Вокруг моего дома очень много школ, но каждое утро сначала на автобусе, потом на трамвае я еду в соседний район. Знакомые недоумевают – за столько лет работы могла бы устроиться и поближе к дому! Но школу №490 я выбрала не случайно. Много лет назад ее ученики были приглашены в библиотеку №4 Красногвардейского района, где я тогда работала, на встречу с замечательным писателем Радием Петровичем Погодиным.
Почему он, обычно воздерживающийся от таких встреч, оказался у нас, не помню, но все сотрудники очень радовались: книги Погодина – настоящая литература. Радий Петрович пришел в библиотеку задолго до назначенного времени, из писательского портфеля торчали какие-то кисти. «Делаю ремонт, по пути в магазин заглянул», – объяснил он и сразу стал рассматривать свои книги, которые были в фонде. Их потрепанность смутила нас, библиотекарей, но Погодин был заметно обрадован.
И тут лавиной, с топотом и шумом ворвались семиклассники. Молоденькая учительница не могла сдержать их энергию. Мальчики влетели, толкаясь и суетясь, и сумели занять первые места в читальном зале. Самые тихие, дисциплинированные девочки сели в дальнем конце библиотеки. Я представила Радия Петровича. Шум, возня почти заглушили мои слова. Погодин начал рассказывать о своих книгах, а дети не слушали. Как мне было стыдно! Погодин менял темы своего рассказа, пробовал задавать вопросы, но разговор не удался. Встреча закончилась, вихрь унес детей, крики еще были слышны на улице, когда Радий Петрович сказал: «Наверное, мне не стоило приходить. Я неинтересен им. Пожалуй, больше не стоит встречаться с классами».
Из-за моей плохой работы дети не стали слушать замечательного писателя! Через несколько месяцев я – школьный библиотекарь этой школы. Это «лирическое вступление» лучше всего показывает, с каким чувством я начала работать с учениками. Каждый год обязательно рассказываю о Погодине и о других писателях, чье творчество произвело большое впечатление на меня. Я очень люблю свою работу!
«Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, без которых нельзя успешно функционировать в современном обществе, ориентированном на информацию и знания. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного образования и развивает в них творческое воображение, помогая им стать сознательными гражданами» – это строки из Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках, который был принят в 1996 году. Трудно представить, что в то время библиотекари мира изучали и обсуждали этот документ, а я, как и многие другие, боялась думать о завтрашнем дне: книг не было, устаревшие словари и справочники не удовлетворяли читательские запросы. Одна из задач манифеста – развивать и поддерживать привычку и радость чтения, способствовать эмоциональному развитию школьников и пропагандировать чтение как внутри школы, так и за ее пределами. Слова «радость чтения» – для меня главные. Как решить эту задачу? Поможет только чудо. Большой красивый кот встречает учеников у входа. Такую мягкую игрушку пришлось завести, когда во многих сочинениях о библиотеке будущего дети написали о своем желании видеть в библиотеке ученого кота. Ушинский писал: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». В своей работе стараюсь руководствоваться этими словами – ощущение чуда, прикосновение к волшебству чтения, красота, особый стиль библиотечного помещения. Цель самая простая и самая сложная – воспитать счастливого человека, который будет приобретать жизненный опыт с помощью книг, учиться на чужих ошибках, находить ответы на все вопросы и знать, что без чтения человечество не проживет.
Библиотекарь должен именно так учить ребенка воспринимать книгу, стихотворение. С огромным удовольствием провожу уроки внеклассного чтения. Особенно в начальной школе, где ученики очень эмоциональны и не стесняются одноклассников, рассказывая о своих впечатлениях. За многие годы работы я подобрала темы, которые вызывают большой интерес и сопереживание у детей. Обычно они берут книги после таких бесед. Да и вопрос о дисциплине не стоит – дети просто забывают, что идет урок, и не слышат звонка. Назову нескольких выигрышных тем: «Таня Савичева», «Блокада», «Андерсен», «Жуковский В.А.» и многие другие. В последние годы в каждом классе появились ученики, которые не хотят переживать, не способны воспринимать книгу. Но опускать руки нельзя, мы победим.
Разговор о поэтах, поэзии, помощь ученикам, которые чувствуют потребность писать стихи, с пониманием относятся к такому желанию у других, – все это присутствует в моей работе постоянно. Считаю, что это своеобразное достижение, ведь даже учителя удивляются, узнав, что «трудные» подростки – авторы хороших стихов, ощущают потребность излить свою душу, принося в библиотеку исписанные листочки. Несколько лет веду эту работу. Считаю, что многие библиотекари могут вести такие кружки. Возможно, что им пригодится мой опыт.
В прошлом учебном году я планировала рассказывать ученикам о литературе, посвященной Великой Отечественной войне. Оказалось, что некоторые классы необходимо готовить к этой теме. Провела анкетирование, которое помогло понять причины нежелания учеников читать книги о войне. Анкета предваряет работу в классе и помогает понять, есть ли интерес к теме, какие книги известны детям. Мероприятие, которое я провела, получилось настолько удачным, что ученики просили продолжить работу. «Погружение в тему» – каждый ученик придумывает себе «легенду», образ, подбирает стихотворение о войне… Итак, партизанский костер тлеет, вокруг раненые, девушки-медсестры, которые не оставили бойца (самый шустрый полностью забинтованный мальчишка), черноглазые и смуглые цыганята, девушки, убежавшие из эшелона, направлявшегося в Германию, старушка – библиотекарь из Ленинграда. Читают стихи и поют. Я читала Ахматову, а потом из сетки (помните, такие были) достала каждому по яблоку. Кстати, на рынке мне помогли подобрать совершенно одинаковые и очень красивые, узнав, почему я покупаю по количеству. Как читали и пели! Не могли разойтись очень долго, затеяли чаепитие. Благодарили.
Считаю, что мне очень помогли знания, полученные на курсах экскурсоводов, да и то, что с двух лет я живу в этом удивительном городе, на Пискаревке лежит мой умерший в блокаду дед. Назову только несколько тем, о которых я рассказывала, несколько дел, которые я провела, – сбор подписей в защиту уникального архитектурного ансамбля Уткина Дача, находящегося на территории района, экскурсии по району, создание рукописной книги «По берегам Медвежьей речки», сбор материалов об архитекторе Львове и инсценированный рассказ о нем, десятки бесед, обзоров и уроков. Опыт показывает, что только при полной самоотдаче можно добиться результата – все призовые места на районном туре заняли ученики, которых я подготовила для участия в конкурсе «Ты – петербуржец»!
Несколько лет веду картотеку «Советы библиотекаря», к которой не раз обращались коллеги. Считаю, что картотеки должны сопровождать каждую книжно-иллюстративную выставку, создаваться к знаменательным датам, к семинарам, по темам, разрабатываемым педагогическим коллективом, по темам, которые пользуются спросом. Даже во время всеобщей компьютеризации картотека является очень мобильной, доступной для пользователя любого возраста формой библиотечной работы, некогда очень популярной. В этом учебном году ученики начальной школы начали составлять иллюстрированный каталог «Советуем прочитать» с книжными аннотациями, отзывами. Рассматривая карточки, дети заинтересовались и тематическими картотеками, я постаралась сделать их более привлекательными с помощью маленьких календарей, иллюстраций.
Я часто использую в работе инсценировки. В школьные годы занималась в драмкружке, что очень помогло в работе учителем и библиотекарем. Считаю удачным сочетать обзор книг или беседу у книжно-иллюстративной выставки с инсценировкой отрывков из произведений. Большой интерес учеников вызвали инсценировки «Читаем о Санкт-Петербурге», «Герои книг готовят подарок», «День рождения Виталия Бианки» и другие. Инсценировка «Читаем о Санкт-Петербурге» была адресована учащимся начальных классов, испытывающим затруднения в выборе книг, чаще всего ориентирующимся на иллюстрации, обложки. «Живые» книжки, рассказывающие о себе, вызывают огромный интерес. Данная форма работы представляется мне очень удачной.
Постоянный творческий поиск, полное отсутствие монотонности, индивидуальный подход к каждому ребенку-читателю и, конечно, любовь – основа работы библиотекаря.
Ольга ЛИТВИНОВА, зав.библиотекой школы №490, Санкт-Петербург
Комментарии