Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
А Вы смотрели?

РАМТ верен себе

Знаменитый театр празднует свое столетие
Учительская газета, №29 от 20 июля 2021. Читать номер
Автор:

«Театр не есть страна реального; в нем картонные деревья, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках, солнце, выходящее из-под земли. Театр в то же время – это страна истинного: на сцене – человеческие сердца, за кулисами – человеческие сердца, в зрительном зале – человеческие сердца».
Виктор Гюго

13 июля 2021 года легендарному Российскому академическому молодежному театру исполнилось ровно 100 лет. Это особенный день. Ведь для любого театра столетие не просто красивая дата, это наглядное доказательство того, что подлинное искусство не временно, но вечно.

РАМТ выпустил к юбилею две книги о своей истории
Фото с сайта news.myseldon.com

Оно способно развиваться в любые эпохи, быть гибким и видоизменяться, но не изменять главному – рассказу увлекательных и достоверных историй, пробуждающих в зрителях давно заснувшие чувства и дающих им пищу для долгих и важных размышлений. Так в душу проникает дух искусства, освежающий и вдохновляющий на новые подвиги.

Правда, возникает парадокс: театр празднует свой день рождения в середине июля, когда сезон уже закрыт. Но не стоит расстраиваться: руководство РАМТа решило преподнести необычный подарок.

Об этом нам рассказали в ходе пресс-конференции в ТАСС художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин, директор РАМТа Софья Апфельбаум, доктор искусствоведения, редактор художественного альбома «ЦДТ-РАМТ. 1921-2021. 100 лет – 100 событий» Дмитрий Трубочкин, а также историк архитектуры, автор монографии «Москва, Театральная площадь, 2: история здания и его героев» Мария Нащокина.

«Мы стремимся к тому, чтобы театр оставался прежде всего живым со всех точек зрения. И с точки зрения контекста, и с точки зрения содержания, и с точки зрения всех наших поисков. Именно так мы работаем уже довольно долгое время», – отметил Алексей Бородин, рассказывая о перспективах любимого москвичами театра. Он сообщил много добрых вестей: в честь столетнего юбилея РАМТа руководство подготовило специальную фотовыставку на Никитском бульваре, открытие которой состоялось во вторник. Она будет работать до августа.

Цель выставки – не просто ознакомить жителей и гостей столицы с многолетней историей театра, его актерами и постановками, как советскими, так и современными. Она должна показать, как менялся театр: мы можем сравнить интерьеры, репертуар, актеров, режиссеров, художников, работавших в различные десятилетия, и, наблюдая за изменениями, убедиться, каким многогранным может быть театральное искусство.

Особый интерес представляют уникальные фотографии, запечатлевшие постановку «Золотой ключик» по любимой всеми детьми сказке Алексея Николаевича Толстого, которую автор переработал в пьесу специально для Московского театра для детей (так раньше назывался РАМТ). Кроме того, можно посмотреть фотокарточки столетней давности, запечатлевшие сцены из спектакля «Жемчужина Адальмины» 1921 года. Руководство театра до сих пор с особым теплом вспоминает этот спектакль и делает все, чтобы его не забывали, ведь с «Жемчужины Адальмины» и началась история РАМТа. Это был самый первый спектакль, показанный на его подмостках.

Кроме того, можно посмотреть фотографии других спектаклей: например, «В добрый час!» Анатолия Эфроса, «Король Матиуш Первый» Петра Фоменко, «Эраст Фандорин» и «Берег утопии» Алексея Бородина. Про последний спектакль надо рассказать подробнее: это уникальная постановка, масштабнейший, эпический спектакль, разделенный на три части и в общей сложности длящийся 8 часов, в нем заняты 68 актеров, играющих 70 персонажей, а сама история длится 35 лет. Спектакль сделан по одноименной пьесе уважаемого британского драматурга Тома Стоппарда, другую его пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в свое время перевел на русский язык сам Иосиф Бродский. «Берег утопии» же посвящен не героям пьесы Шекспира, а российским мыслителям, критикам, писателям XIX столетия: Пушкину и Гоголю, Бакунину и Белинскому, Чаадаеву и Тургеневу… Так зритель из XXI века перемещается в XIX столетие.

Таким образом, РАМТ соблюдает постоянство и вот уже сто лет работает с текстами масштабных, серьезных пьес. «Это вообще в традициях нашего театра, как тогда при Кнебеле, Эфросе появился Сергей Розов, еще до него появился Сергей Михалков, уже в наше время пришел Юрий Щекочихин. Последний период – это наша дружба со Стоппардом, который считает нас своим другом и своим театром», – признался Алексей Бородин.

В свою очередь директор РАМТа Софья Апфельбаум рассказала о грядущих премьерах театра. Так, осенью, в начале нового театрального сезона, планируется несколько новых спектаклей малой формы: Владимир Богатырев представит «В добрый час!» Виктора Розова, а Александр Пономарев покажет «Левшу» по знаменитой повести Николая Лескова.

Кроме того, руководство театра решило запечатлеть прекрасный юбилей выпуском очень интересного художественного альбома «ЦДТ-РАМТ. 1921-2021. 100 лет – 100 событий» под редакцией доктора искусствоведения Дмитрия Трубочкина.

«Мы решили не превращать эту цифру в бронзовую летопись, а немножко поиграть, воспринять цифру 100 как игру, разбить ее на 100 событий, спектаклей. В итоге мы хотели получить явление, уникальное книжное издание. Если ты получил этот альбом, ты будто разворачиваешь летопись дома, там очень тепло, очень мило, но и очень информативно, так как вошли театральные афиши, эскизы, фотографии», – рассказал Дмитрий Трубочкин. Также он подчеркнул, что важное место в альбоме занимают фотографии, причем не только актеров театра, но и работников цехов, билетеров, монтировщиков.

Кроме того, к юбилею театра была подготовлена монография историка архитектуры Марии Нащокиной «Москва, Театральная площадь, 2: история здания и его героев». Это первая в России монография, посвященная зданию РАМТа.

«Поразительно то, что здесь постановки своих учеников смотрели и Константин Станиславский, и Евгений Вахтангов, и Константин Марджанов, и Михаил Чехов – реформаторы русского театра», – отметила важность здания РАМТа для российской культуры Мария Нащокина.

Таким образом, Российский академический молодежный театр живет уже второе столетие, и это настоящий праздник для театралов. РАМТ открывается для зрителей, знакомит их со своим прошлым и подсказывает, что будет в будущем. «А что будет?» – спросите вы. А мы ответим: «Все будет бодро, масштабно и вдохновенно. Ведь РАМТ верен себе».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt