search
main
0

Расчет вероятностей. Противостоять ухудшению здоровья можно только активными методами

Никто не верит в гипотезу, за исключением того, кто ее выдвинул, но все верят в научный опыт. Удача, как известно, любит храбрецов. И мудрецов. Не уставая пробовать что-то новое, отважные исследователи совершают удивительные открытия. В том числе в педагогике. Идея перерождается в практику, а опытом полагается делиться. И вот те, кому не терпелось рассказать о своих находках, собрались в Федеральном институте развития образования Министерства образования и науки РФ на Всероссийский семинар-совещание по организации опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования.

Феномен эксперимента

Консерваторы хранят традиции, но движение вперед было бы невозможно без инноваций. Научный задел для реализации нацпроекта готовят в институте развития не случайно. Его экспериментальные площадки охватывают всю страну и все образовательные уровни, разрабатывая структурное и содержательное обновление системы в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики.

Деятельность экспериментальной площадки института основывается на научном анализе новейших достижений педагогической теории и практики; предназначена для выявления и экспериментальной проверки ценностного значения этих достижений для образования; направлена на разработку и внедрение нового содержания образования, новых форм и методов организации образовательного процесса, адекватных им способов управления.

Апробируются новые механизмы, направленные на модернизацию управления образованием, включая экономику образования, рассматриваются введение новых структур, сетевое взаимодействие, разрабатывается система оценки качества, пробуют новые формы и методы управления – все это и многое другое проверяют на жизнеспособность многочисленные детские сады и школы, профильные учреждения, субрегиональные комплексы.

На совещании педагоги делились своими новациями. Но каковы бы ни были интересы собравшихся, главная цель у них была одна – воспитать гармоничную личность, которая найдет себя в современном обществе. И прежде всего эта личность должна быть здоровой.

Культура здоровья

Директор Федерального института развития образования Фарис Харисов оказался на посту министра образования Республики Татарстан в самые нелегкие годы – с конца 90-х по 2004-й. Принял у предшественника должность в 1997-м и сразу же стал искать собственные пути решения проблем, возникающих в отрасли.

Настоящий эксперимент министр затеял в 2003-м, когда выяснил, что противостоять массовому ухудшению здоровья детей можно только активными методами. Так в регионе началось системное внедрение здоровьесбережения в учебно-воспитательный процесс.

В эксперимент вошли девять школ и четыре детских сада. Всего за три года в нем участвовал 1851 человек.

Система основывалась на учебно-оздоровительной методике Института самовосстановления человека и вобрала в себя культуру здорового образа жизни разных народов, учение Авиценны, академика Ивана Павлова и достижения медицины нашего времени.

Комплексная система специальных упражнений позволила улучшить механизмы регуляции организма, нарушения которых приводят ко многим заболеваниям. В ее основе лежит осознание самим человеком необходимости внутреннего духовного пересмотра, изменение самого себя в соответствии с законами природы. Это гармония физического и душевного равновесия в человеке.

Основа системы – комплекс упражнений для позвоночника и суставной гимнастики, который повышает защитный иммунитет организма и предупреждает сколиоз, близорукость, гиподинамию, артрит и некоторые другие заболевания. Система профилактики и восстановления зрения включает в себя различные упражнения и методы воздействия. Физическая разминка, расслабление, картинки, соляризация обычно приводят детей в восторг. И еще одной составляющей данной программы была работа по восстановлению душевного равновесия путем специальных тренировок эмоций, чувств, воображения.

Давно доказано, что положительные эмоции и мысли влияют благотворно, вызывая соответствующие сдвиги в организме. Эмоции и воображение тренируются с помощью специально подобранных упражнений по развитию образного мышления. Это необходимо для того, чтобы сформировать свой ясный и четкий образ здоровья. Наши чувства, ощущения, мысли – это программа действия для нашего организма.

Винтаж

Эксперимент осуществлялся в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Зеленодольске, Арске, Кукморском районе.

На первом этапе шел отбор образовательных учреждений, анализ возможностей и условий ведения уроков здоровья, отбор педагогов на их восприимчивость к нововведению и заинтересованность в деле сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Познакомились с системой и опросили родителей, ребят и педагогов, согласны ли они на эксперимент. Ученые, психологи, медики и преподаватели Института самовосстановления человека читали лекции, проводили семинары, тренинги и практические занятия. После подготовки школьные педагоги сдавали экзамен и получили документ на право участия в эксперименте. Сделали контрольный замер физического, психического здоровья детей.

На втором этапе эксперимента программа корректировалась исходя из условий действительности. Стажеры посещали уроки, проходили консультации, «круглые столы», семинары по обмену опытом. Разрабатывался дневник самонаблюдения. Педагоги создавали методический банк по урокам здоровья, вели разработку дидактических материалов.

На третьем этапе подводились промежуточные итоги и анализировались знания учащихся. Для оценки результатов эксперимента привлекались медики, психологи. Был создан учебный фильм. Появилось шесть учебных пособий по введению учебной системы в учебно-воспитательный процесс.

По итогам трехлетней апробации программы в учреждениях образования Татарстана выработаны новые подходы в обучении здоровью. Независимые исследования показали результативность, простоту и возможность внедрения этой программы в практику учреждений образования.

Стало очевидным, что программа дает возможность достаточно полно решать весь спектр задач, связанных с воспитанием и обучением здоровью детей в школе. По своей структуре и содержанию она гармонично встраивается в курс школьного образования.

Педагогика сотрудничества

Эксперимент показал, что введение оздоровительной системы в учебно-воспитательный процесс может проходить по следующим маршрутам: уроки здоровья, факультативные занятия, кружки, педагогический всеобуч для родителей, классный час, динамические паузы на уроках, подвижные перемены, утренняя гимнастика, клуб здоровья, индивидуальные занятия для желающих.

Руководитель Института самовосстановления человека Мирзакирим Норбеков рассказывает, что эксперимент выявил любопытные факты. После его проведения качество знаний во всех классах повысилось. Причем эффект, по мнению директоров школ и учителей, начал сказываться уже после двух месяцев занятий. Экспериментальные учебные группы стали отличаться от обычных учебных групп своей организованностью, спокойствием, дисциплинированностью.

Данные показывают, что обучение здоровью соответствует реальным возможностям детей и полностью обеспечивает реализацию потенциала психологического развития. Дети в школе легко усваивают несложный по содержанию, значительный по объему материал по урокам здоровья. На практике новая программа дает учащимся глубокие и разнообразные знания по управлению своим здоровьем.

Результаты анкетирования детей и родителей подтверждают проявление повышенного интереса к урокам, устойчивое желание участвовать в данном оздоровительном проекте и детей, и их родителей, и педагогов.

Эмоциональный настрой детей на уроках здоровья положительно сказывается и на их отношении к урокам по другим предметам. Все последующие уроки, как правило, проходят более успешно.

Сотрудничество с институтом, серьезно занимающимся изучением факторов, ведущих к оздоровлению, доказало, что подобная совместная учебная система неминуемо влияет положительно на межличностные отношения учителей и учащихся, поскольку она основана на воспитании добра, любви, умения прощать людям, умения сказать доброе слово, не «отвечать на зло насилием», целенаправленная работа над чертами своего характера. Улучшение отношений с родителями, одноклассниками, друзьями, учителями создает хорошие условия для педагогики сотрудничества, заменяя атмосферу «подавления личности ребенка» на одобрение и уважение его со стороны взрослых и побуждение его на добрые дела.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте