search
main
Топ 10
Не пойман – не вор: ЕГЭ глазами учителя Где найти главный продукт для сердца, и что будет, если его употреблять ежедневно В Якутске чудом удалось спасти ребенка, который выпал из окна 12 этажа Какие вузы принимают с низкими баллами ЕГЭ Холестерин, болезни сердца и сосудов: врач рассказала, какой продукт может причинить вред Муж в аренду: женщина придумала, как заработать на супруге, и написала объявление в соцсетях Женщина, которой на днях исполнится 108 лет, рассказала, какой продукт помог прожить так долго Ей было бы 50 – сегодня день рождения Саманты Смит, девочки, написавшей генсеку ЦК КПСС Быть или не быть, вот в чем вопрос: как англицизмы заполняют русский язык Учителя рассказали, что они думают о введении Года педагога и наставника Бакалавр – в советские времена незавершенное высшее образование: в Госдуме обсудили развитие системы образования Учителя и медсестры на 40% работают дольше положенного по трудовому договору времени Спикер Госдумы предложил проводить аттестацию учителей только на базе ведущих вузов Школьник из Чебоксар, получивший на ЕГЭ по математике 98 баллов, подал апелляцию и выиграл Названы лауреаты Всероссийского конкурса «Успешная школа» В школах 45 российских регионов поручено ввести должность советника по воспитанию Диплом и сердце в подарок: выпускница Алтайского медвуза запомнит выпускной на всю жизнь Единообразие программ и учебников – что изменится в школьном образовании

Распределение: нарушение прав человека или способ утолить кадровый голод?

В осеннюю сессию Госдума планирует рассмотреть поправки в закон «О высшем и профессиональном образовании». Авторы законопроекта поставили перед собой цель преодолеть дефицит квалифицированных специалистов в регионах страны. Каждому абитуриенту будет предложено заключить с вузом договор, согласно которому после обучения молодой специалист должен отработать не менее двух лет. Поправки к закону коснутся только студентов, обучающихся на бюджетной основе.

По мнению проректора по учебной работе Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, доктора педагогических наук  Виталия Кантора, в этой идее есть разумное зерно. Прежде всего, потому, что государство вправе требовать отдачи от тех студентов, в обучение которых оно вкладывает деньги – в среднем 80 тысяч рублей в год на одного обучающегося. Власть заинтересована  в эффективности своих вложений. Другое дело, что возврат к той системе распределения, которая существовала в СССР,  невозможен.

Как заметил Виталий Кантор, в стране существует целый ряд отраслей народного хозяйства, социальной сферы, где кадровый голод ощутим настолько, что это становится серьёзной проблемой для общества. Однако говорить о механизмах некоего принуждения к работе не совсем верно хотя бы потому,  что история развития общественных отношений и общества в целом говорит о том, что труд по принуждению не всегда оказывается достаточно эффективным.

Представитель РГПУ им. А. И. Герцена  также опроверг расхожее мнение о том, что  учителя категорически не хотят работать по специальности. Как показывают результаты исследований, подавляющее большинство герценовцев (порядка 80 %)  намерены строить свою профессиональную карьеру именно в русле той специальности, которую они получают в вузе.

Кроме того, у Герценовского  университета есть опыт, который доказывает, что можно и нужно искать более эффективные механизмы взаимодействия государства и вуза, вовлекая в этот двусторонний процесс и абитуриента. Как рассказал Виталий Кантор, одним из таких коллективных механизмов, который успешно реализуется в Университете  многие годы, является целевой прием, то есть прием по направлениям от органов исполнительной власти, органов управления образованием и т.д.

«На сегодня у нас более 90 партнеров из числа учреждений образования и социальной сферы, органов исполнительной и законодательной власти. Только в этом году мы принимаем почти 300 человек по целевому набору, и эти люди гарантированно вернуться в тот регион, который их направил. Этот механизм настолько отлажен, что из года в год в РГПУ им. А. И. Герцена существует серьёзный конкурс среди целевиков, – сообщил он. – Однако направляя к нам абитуриента сегодня, работодатель, который нам его делегирует, должен точно просчитать кадровую потребность, которая сложится через  4- 6 лет».

По словам Виталия Кантора, не менее эффективный механизм – подготовка  по договорам с конкретным работодателем. Кроме того, в рамках учебно-производственной  практики вуз отправляет студентов  в престижные учреждения, и, если они проявляют себя ярко, то работодатель сам считает за благо предложить им трудиться на своей площадке после окончания университета.

Таким образом,  распределение как идея упорядочения взаимоотношений между вузами, абитуриентами и государством заслуживает обсуждения, но реализация этой идеи должна быть четко продумана с учетом массы нюансов, которые могут возникнуть. В частности, например, как увязывать  отработку с правом на поступление в магистратуру или аспирантуру?

Ректор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Владимир Нечаев считает, что законопроект в том виде, в котором он сейчас есть,  реализовать совершенно невозможно, потому что поправки идут вразрез с правом человека на получение образования. В Конституционном суде законопроект будет поставлен под сомнение и признан противоречащим Конституции.

В то же время многие студенты петербургских вузов уже сейчас поддержали эту инициативу. Как рассказал экс-председатель Студенческого совета вузов Санкт-Петербурга, аспирант НИУ ИТМО Антон  Калинин, на днях представители студсовета провели опрос среди студентов старших курсов технических и гуманитарных вузов на тему: «Готовы ли они поехать по распределению?». Из более пятисот ответивших две трети ответили: да. Правда, ребята согласны на отработку с учетом наличия социальных гарантий в другом городе. Причём многие на первое место ставят не имущественные блага, а возможность профессионального роста.

Как пояснил Виталий Кантор, это вполне закономерно. Потому что социальный пакет, – это не только квартира или дом, или достойная зарплата, но еще и уровень, позволяющий в полной мере реализовать потенциал знаний и квалификации, полученный в вузе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте