По данным рейда «Как живешь, молодой учитель?», который провела Саратовская областная организация Общероссийского Профсоюза образования, в 2018 году в учреждения образования региона прибыл 351 молодой специалист, на 15 человек меньше, чем в предыдущем. Не дождались молодых педагогов к 1 сентября в Дергачевском, Краснопартизанском, Романовском, всего в семи муниципальных районах (в прошлом учебном году – в четырех). Значит, хорошие планы и программы пока не работают в должной мере. Областная организация профсоюза сегодня делает акцент в своей работе на повышение престижа профессии и социальной привлекательности.
Поставить проблему – значит приблизиться к ее решениюВ области уже принят и работает предложенный профсоюзом проект содействия развитию кадрового потенциала в сфере образования. На 2‑м молодежном форуме, состоявшемся при поддержке министерства образования региона, обкома профсоюза и Саратовского областного института развития образования (СОИРО), разработана программа социальной поддержки молодых педагогов. Стоит отметить, что в последние годы количество молодых специалистов, прибывающих в образовательные организации области, все-таки растет, но неравномерно. В 2013 году – 245 человек, в 2014 году – 233, в 2015‑м – 291, в 2016‑м – 344, в 2017‑м – 366. На начало нынешнего учебного года в 21 из 38 муниципальных районов области насчитывалось 150 вакансий.Областная профсоюзная организация определила направления работы для того, чтобы ситуация изменилась в корне, то есть произошел прорыв в решении кадрового вопроса. В этом ей помогают созданные при обкоме молодежные объединения – совет молодых педагогов, областной клуб «Молодость», ассоциация молодых воспитателей, совет молодых ученых, ассоциация работников профессионального образования. Молодые профсоюзные активисты помимо повышения зарплаты и обеспечения педагогов жильем большое значение в решении задачи повышения престижа профессии придают формированию общественного мнения о ее значимости. Так, ими разработан ряд пиар-проектов, среди которых особенно популярным стал проект «Учителем быть модно!». В его рамках второй год проходят фото- и видеоконкурсы, набирающие в соцсетях тысячи лайков. Лица учителей больших и маленьких школ становятся узнаваемы.В группах работников образования в соцсетях обсуждают профсоюзные новости образовательных учреждений. Эти новостные ленты тоже работают на престиж профессии. Ведь только в этом учебном году достоянием гласности стало продвижение по карьерной лестнице сразу нескольких молодых педагогов. Пост директора школы села Кировское заняла Елена Владимировна Серенькая, для которой 2018 год оказался «звездным»: она победила в областном конкурсе «Лидер в профсоюзе» и номинации Всероссийского конкурса «Профсоюзный репортер», была участником Всероссийской педагогической школы профсоюза. Тренер, учитель физкультуры и профсоюзный активист Антон Омельченко назначен начальником молодежного спортивного центра «Олимп» Марксовского района. А Денис Воробьев, председатель молодежной комиссии обкома профсоюза, избран председателем профсоюзной организации энгельсской школы №23.В городе густо, на селе пустоЗаметно отличаются проблемы молодых педагогических кадров в областном центре, в районе и в удаленном селе.70% школ области именно сельские. В основном они малокомплектные. Андрей Востриков, председатель регионального клуба «Молодость», считает себя сельчанином. Хотя ему всего 28, он уже восемь лет проработал учителем иностранного языка в селе Юрловка Саратовского района. Поскольку в юрловской школе всего 20 учеников, ездил преподавать еще и в соседнюю Липовку. Это очень распространенная практика в области, когда молодой учитель преподает в школах соседних сел, закрывая вакансии и решая свои материальные проблемы. Работает даже проект «Мобильный учитель», который помогает сельчанам решать трудности с транспортом. У Андрея Сергеевича в этом учебном году дочь пошла в первый класс. Родители серьезно задумывались о переезде в город, прежде всего потому, что хотели дать дочке хорошее образование, с которым она «впишется в цифровое пространство». И все-таки решили перебраться не в город, а в более крупный рабочий поселок Красный Октябрь в том же Саратовском районе. Минувшее лето для семьи было напряженным, продали старый дом в Юрловке, купили новый в поселке. Зато 1 сентября Востриков смог выйти на работу в школу, где 350 учеников. В эту же школу пошла его дочь. Кстати, в Липовку он продолжает ездить на работу по совместительству.Андрей Сергеевич не понаслышке знает беды сельской глубинки: проблема не только в техническом оснащении школы, но и в том, что плохо работает связь, Интернет – роскошь, позволительная не каждый день. В удаленности культурных учреждений. А требования к выпускникам такие же, как к городским. И к молодым учителям, кстати, тоже. Наверное, это правильно. Но вот реалии дня: работать в сельскую школу приходят в основном сельчане. Горожане приезжают редко, еще реже закрепляются здесь.На осеннем пленуме обкома профсоюза шла речь о возобновлении практики заключения договоров районных администраций с вузами по целевому набору выпускников школ для получения педагогического образования, по созданию педагогических классов. Сейчас это «узкое место». Возрождая это направление работы, профсоюз взял на себя инициативу переговоров с муниципалитетами. Профсоюзные активисты на практике знают, что результат можно получить только совместными усилиями.Три минуты счастья плюс возможности профессионального ростаКакие они, сегодняшние молодые учителя, на плечи которых ложится задача подготовки суперучеников? Второй год пошел традиции, которая родилась в СОИРО и горячо поддержана областной организацией профсоюза, – проводить посвящение в педагоги начинающих работать выпускников вузов. 5 октября, на День учителя, как раз была возможность посмотреть на них, познакомиться, убедиться: они хотят и могут работать с детьми в соответствии с требованиями времени. Вот бывшие однокурсницы Саратовского областного педагогического колледжа, факультета подготовки учителей начальных классов. Серьезные, думающие, планирующие продолжить учебу. Екатерина Линькова поехала работать в Пугачев, один из отдаленных уголков области. Она сама пугачевская, живет с родителями. Ей сразу предложили преподавать математику в пятом классе, потому что по этому предмету не могли найти учителя в школу. Признается, что находит с детьми взаимопонимание, было несколько минут счастья, когда осознала: нашла свое место. Теперь строит планы о повышении квалификации. Инна Федотова после школы поступила в Поволжскую академию госслужбы и параллельно в педколледж. Возможно, диплом академии еще сыграет роль в ее карьерном росте. А сейчас она старшая вожатая в аткарской школе №9, которую окончила сама. Хочет работать здесь учителем начальных классов, но пока свободного места нет. Подменяет заболевших педагогов, организует внутришкольные мероприятия.Алексей Рассоха поступил в магистратуру географического факультета СГУ и уже начал преподавать в саратовской школе №1. Он верит, что избранная им профессия – на всю жизнь, в школе много радости, возможностей для творчества.У каждого из этих молодых специалистов своя педагогическая судьба, которая во многом зависит от поддержки профсоюзной организации. Саратовский обком ставит вопрос об оборудовании общежития при СОИРО, которое очень понадобится Екатерине Линьковой, когда она приедет на учебу из удаленного Пугачевского района. У Валентины Загуляевой, которая в этом году пришла работать в школу №1 Новобурасского района, будет свой наставник в школе. Года три назад профсоюз выступил с инициативой сопровождения молодых специалистов, чутко уловив потребность времени. Идея наставничества не новая, но в образовательных учреждениях она заиграла новыми гранями. Более ста опытных педагогов профсоюзная организация уже наградила почетным знаком «Лучший наставник молодежи». А сегодня в недрах профсоюза родилась идея создания клуба наставников! Планов море.Инну Федотову волнуют материальные проблемы, ведь она даже не на ставке учителя, значит, ее зарплата ниже десяти тысяч рублей. Профсоюзная организация области остро ставит вопрос перед правительством региона, областной Думой о повышении оплаты труда педагогических работников, средний уровень которой сравнялся с размером оплаты труда младшего медперсонала. А Алексей Рассоха беспокоится, что не сможет позволить себе покупку жилья, поскольку первоначального капитала нет даже для ипотеки. Профсоюз предлагает ему вступить в кооператив «Учитель».Праздник посвящения состоялся, психологический настрой задан. А перспективы зависят от усилий и настойчивости каждого, согласованных действий в профсоюзе по отстаиванию прав педагогов.
Комментарии