search
main
0

Рамка для инициативы. Пятерка победителей конкурса «Учитель года России-2013» обсудила с министром образования и науки России профессиональный стандарт педагога

«Круглый стол образовательных политиков» – единственный экзамен для пятерки победителей «Учителя года России», в которую в этом году вошли: Ахбердило Ахбердилов, учитель истории Тидибской средней школы Республики Дагестан, Владимир Кильдюшкин, учитель истории средней школы №121 Самары, Светлана Колесниченко, учитель русского языка и литературы средней школы №9 города Гуково Ростовской области, Сергей Колпаков, учитель физики средней школы №49 Томска, Андрей Сиденко, учитель информатики средней школы №29 деревни Беляниново Мытищинского района Московской области. Круглый стол состоялся в РИА «Новости» при участии министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Модерировал беседу главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Тема у нас не очень простая. Она попала в десятку самых горячих тем  на федеральном и региональном уровнях. Мы будем обсуждать профессиональный стандарт педагога. Учителя говорят, что им не хватает свободы. Свободы от чего? Андрей СИДЕНКО: Свобода должна быть от тех ненужных отчетов, которые выходят за рамки образовательного процесса, и в то же время свобода должна быть для того, чтобы мы могли планировать свой урок, заниматься проектами, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию учащихся.Владимир КИЛЬДЮШКИН: Учителя, с одной стороны, хотят свободы, с другой стороны, несколько опасаются той ответственности, которую они будут нести, получив эту свободу. Светлана КОЛЕСНИЧЕНКО: Я убеждена, что свобода прежде всего явление внутреннее. Если есть ощущение свободы, педагог сумеет оптимизировать бумажный поток. Ахбердило АХБЕРДИЛОВ: Я думаю, что учитель оказывается в довольно трудной ситуации. Когда поступают из районного управления образования какие-то бумаги, надо их отработать. С другой стороны, настоящий учитель всегда будет иметь свое собственное мнение и реализовывать его на своих уроках.Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Вы понимаете, почему я Дмитрия Викторовича прошу высказаться последним? Если он будет говорить первым, учителя подумают, что это генеральная линия партии.Дмитрий ЛИВАНОВ: Избавление от бессмысленного тотального контроля, мелочной регламентации, огромного количества громоздких инструкций, квалификационных характеристик и так далее – задача, которую нам нужно решить, чтобы у учителя появилось пространство для расширения его педагогической деятельности. Это задача и профессионального стандарта педагога, и в целом нашей образовательной политики. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Профессиональный стандарт педагога практически утвержден Минтрудом РФ и сейчас находится на регистрации в Минюсте РФ. На ваш взгляд, он поможет реализации свободы или он еще больше закрепостит учителя?Сергей КОЛПАКОВ: Стандарт, который сейчас предлагается, рамочный, а значит, есть место для инициативы. Вторая его особенность в том, что он регламентирует не результат педагогической деятельности, а характер деятельности. В этом тоже есть свобода. Светлана КОЛЕСНИЧЕНКО: Во-первых, стандарт – это гарант того, что можно педагогу делать, чего нельзя. Я не воспринимаю стандарт как ограничение, потому что в нем есть трехчастная структура, дающая возможность учителю простраивать свою деятельность на уровне школы и на уровне региона. Во-вторых, это гарант безопасности. Учителю будет проще выбирать способы, формы и методы работы с конкретными детьми.Владимир КИЛЬДЮШКИН: Мне кажется, стандарт нужен в первую очередь самому педагогу. Он задает вектор развития, он прописывает те требования, которые мы сами себе должны предъявить. Ахбердило АХБЕРДИЛОВ: Стандарт – это системные требования. Но это не означает, что человек теряет свободу. Слабым учителям стандарт нужен, чтобы они тянулись к сильным. А сильным – чтобы дальше развиваться, совершенствоваться. Дмитрий ЛИВАНОВ: С одной стороны, стандарт определяет степень свободы творчества учителя и устанавливает ориентиры для его профессионального развития и совершенствования. А с другой стороны, закрепляет те ожидания, которые общество в целом, семьи, ученики связывают с работой учителя. Баланс между первым и вторым было очень сложно найти, зафиксировать, мне кажется, группа разработчиков это все-таки сделала. В этом ценность документа. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Очень простой вопрос: он выполним вообще? Можно ли полностью соответствовать тому, что написано в этом стандарте?Сергей КОЛПАКОВ: Другого выхода нет. Иначе мы будем нарушать закон. Светлана КОЛЕСНИЧЕНКО: Мне кажется, стандарт выполним, потому что модель под редакцией Евгения Ямбурга совершенно реальна. Владимир КИЛЬДЮШКИН: Стандарт выполним. Но есть проблема. Область применения стандарта, в том числе аттестация учителя. Мне кажется, что та форма аттестации, которая существует сегодня, несовершенна. Если на аттестации будут смотреть открытые уроки, изучать формы внеурочной деятельности учителя, а не бумажки с подписями и печатями, такой стандарт можно реализовывать. Ахбердило АХБЕРДИЛОВ: Стандарт своевременен и необходим. Немного меня смущает, что там мало внимания уделяется воспитанию. Если не будет должного воспитания, мы очередного террориста получим, очередного скинхеда… Андрей СИДЕНКО: На мой взгляд, стандарт, конечно, выполним. Просто многие путают слово «стандарт» со словом «границы». Стандарт определяет лишь минимум тех навыков, которыми учитель должен владеть. Максимум никто не определяет. Поэтому учитель свободен и может работать так, как ему хочется.Дмитрий ЛИВАНОВ: Я и мои коллеги исходим из того, что нельзя требовать от педагога того, чему его не учили, и того, что он не знает. И поэтому важно, чтобы этот стандарт задал новую систему ориентиров для системы высшего педагогического образования, профессионального образования в целом, а также системы переподготовки учителей. Очень важно, чтобы стандарт вводился поэтапно, по мере того как будет возрастать готовность к его широкому применению. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Что, на ваш взгляд, нужно изменить сегодня кардинально в педагогическом образовании?Светлана КОЛЕСНИЧЕНКО: По мнению Союза педиатров, здоровых детей у нас всего 2%. С ними нельзя работать по старым методикам. Второй фактор – поликонфессиональность общества. Все эти условия нацеливают нас на то, чтобы мы совершенно иначе работали. Андрей СИДЕНКО: Было бы интересно попробовать внедрить педагогическую интернатуру. Она позволит выпускнику вуза погрузиться в образовательную среду, он поймет, как работать, что нужно делать. Владимир КИЛЬДЮШКИН: Новый образовательный стандарт нацеливает нас на то, что мы должны перейти к деятельностной структуре образования. Значит, и студенты педагогических вузов тоже должны прийти к деятельностному образованию. Сергей КОЛПАКОВ: В систему повышения квалификации я бы включил прежде всего стажировки в различных образовательных учреждениях. Ахбердило АХБЕРДИЛОВ: Сегодня специалисту в школе нужно быть всесторонне развитым человеком. Потому что время стремительно меняется. И детей сегодня чем-то удивить очень сложно. Дмитрий ЛИВАНОВ: Я бы выделил три основных направления для изменения в профессиональном педагогическом образовании. Первое – нам нужно готовить учителей к работе в нестандартных условиях, к решению необычных педагогических задач. Второе – усиление практической направленности педагогического образования. Условно говоря, выпускники педагогических вузов, колледжей не должны бояться детей. Объемы педагогической практики должны быть радикально увеличены. И третье, я обратил внимание, когда знакомился с биографиями пяти победителей, они все выпускники классических вузов. Очень важно, чтобы новая система профессионального педагогического образования обеспечивала множественность входов в педагогическую профессию для самых талантливых, самых мотивированных выпускников вузов.Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Профессиональный стандарт учителя – это требования, выдвигаемые работодателем при приеме сотрудника на работу. К директору школы пришел с заявлением о приеме на работу выпускник вуза. Как директор будет пользоваться стандартом? Что вы можете ему посоветовать?Светлана КОЛЕСНИЧЕНКО: Директор ориентируется в первую очередь на степень квалификации педагога, на личное впечатление. Ну и, может быть, на рекомендации, которые дает вуз. А стандартом, мне кажется, надо пользоваться позже, когда практика пошла у педагога.Андрей СИДЕНКО: На мой взгляд, стандарт можно использовать еще в интернатуре, то есть проводить тестирование совместно с вузом, сделать подобие портфолио – карточку, с помощью которой можно подтвердить соответствие этому стандарту, наличие у выпускника вуза определенных компетенций.Ахбердило АХБЕРДИЛОВ: Когда молодой специалист приходит в школу, даже с красным дипломом, он не может сразу давать уроки, как это делает опытный учитель. Поставить перед ним стандарт и сказать: «Ты должен так вот работать» было бы несправедливо. Сергей КОЛПАКОВ: Мне кажется, сначала молодому специалисту нужно дать траекторию движения в данной школе, показать образовательные программы. Владимир КИЛЬДЮШКИН: Оценивать учителя надо через определенное время.Дмитрий ЛИВАНОВ: Если бы я был директором школы и ко мне приходили молодые люди устраиваться на работу, для меня бы самым важным было наличие интереса и уважения к профессии, любви к детям, желание меняться, узнавать новое и учиться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте