search
main
0

Радиостанция “Говорит Москва”: Несмотря ни на что, человек должен любить свою Родину

“Давайте представим ситуацию – по улице идет девятилетний мальчишка лет девяти и курит сигарету. Лет двадцать назад ни один взрослый не прошел бы мимо. Пристыдили бы, заставили выбросить. А сейчас всем все равно, общество от школы отвернулось”. Эти слова прозвучали в прямом эфире новой передачи радиостанции “Говорит Москва” и “Учительской газеты”, дебют которой состоялся 12 января. “Первый блин”, а вернее, эфир не оставил равнодушными слушателей, среди которых было много и учителей, и родителей. Ведущий передачи “До и после уроков” Петр Положевец пригласил на разговор заместителя министра образования Елену Чепурных. Елена Евгеньевна – по образованию историк, преподавала в ПТУ, занималась комсомольской работой, была “главной пионервожатой страны”, в годы перестройки создала Международную федерацию детских организаций, была депутатом Государственной Думы первого созыва работала в правительстве, и вот с 96-го года – зам. министра, главный человек по вопросам воспитания в стране.
– Наивно думать, что можно хорошо воспитать ребенка, если в школе нет вожатых, организаторов внеклассной работы, руководителей кружков. Хорошо хотя бы то, что, несмотря на трудности, не была разрушена система дополнительного образования – дворцы творчества, станции юных техников, туристов, натуралистов. А ведь там у педагогов зарплата меньше, чем в школе. Мы практически не потеряли ни одно учреждение. Остались и детские организации, правда, они стали малочисленными. К сожалению, почему-то сложилось мнение, что школа – тот единственный институт, который должен заниматься проблемами воспитания. Да, возможно, школа виновата во многих бедах. Но главное, на мой взгляд, в отторжении общества от проблем воспитания. И если даже в школе работают замечательные учителя, ребенок попадает на улицу или приходит в семью, где далеко не все благополучно, и все воспитательные попытки рушатся. Так что учителю сейчас приходится работать в ситуации двойного стандарта. И все равно он должен научить различать, что такое хорошо и что такое плохо, выстроить в ребенке тот стержень, который бы помог сопротивляться. До 90-х годов семья и школа работали в одной “упряжке”, а сейчас они чуть ли не по разные стороны баррикад. Да и министерство в кризисные годы не предлагало той методики, которой можно было бы воспользоваться. Сейчас у нас обостренное внимание к воспитанию. Минобразование приняло программу развития воспитания, и это действительно серьезная попытка вернуть воспитание в школу, обеспечить его кадрами.
Прямой эфир то и дело прерывался звонками. С вопросами, разумеется, чаще всего обращались педагоги.
– А вправе ли от учителя за такую зарплату требовать еще и внеклассных мероприятий, не пора ли ввести должность воспитателя? – предложила одна из радиослушательниц.
– Сейчас разрабатывается документ о возможности подготовки освобожденных классных руководителей. Такой опыт есть в Нижнем Новгороде, Красноярске. Но для этого нужны деньги. Кстати, в таких случаях помогают попечительские советы, – сообщила Елена Евгеньевна.
– Из школы исчезли взаимовыручка и взаимопомощь, – тревожится педагог со стажем.
– Если об этом заговорили, то я не могу не вспомнить свой визит в одну из престижных английских школ, – вступает в разговор Петр Положевец, – там учатся дети обеспеченных родителей. Если же ребенок не хочет заниматься социальной работой – ухаживать в хосписе за больными, помогать старикам, летом работать с детьми, то ему просто не ставят зачет. И никто его от этой работы освободить не может. Мне говорили: если дети через это не пройдут, то никогда не поймут, как жить в этом обществе. Разве это не тимуровское движение, о котором мы напрочь забыли?! Я думаю, многие вещи, от которых мы отказались, давно востребованы на Западе, и мы к ним еще вернемся.
– А научить ребенка ответственности, – продолжает Елена Чепурных, – можно только работой, совместной деятельностью.
– Есть три вещи, которые школа должна воспитывать, несмотря ни на что: человек должен любить свою Родину, думать, как сделать ее лучше, и уважать законы своей страны, – подчеркнул в завершение передачи Петр Положевец.
…Ну а следующей гостьей прямого эфира станет Мария Андреевна Комлева, счастливый директор 109-й школы-лаборатории, как она сама себя называет.
Слушайте нас на волнах радиостанции “Говорит Москва” (в Москве третья кнопка проводного вещания) каждую 2-ю и 4-ю пятницу месяца в 16.00. В других городах слушайте нас на волнах “Общественного российского радио”.
Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте