учреждения, и, если они проявляют себя ярко, то работодатель сам считает за благо предложить им трудиться на своей площадке после окончания университета.

Таким образом,  распределение как идея упорядочения взаимоотношений между вузами, абитуриентами и государством заслуживает обсуждения, но реализация этой идеи должна быть четко продумана с учетом массы нюансов, которые могут возникнуть. В частности, например, как увязывать  отработку с правом на поступление в магистратуру или аспирантуру?

Ректор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Владимир Нечаев считает, что законопроект в том виде, в котором он сейчас есть,  реализовать совершенно невозможно, потому что поправки идут вразрез с правом человека на получение образования. В Конституционном суде законопроект будет поставлен под сомнение и признан противоречащим Конституции.

В то же время многие студенты петербургских вузов уже сейчас поддержали эту инициативу. Как рассказал экс-председатель Студенческого совета вузов Санкт-Петербурга, аспирант НИУ ИТМО Антон  Калинин, на днях представители студсовета провели опрос среди студентов старших курсов технических и гуманитарных вузов на тему: «Готовы ли они поехать по распределению?». Из более пятисот ответивших две трети ответили: да. Правда, ребята согласны на отработку с учетом наличия социальных гарантий в другом городе. Причём многие на первое место ставят не имущественные блага, а возможность профессионального роста.

Как пояснил Виталий Кантор, это вполне закономерно. Потому что социальный пакет, – это не только квартира или дом, или достойная зарплата, но еще и уровень, позволяющий в полной мере реализовать потенциал знаний и квалификации, полученный в вузе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте