Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Раскрыть талант в каждом школьнике. Эффективная стратегия для московских семей

УГ - Москва, №36 от 5 сентября 2017. Читать номер
Автор:

​В последние годы ученики московских школ достигают замечательных успехов на олимпиадах. В этом году воспитанники 222 из них стали победителями или призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады, а это каждая третья школа Москвы. Еще несколько лет назад их было меньше 80. Как же достигается этот успех? Как идет работа по развитию таланта сейчас?

Каждый конкретный успех школьника – это его личное достижение, его учителей и родителей. Но серьезный рост результатов в масштабах города – это следствие качественного повышения уровня общего и дополнительного образования в каждой школе, успешной работы всей системы.Чтобы добиться олимпиадных результатов, нужно повышать уровень базового образования в школе, а не заниматься лишь с отдельными «одаренными» учениками. И московские школы выбирают гораздо более эффективную стратегию для интересов московских семей.Ранее в Москве работала и показывала определенные успехи модель, основанная на поиске и отборе одаренных детей, их дальнейшем обучении в специально созданных для этого образовательных организациях. В результате успехи были, но, во-первых, они достигались только этими «элитными» школами, а во-вторых, количественно Москва проигрывала другим регионам (если считать количество дипломов на 10000 учеников).Раньше олимпиады использовались для поиска одаренных ребят и перевода их в спецшколы. Но не каждому ребенку в силу особенностей его характера и психики комфортно находиться в высококонкурентной среде топовой специализированной школы. Один сильный ученик, который был на голову выше всех в «обычной» школе, скучавший на уроках, попав в новую школу для одаренных детей, устремится ввысь. Но другой школьник, ранее занимавший лидерские позиции и в успеваемости, и в общении с одноклассниками, привыкший к похвалам учителей, оказавшись на пятнадцатой позиции в новом классе, может опустить руки, разочароваться в себе, разувериться и даже бросить углубленные занятия любимым предметом. Был в прежнем подходе к развитию таланта и еще один изъян: когда происходил отбор лучших, он, кроме мощного позитивного толчка тем, кого взяли, давал резко негативный посыл тем, кому отказали. Одним детям говорилось: «Вы одаренные!» В этот же момент другие, вне всяких сомнений, слышали: «А вы не одаренные!» В школьных предметах, в отличие, скажем, от спорта талант может раскрыться в разном возрасте. Если в спорте девочка начнет заниматься гимнастикой не в пять, а в десять лет, то вряд ли она станет чемпионкой мира. В школе же восьмиклассник, не проявлявший никакого интереса к математике или физике, к 10-му классу может раскрыть в себе талант, без преувеличения, настоящего ученого. То есть развитие интеллектуального таланта не всегда связано с ранним возрастом.С 2010 года, с приходом Сергея Собянина и Исаака Калины, от поиска и отбора талантов мы перешли к концепции «Каждый школьник талантлив. Задача школы – помочь раскрыть его талант». Координацию данной работы ведет Центр педагогического мастерства. Осуществление этой идеи стало возможным и благодаря тому, что в результате инноваций в столичном просвещении после создания крупных образовательных комплексов все школы получили куда более весомые ресурсы и широкие возможности. Сейчас все делается для того, чтобы вся система образования города работала на ребенка.В интересах ребенкаВозьмем, например, рейтинг школ. С одной стороны, он воспринимается как соревнование между школами, в том числе в олимпиадной области. Но на самом деле, как показал опыт развития системы «Каждый ребенок талантлив», это все работает на объединение системы в интересах ребенка. Во-первых, олимпиадные баллы при переходе из одной школы в другую делятся пополам. Во-вторых, с этого года публикуется не список лучших школ, которые набрали наибольшее количество баллов, а список набравших 100 баллов рейтинга. Поэтому задача образовательной организации продемонстрировать результаты, а не обогнать своих соседей. Это работает в интересах ребенка. Благодаря рейтингу школы реально борются за сильного ребенка и за сильного учителя, работающего с талантливыми ребятами. Раньше сильный ребенок мог быть неудобен школе из-за сложного характера, психологического склада или особого внимания, которое ему требовалось из-за участия в сборах и олимпиадах. Раньше родители просили школу, учителей чем-то им помочь, сейчас школы сами идут навстречу таким детям. Если в каком-то случае у школы не сложилось с ребенком, то его «с руками оторвут» соседние. И сейчас все больше и больше семей выбирают школу рядом с домом, потому что видят, что там можно получить не меньшие возможности для развития.Изменилась и роль самих олимпиад. В прошлом их даже боялись, и далеко не все школы проводили в своих стенах первый этап Всероссийской олимпиады. Теперь ситуация изменилась, и школьный этап стал самым главным и проходит в каждой московской школе. Оказалось, что таланты есть везде, и их немало. Ребята справляются с заданиями, причем часто те, о ком школа и не догадывалась – не отличники, а хорошисты и даже троечники, обладающие оригинальным мышлением. Доступность и прозрачность проведения олимпиад была обеспечена с помощью Интернета: задания прошедших этапов, сканы проверенных работ выложены в Сети. Кстати, последнее помогло сократить количество очных апелляций. Вдобавок олимпиады стали стимулом возрождения интереса к школьным дисциплинам. Попробовать свои силы позволяют также массовые туры Московской олимпиады и турнир Ломоносова.Естественно, развитие таланта требует определенной среды. Олимпиадное движение предполагает не только дополнительные знания, но и другие виды деятельности школьника, связанные с акцентом на мышление в предмете, погружение в него. Подчеркну, это не просто расширенный учебный план, а иные способы познания, отличные от стандартных видов работы учителя с учеником. Он также требует включения в общение с детьми людей, искренне любящих свой предмет, возможно, даже внешних по отношению к учителю. Для этого привлекаются ведущие преподаватели вузов, сотрудники научных институтов.Городу нужны талантыУ московских школьников есть огромные возможности для развития своих способностей. Это и дополнительные занятия, кружки шаговой доступности, онлайн-курсы. Мы сотрудничаем с заведениями высшей школы, причем не только с преподавателями, но и со студентами – в этом нам помогает Ассоциация победителей олимпиад. Живое общение детей со вчерашними школьниками, занявшими призовые места на олимпиадах, как нельзя лучше демонстрирует реальность и достижимость высоких результатов. А минимальная разница в возрасте способствует лучшему взаимопониманию.У ребят есть возможность посещать профильные семинары не только в здании центра, но и на базе школ и вузов. Они позволяют детям окунуться в те аспекты наук, которые не изучаются на уроках. Интенсивные и продолжительные выездные семинары дают детям возможность погрузиться в выбранный предмет в компании увлеченных единомышленников, в атмосфере сотворчества и состязания. Также в Образовательный центр «Сириус» в Сочи на специализированные смены ездят и московские школьники, и педагоги, чтобы поделиться опытом и узнать что-то новое от коллег со всей страны.Важным стимулом для развития таланта является создание руководством города запроса на учебу и работу в Москве, понимание, что здесь талант востребован и есть все возможности для дальнейшей учебы и карьеры. Успехи ребенка по достоинству оцениваются городом. Один из значимых сигналов – это гранты мэра Москвы.  Столица первой стала награждать победителей и призеров международных и Всероссийской олимпиад, подавая пример регионам. Так, Правительство Москвы выделило гранты победителям международных олимпиад. За золотую медаль ребята получают премию в миллион рублей, за серебряную – 500 тысяч и за «бронзу» – 250 тысяч. А для москвичей – победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады предусмотрены выплаты в 200 и 100 тысяч рублей соответственно. Это не просто материальное поощрение, которое очень существенно для семейного бюджета и позволяет сосредоточиться на дальнейшем обучении, в том числе в вузе. Это еще и мощный стимул, одно из проявлений того, что городу нужны таланты, город их ценит и в Москве их ждет все для успешной карьеры. Сегодня школьники-москвичи, побеждающие на олимпиадах, все чаще становятся студентами столичных вузов. Интерес родителей и детей к образованию ощутимо вырос. Люди видят, что, получив хорошее образование, можно быть успешным, благополучно жить и работать в родной стране.Очень важным направлением является работа с детьми, имеющими ограничения здоровья. В этом году уже 93 таких школьника получили дипломы на региональном этапе Всероссийской олимпиады и в финале Московской олимпиады. Важно помнить, что за каждым баллом олимпиадного рейтинга, а тем более за каждой победой, стоит успех конкретного ребенка, для которого это существенный стимул. Школа по-прежнему остается главной площадкой развития детского таланта. В наши дни образовательные учреждения имеют возможности, ресурсы и определяемые городом ключевые показатели эффективности. Грамотный директор пользуется услугами, предоставляемыми городом. И, судя по результатам, школы не упускают шанса получить высокий результат.Иван ЯЩЕНКО, директор Центра педагогического мастерства


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту