search
main
0

Радость и горечь послевкусия. Опыт содержательного анализа экзаменационных работ

Но вот и еще что очень важно. Здесь говорится о нравственных полюсах, о диаметрально противоположных понятиях. Между тем в реальной жизни большинство нравственных коллизий расположены не на полюсах, хотя есть, бесспорно, полюса, а на всем пространстве жизни, где они всегда многоцветнее, сложнее, противоречивее, объемнее. Школа, увы, в сочинениях формирует крайне опасное представление о жизни, взятой в двух измерениях, плоско, примитивно, однозначно. Увы, то же самое часто происходит и на уроках литературы. И в этом смысле школа не готовит к жизни, в которой все сложнее.

Но дело не только в этом. Обратимся к «мести».«Мне возмездие, и аз воздам». Это эпиграф к «Анне Карениной». Откроем Евангелие. Послание к римлянам святого апостола Павла. 12.19. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу БОЖИЮ. Ибо написано «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Все понятно: не человеку и не людскому суду дано право на отмщение, возмездие. Но вот в чем дело. В комментариях ФИПИ к направлению «Месть и великодушие» месть выступает как зло, агрессия, жестокость. А в комментариях к направлению «Доброта и жестокость» жестокость представлена как нечто антигуманное. Между тем ничего подобного нет в Евангелии. Отмщение – это справедливый, праведный суд. Это возмездие за совершенное зло. Мы знаем, что в реальной жизни сами люди часто берут себе право на месть. Но бывает по-разному. Вот, к примеру, сегодня прочел в газете о том, как некий мужчина убил женщину, которую заподозрил в неверности. Вчера я еще раз посмотрел по телевизору выдающийся фильм Френсиса Форда Копполы «Крестный отец» с его неостывающей вендеттой, то есть кровной местью. Но она, и так было в истории не раз, выступает как дело чести, нравственный долг даже тогда, когда приносит страдание самим мстящим. Так получилось, что за два дня до этого на «Орфее» я слушал саундтрек к этому фильму (саундтрек – это звуковая дорожка картины), музыку, написанную композитором Нино Рота. «Как же так! – говорил ведущий передачи. – Такая пронзительная музыка в фильме о мафии…» Но это фильм не о мафии. Он о жизни человеческой.Но может быть и совершенно другое. Разве вы не сопереживаете графу Монте-Кристо, когда читаете роман Дюма или смотрите фильм по этому роману, роману о мести, мести и мести… Или нашему Дубровскому.Я уже не говорю об истории. Помните знаменитые строки:Как ныне сбирается вещий ОлегОтмстить неразумным хазарам:Их села и нивы за буйный набегОбрек он мечам и пожарам.А я вспоминаю сейчас Великую Отечественную войну. 1941‑й. Очерк Михаила Шолохова «Наука ненависти». Статьи о том же Ильи Эренбурга. Стихотворение Константина Симонова, которое не называлось тогда, как называется сегодня, «Если дорог тебе твой дом…» , а иначе – «Убей его!». Плакаты: «Не забудем, не простим». И марш артиллеристов: «За слезы наших матерей, за нашу родину – огонь!». И партизаны, которых называли народными мстителями. Но когда вели немецких пленных по Москве, не было ни одного случая проявления агрессивного зла. Наоборот, как это ни странно, было здесь и какое-то сочувствие к горькой доле этих людей.Месть в комментариях ФИПИ противопоставлена великодушию и доброте как проявлению гуманистической нравственности. Но возможно ли великодушие по отношению к террористам, растлителям детей, мерзавцам, которые мошенническим способом лишают старую и больную женщину комнаты, изготовителям лекарственных контрафактов (я мог бы еще продолжать этот список)?Наши школьные сочинения очень часто примитивизируют и упрощают и жизнь, и самого человека своими убогими представлениями о жизни и о человеке. Мы постоянно говорим о том, что школа должна готовить к жизни, понимая под этим умения что-то в жизни нужное делать. Готовить к жизни – это прежде всего и понимать ее, разбираться в ней, уметь по-человечески в ней себя вести. А мы часто вдалбливаем в головы наших учеников примитивные знания о жизни и самих себе.В 2017 году на итоговое сочинение было вынесено направление «Мужество и трусость». И вот что мы тогда прочитали в комментариях ФИПИ: «В основе данного направления лежит сопоставление противоположных направлений человеческого «я», готовности к решительным поступкам и стремлений спрятаться от ответственности, уклониться от разрешения сложных проблем, порой экстремальных жизненных ситуаций». Но в жизни все гораздо сложнее.Я уже рассказывал о начале фильма «Баллада о солдате». Но бывает и так, что события разворачиваются в противоположном направлении. В повести Василя Быкова «Сотников» Рыбак не трус, в партизанском отряде он не избегает ответственности, он ведет себя как настоящий друг, когда не бросает Сотникова. Но как вы знаете, оканчивается повесть совершенно иначе.И неужели те, кто сочинял эти темы, эти комментарии, не читали, не видели по телевизору, каково было людям во время террористических нападений, ну, скажем, в метро в Петербурге? Неужели вы не видели, как люди, особенно те, что были с детьми, стремились убежать, спастись? Что не отрицает и попыток помочь, спасти других, как и того, что кто-то проходил мимо чужой боли… И если одни, узнав о беде, помчались на своих машинах, чтобы отвезти пострадавших домой, то были и такие шоферы, которые взвинтили цены втрое: как же, мы ведь живем в рыночной экономике. И дело тут не в трусости и мужестве. И неужели вы, господа, не понимаете, что ваш упрек тем, кто «уклонялся от решения сложных проблем, порой экстремальных жизненных ситуаций», в данном случае звучит кощунственно и неграмотно?! Так у нас грамотность выпускников школы порой проверяют абсолютно неграмотные люди.Но вернемся к итоговым сочинениям 2018 года.Наконец, еще одно тупиковое направление: «Искусство и ремесло». Читаю комментарий: «Темы данного направления актуализируют представления выпускников (о, как они серьезно, по-научному с учениками говорят!) о назначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмысливанию феномена («осмысливание феномена» – это хорошо сказано) творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу».Ну и что тут можно сказать? Вспоминаю музей в Афинах, куда я попал, после того как меня в предпенсионном возрасте впервые выпустили за рубеж. Весь этаж – амфоры, сосуды для масла и вина, на них – картины из мифов или из жизни. Что это – ремесло или искусство? Наверное, и то и другое.Снимаю с полки книгу Василия Белова «Лад». На суперобложке: «Лад в народной жизни – стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте жизненного уклада».Из содержания, главы и подзаголовки. Подмастерья и мастера: плотники, кузнецы, столяры, гончары. Рукодельницы: шитье, вязание, плетение. Одежда. Ремесло и быт, поднятые на высоту искусства.К каждому направлению – «шаблоны для сочинения», «комментарии»», «примерное сочинение», список книг, которые можно использовать».Смотрю список книг. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Чехов. «Чайка». Гоголь. «Портрет». Куприн. «Гранатовый браслет». И что с ними делать? Сопоставить в «Чайке» игру лунного света на осколке бутылки с орлами и куропатками модернизма? Или наоборот? Сравнить роман Мастера и безбожные стишки Ивана Бездомного? А что с гранатовым браслетом? Вроде бы это украшение, сделанное ремесленником, а может, и произведение искусства.Итак, в комментариях ФИПИ ремесло и искусство предстают как абсолютно различные понятия: данное направление дает возможность порассуждать «о том, где кончается ремесло и начинается искусство». Казалось бы, именно так говорит Сальери в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»:Труден первый шагИ скучен первый путь. ПреодолелЯ ранние невзгоды. РемеслоПоставил я подножием искусству;Я сделался ремесленник: перстамПридал послушную, сухую беглостьИ верность уху…Да, именно так часто трактовали трагедию Пушкина: ремесло и искусство.Но обратимся к превосходной статье Ирины Сурат «Сальери и Моцарт», напечатанной в 6‑м номере «Нового мира» за 2007 год (номер есть в Интернете):«Придется признать: оба героя отражают пушкинские представления о творчестве, причем Сальери отражает их полнее, поскольку Пушкин дал ему возможность раскрыться в пространных монологах, тогда как Моцарт выражает себя главным образом в неслышимой нами музыке. Монологи Сальери пронизаны заветными мотивами пушкинской лирики, есть в них и переклички с его статьями о поэзии, его прямыми суждениями об искусстве…Труд и вдохновение соединяются в первом монологе Сальери так же, как они соединяются почти всегда у Пушкина – два непременных слагаемых единого исторического процесса, причем труд порой оказывается на первом месте: «Я знал и труд и вдохновенье…» («В.Ф.Раевскому», 1822); или: «Рифма, звучная подруга // Вдохновенного досуга, // Вдохновенного труда» (1828) – тут вдохновение от труда неотделимо…В известном пушкинском определении вдохновения преобладает рациональное начало – вдохновение для Пушкина связано с «соображением понятий»… с «силой ума», с «постоянным трудом». Все это – та самая «алгебра» творчества, которая не вторична и, уж во всяком случае, не предосудительна для Пушкина…»Вот вам и антитеза искусства и ремесла.Все эти направления были преданы гласности 1 сентября. А через день в шоке были все учителя русского языка и литературы. 3 сентября на сайте ФИПИ был опубликован новый вариант, так называемый демонстрационный вариант, ЕГЭ по русскому языку.Мы сейчас скажем только об одном изменении.Как вы помните, все годы ЕГЭ в сочинительной части этого экзамена выпускники должны были сказать, согласны или не согласны они с автором предложенного текста, обосновав свою точку зрения и свое мнение примерами из литературы и собственными жизненными наблюдениями. И полагалось за это три первичных балла. Так вот, и литературу, и жизненные наблюдения ликвидировали. Нужно теперь просто кратко сказать, согласен или нет, без всякой аргументации. Понятно, что собственное мнение подешевело, дают за «нет» в три раза меньше, то есть один балл. По моим подсчетам, это 1,7% от всех полагающихся за ЕГЭ по русскому языку баллов. Скорее всего, за такую цену многие просто откажутся от этой всегда спорной, а потому и опасной позиции: кто знает, как там сочтут несогласие?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте