search
main
0

Работающим в команде легче преодолеть трудности. Елена СОБОЛЕВА, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров

Напомним, конкурс был объявлен весной. На него было выделено 10 миллиардов рублей. Вузы – участники конкурса – могли запрашивать от 400 миллионов до 1 миллиарда рублей. На подготовку проектов был дан всего один месяц. Из 197 заявок, допущенных к конкурсу, было отобрано 17. Таким образом, победители получили значительные государственные субсидии для реализации инновационных образовательных программ. По итогам выполнения вузами обязательств 2006 года в части достижения заявленных результатов, освоения средств субсидии и обеспечения соответствующего софинансирования в конце года на заседании конкурсной комиссии будет рассматриваться вопрос о продлении финансирования вузам на 2007 год.

Договоры о предоставлении субсидии вузам были подписаны только к июлю. Таким образом, на освоение 5 миллиардов рублей в 2006 году реально осталось всего полгода. Напомним при этом, что июль – приемная кампания в вузах, а август – время традиционных отпусков преподавателей. Нашим вузам, привыкшим выживать в условиях бюджетного дефицита, пришлось быстро перестраиваться и быстро учиться тратить деньги, не нарушая при этом 94-й Федеральный закон, несовершенства которого общеизвестны. Оказалось, что быстро освоить большие деньги на внедрение инноваций – задача не менее сложная, чем их получить.

Национальный фонд подготовки кадров, отобранный весной на роль оператора по компонентам «высшее образование» и «информатизация образования» нацпроекта, был поставлен в те же жесткие условия.

Что же удалось за это время сделать?

Вузы неодинаково быстро научаются жить в условиях бюджетного профицита. У них нет возможности поместить часть средств в стаб- или эндаументфонд. Чуть легче пришлось тем вузам, которые накопили уже определенный опыт проектного менеджмента в рамках реализации других проектов. Сложившиеся проектные команды, отработанные в вузе механизмы реализации, наличие сертифицированных специалистов по закупочным процедурам значительно сократили период управленческой растерянности. Яркий пример – Томский государственный университет, который может гордиться созданной командой единомышленников, где каждый представляет, что делает другой, и готов в любой момент ответить не только за свой участок работы. Высокую эффективность с первого дня работы продемонстрировала дирекция проекта в Московском государственном институте стали и сплавов. Уже в июле вуз подготовил документацию и объявил 62 конкурса на закупку оборудования. Это означает, что команда в вузе работала без отдыха. Ректор Московского государственного института стали и сплавов Юрий Карабасов прямо признался, что в таком режиме смогли работать не все. Команда Государственного университета – Высшая школа экономики благодаря ранее накопленному опыту организации внутренних процедур вуза не только эффективно построила схему управления проектом, но и поделилась своим опытом с другими вузами в части нормативного сопровождения данных процедур.

Национальный фонд подготовки кадров постарался сделать максимум возможного, чтобы облегчить вузам вхождение в режим проектной реализации. Летом было проведено два семинара, на которых Минобрнауки России и Рособразование отвечали на самые неотложные вопросы вузов. На этих же семинарах было проведено обучение процедурам закупок в соответствии с 94-м Федеральным законом. Победители получили возможность познакомиться с программами других вузов. Стали складываться сетевые связи по направлениям, представляющим взаимный интерес.

Это не означает, что все идет гладко по плану. Существует значимое отставание в освоении средств ряда вузов. Уже в декабре им предстоит отчитаться за год, сократившийся наполовину. Говорить о результатах реализации инновационных образовательных программ через полгода, когда традиционные вузовские программы рассчитаны на 4-5-6 лет, действительно непросто. Успешно прошедшим этот рубеж следующий год покажется не таким трудным.

В ноябре Министерство образования и науки Российской Федерации планирует объявить второй раунд конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. Участникам этого раунда будет и проще, и в то же время сложнее. Для потенциальных участников конкурса в июле и сентябре 2006 года НФПК провел два консультационных семинара, в которых участвовало более 600 представителей вузов. Это позволяет нам надеяться, что проекты во втором раунде будут в массе своей сильнее и тщательнее подготовлены. Судя по проявленной активности и учитывая, что минимальную сумму субсидии планируется снизить до 200 миллионов рублей, конкуренция во втором раунде будет высокой. На 2007-2008 годы будут «разыгрываться» уже 20 миллиардов рублей. Это значит, что победителей может быть от 20 до 100.

После определения победителей в этом конкурсе можно надеяться, что инновационный потенциал высшего образования в России накопит критическую массу и созданный инкубатор будет выдавать инновации с расчетной мощностью.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте