В новом поколении ФГОС требования к результатам обучения сформулированы в виде компетенций. Работодатели тоже формулируют требования к работнику определенной квалификации и создают профессиональные стандарты, например, это сделала Федерация рестораторов и отельеров.
Требования работодателей в основном определяют потребности рынка труда, по уровню овладения набором требуемых компетенций судят о качестве образовательных услуг. В этой связи становятся особенно актуальными исследования по проблеме эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся колледжей. Это и предопределило выбор темы городской экспериментальной площадки колледжа сферы услуг №10 «Формирование профессиональных компетенций у студентов колледжа с учетом требований работодателей по профессии «повар, кондитер» и специальности «технология продукции общественного питания» (научный руководитель – вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Карапетян).Актуальность исследования была обусловлена необходимостью развития условий и механизмов повышения престижа колледжа, обеспечения его высокого рейтинга на рынке образовательных услуг Москвы и повышения привлекательности колледжа у молодежи в качестве эффективного механизма получения образования и построения профессиональной карьеры; развития перспективных и взаимовыгодных форм сотрудничества с социальными партнерами колледжа сферы услуг №10 для корректировки ОПОП и организации учебно-воспитательного процесса с учетом возрастающих требований рынка труда и работодателей. Исследования проводили с учетом требований новых ФГОС, профессиональных стандартов индустрии питания и требований регионального рынка труда.Для получения качественных результатов к работе были привлечены социальные партнеры – Федерация рестораторов и отельеров, Национальная гильдия шеф-поваров, представительство компании Electrolux Professional, компания «Деловая Русь», Московская ассоциация кулинаров, НИИРПО. В рамках экспериментальной деятельности был заключен договор о сотрудничестве между Федерацией рестораторов и отельеров и колледжем сферы услуг №10 по формированию профессиональных компетенций у студентов колледжа и созданию условий для повышения качества профессионального образования с учетом потребности экономики города в квалифицированных рабочих кадрах.Реализация проекта позволяет учесть требования работодателей при разработке новых учебных планов и программ, сформировать необходимые профессиональные компетенции выпускников, повысить качество профессионального образования за счет моделирования гибкой и динамичной системы многопрофильного образования, создания на базе колледжа современных лабораторий и мастерских, внедрения в образовательный процесс ФГОС нового поколения, модульных программ и инновационных технологий. Очень важным считается усиление практической составляющей подготовки рабочих кадров благодаря максимальному приближению к реальной производственной ситуации.В результате проведенного исследования в 2010-2011 учебном году удалось реализовать совместно с ФРиО проект модернизации материально-технической базы, оснащения лабораторий и мастерских современным оборудованием, разработать модель формирования профессиональных компетенций студентов колледжа по профессии «повар, кондитер» и специальности «технология продукции общественного питания» с учетом требований работодателей, которая обеспечивает формирование у обучающихся колледжа способности успешно действовать при решении задач профессиональной деятельности.В ходе проведенной исследовательской работы были разработаны профессиональные модули СПО по специальности «технология продукции общественного питания»; профессиональные модули НПО по профессии «повар, кондитер»; нормативы оснащения учебно-производственных лабораторий для подготовки рабочих кадров по этой профессии и специальности «технология продукции общественного питания»; комплексы педагогических технологий. Разработка нормативов осуществлялась совместно с лабораторией технологий профессионального образования НИИРПО, Федерацией рестораторов и отельеров, НМО по подготовке рабочих кадров для предприятий потребительского рынка и услуг.74% преподавателей и мастеров производственного обучения повысили уровень своей профессиональной квалификации, осваивая инновации в технике и технологиях индустрии питания, новые педагогические технологии (информационные, проектные, модульные, конкурсные, активного обучения, организации самостоятельной работы студентов).Сегодня колледж имеет рабочие программы пяти профессиональных модулей СПО по специальности «технология продукции общественного питания» и программы трех учебных дисциплин вариативной части циклов ОПОП. Есть и три комплекса педагогических технологий (на примере освоения модуля «Готовить и оформлять основные блюда из мяса», профессиональные стандарты, единица 2А 8.2): традиционный – на уровне «знание-понимание», интенсификационный – на уровне «применение», личностно ориентированный – на уровне «анализ-синтез».Все эти материалы позволят осуществлять подготовку востребованных рынком труда профессиональных кадров для индустрии питания и в дальнейшем применить результаты исследования в образовательном процессе колледжа с учетом требований работодателей – заказчиков рабочих кадров и потребностей регионального рынка труда в специалистах данного профиля подготовки.
Комментарии