Сказка или быль – счастливая школа, куда дети и учителя ходят с радостью? Об этом прямой эфир со счастливым директором 199-й московской школы-лаборатории Марией Андреевной Комлевой.
– Мария Андреевна, так в какую школу хочется идти детям? – начинает разговор ведущий Петр Положевец.
И Комлева, не задумываясь, сразу же отвечает:
– В ту, где ребят понимают, где они получают массу информации и в то же время у них появляется тысяча вопросов, как, почему, зачем… В такой школе должны работать увлеченные, эмоциональные и, конечно же, грамотные учителя, для которых ребенок – существо божественное. Ведь трудно представить себе малыша, который бы сказал: “Я буду учиться плохо”. Все мечтают стать отличниками. А потом интерес к учебе у них угасает. Согласитесь, заставить учиться труднее, чем увлечь знаниями. А чтобы педагог сумел это сделать, в каждом ребенке он должен видеть личность…
– Если школа – счастливый дом, то ребятам не хочется идти на улицу, в подворотню. Думаю, что и после уроков в вашей школе жизнь не замирает, – говорит Петр Григорьевич.
– У старшеклассников нагрузка колоссальная, у них масса факультативов, так что заниматься им приходится допоздна. У нас есть великолепный хореографический ансамбль “Радость”, своя телестудия – мы готовим передачи для кабельного телевидения. Вы даже представить не можете, какие замечательные журналисты и операторы получились из наших трудных подростков!
– А сами вы – счастливый человек? – не удерживается от вопроса радиожурналист Алексей Калачев, постоянный участник передачи “До и после уроков”.
– Я и счастливый директор, и счастливый человек. В школе меня никто не боится, а самая высокая награда для меня – мои ученики страшатся меня огорчить. Если честно, я и не думала, что школа станет моей жизнью. В детстве выступала в художественной самодеятельности, мечтала быть актрисой. Все планы спутал сосед по парте: не с твоей комплекцией, сказал он мне. В моем же маленьком провинциальном Шадринске был лишь педагогический институт. А потом по направлению ЦК комсомола поехала работать в деревню Житниково ныне Курганской области. А московскому профессору, который привел ко мне своего ребенка, ссылаясь на то, что школа по месту его жительства – настоящая деревня, я так и ответила: перед вами сельская учительница. Я горжусь этим и ничуть не чувствую себя ущербной…
Эфир то и дело прерывался звонками радиослушателей: как попасть в вашу школу, где она находится… Звонили учителя, родители, даже бывший ученик Комлевой.
А на вопрос “Как вы относитесь к репетиторству?” – Мария Андреевна ответила:
– Учителя, к сожалению, получают такую мизерную зарплату, что просто вынуждены иметь вторую работу или заниматься репетиторством, чтобы не расставаться с любимым делом. Впрочем, у каждого человека есть право на индивидуальный труд. Единственное, на мой взгляд, аморально заниматься репетиторством с ребятами из своей школы. А причины этого явления кроются не в низком качестве школьных знаний, скорее всего эта традиция появилась благодаря вузам…
– Наш эфир – возможность поговорить о наболевшем, – напоминает Алексей Калачев, – так что же губит школу?
– Частые реформы, – убеждена Комлева. – Ведь школа, как ни одна другая структура, сильна своими традициями. При обсуждении базисного плана появилась новая угроза – как бы гуманитарные предметы не отошли на второй план, иначе мы можем потерять ту духовность, которой всегда гордилась наша нация. У нас же в школе нет деления на главные и второстепенные предметы. Приходите к нам на уроки истории и литературы. Убедитесь сами.
– А как попасть к вам на работу? – раздался еще один телефонный звонок.
– Для молодого учителя очень важно, где он начинает свою трудовую жизнь. У нас в школе существует негласное наставничество, учиться благо есть у кого. Мы благодарны правительству Москвы за то, что старшекурсники Московского педуниверситета проходят у нас годичную стажировку. Они присматриваются к школе, мы к ним. Уже после двух-трех месяцев видно – наш человек или нет.
Наверное, Мария Андреевна легко могла бы еще час-два говорить о своей школе и учениках. Ведь “за кадром” осталось еще столько жизненных историй. Да и не всем желающим удалось дозвониться и задать вопросы счастливому директору счастливой московской школы. Следующий наш гость – ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Слушайте нас на волнах радиостанции “Говорит Москва”.
Слушайте нас на волнах радиостанции “Говорит Москва” (в Москве третья кнопка проводного вещания) каждую 2-ю и 4-ю пятницу месяца в 16.00. В других городах слушайте нас на волнах “Общественного российского радио”.
Светлана РУДЕНКО
Мы ждем ваших звонков каждую 2-ю и 4-ю пятницу с 16.05 до 17.00 по тел. 729-33-78 (прямой эфир),
928-82-53 (редакция “УГ”)
Комментарии