search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Работаем вместе с ЮНЕСКО

Одним из важных направлений работы столичной системы образования сегодня уже стало сотрудничество в рамках проектов ЮНЕСКО. О том, как развивается эта деятельность, рассказывает депутат Московской городской Думы, заместитель председателя Комиссии МГД по науке и образованию Татьяна Потяева.

Поликультурность пространства жизнедеятельности человека – неотъемлемая черта современного общества. Тот факт, что проблема уже не чисто российская, что она обсуждается на международном уровне, свидетельствует о ее актуальности, остроте и масштабности.

Особенно важно ее применение в области образования, когда речь идет о воспитании и формировании такой личности, которая способна жить и творить в нашем изменившемся мире, где есть представители разных национальностей, этнических групп, а следовательно, и представители разных историй, традиций, культур.

В документах ЮНЕСКО «Образование для всех», в рамках решения проблем предоставления качественного образования в XXI веке как основная задача всего педагогического сообщества мира поставлена очень важная задача: своей деятельностью педагоги должны добиться перевеса ценностей и идеалов культуры мира, толерантности, международного сотрудничества, международной коммуникации.

Именно эти цели обозначены во всех образовательных проектах, которые сегодня предлагает ЮНЕСКО для осуществления в разных странах, в том числе и в Российской Федерации. Сегодня наша страна интегрируется в единое мировое образовательное пространство, и, учитывая, что молодежь нынче очень мобильна и образованна, хорошо владеет иностранными языками, в учебном и воспитательном процессе должен выстраиваться и развиваться диалог культур, традиций, обычаев, религий, педагогических систем.

Говоря о деятельности сети ассоциированных школ ЮНЕСКО, не могу не отметить того, что они были и остаются пионерами в реализации многих очень сложных, но чрезвычайно актуальных задач.

Ассоциированные школы ЮНЕСКО входят в разветвленную мировую систему образовательных учреждений, которые по праву могут называться международными школами. Эти учебные заведения реализуют международные образовательные программы, имеющие авторитет и признание всего международного сообщества (PYP, МYР, IBO) в рамках международного бакалавриата. В этом проекте работают учебные заведения №№1531, 45, 1404, МЭШ, «Интеграция XXI век» и многие другие. Сегодня эта программа получила поддержку, в том числе и финансовую, Правительства Москвы, но необходимы дальнейшие шаги по ее распространению в Российской Федерации. Я считаю, что диплом IBO должны признавать отдельные вузы (в мире более 1300 университетов признают этот диплом, в том числе Кембридж, Оксфорд, Гарвард, Сорбонна и другие). Учащихся 9-х классов, сдавших очень трудные международные экзамены (8 предметных областей, внутри каждой области от 3 до 5 работ – эссе, практические работы, исследования, тест и другое), освобождают от экзаменов за курс основной школы, кроме экзамена по русскому языку.

С 1997 года школы ЮНЕСКО – активные участники программ поддержки чтения и русского языка. 30 школ, члены международной Ассоциации чтения, первыми заговорили о проблеме снижения доли активных читателей в России, снижения роли и охвата детским чтением, снижения роли семейного чтения, хотя она очень важна для детей особенно младшего возраста, считая, что результат возникновения всех этих проблем – ухудшение грамотности населения. За последние годы в Москве ассоциированные школы ЮНЕСКО проводили по всей этой проблематике ежегодно от 3 до 5 семинаров, а также один-два семинара международного уровня.

Сегодня в Российской Федерации появилась Национальная программа по поддержке чтения и грамотности, в Москве и других регионах создаются аналогичные программы регионального уровня.

В настоящее время получила распространение и поддержку на государственном уровне позиция, согласно которой общее образование должно обеспечить детям овладение своим национальным языком, а с другой стороны, обеспечить более качественное овладение русским языком, который для многих стран, возникших после распада СССР, стал языком межнационального общения, тем самым объективно выступая фактором сближения разных народов и этносов, проживающих в РФ, важным элементом развития полиэтической среды.

Сегодня в Москве работают национальные школы, в которых поликультурное образование должно способствовать двухуровневой социокультурной идентификации – национальной общероссийской и этнической. Говоря об этом, не могу не вспомнить замечательную встречу с детьми и педагогами из стран ближнего зарубежья в Московской городской Думе, организованную по инициативе Департамента образования, когда ребята из разных стран говорили о том, что для них значит русский язык и какое важное значение с этой точки зрения имеют международные лагеря и международные программы.

Излишне доказывать, как необходима сбалансированная политика в сфере образования, учитывающая как общегосударственные российские интересы, так и национально-культурные особенности народов России, как требуются новые подходы, модели и механизмы управления образовательными системами и учреждениями. Без решения этих вопросов невозможно в полной мере обозначить и решить задачи реальной модернизации образования, воспитания подрастающего поколения в духе общероссийского патриотизма, веротерпимости, готовности к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных процессов. Исключительная роль с этой точки зрения принадлежит ассоциированным школам ЮНЕСКО, создающим основы для практического решения проблем.

Социальная нестабильность, возникающая в любом государстве из-за неподготовленности молодежи к жизни в условиях возрастающей полиэтничности общества и поликультурности среды, в некоторых случаях становится причиной неприятия друг друга, а как результат – приводит к криминальному исходу.

Участие в проектах ЮНЕСКО (например, в Мондиалого – проекте межкультурного общения молодежи) и выработка отдельных решений и предложений главам государств по сохранению устойчивого развития дают возможность еще раз продемонстрировать, как важны задачи формирования единого духовного пространства, как архиважны особые задачи образовательных учреждений в области образования и воспитания, требующие создания современной эффективной системы управления поликультурным образованием.

Еще один важный международный проект «Великий Волжский речной путь», в котором принимают участие 16 стран мира и 9 регионов России, призван служить укреплению идей толерантности, взаимопонимания, сохранения всемирного наследия, и как результат – он должен способствовать устойчивому развитию.

Исследователи и практики сходятся во мнении, что планомерная и систематическая работа по формированию межнациональных отношений может стать очень важным стабилизирующим фактором в обществе. В этом отношении трудно переоценить образование, построенное на принципах поликультурности. Это поистине образование нового типа, так как не только дает представление о многогранности, богатстве мировой и отечественной многонациональной культуры, но и создает среду для взаимодействия этих культур, формирует способность понять и принять другие культуры, решать возникающие вопросы, используя современные подходы, в первую очередь диалог. Важной становится и совместная практическая деятельность. Воспитание толерантности в поликультурном образовании можно рассматривать лишь как начало большого пути. За воспитанием толерантности должно следовать активное и конструктивное сотрудничество, которое можно рассматривать как основное поле деятельности ассоциированных школ ЮНЕСКО. Только в начале нынешнего учебного года школы приняли участие в презентации результатов работы по проекту «Год ребенка в Москве» в Штаб-квартире ЮНЕСКО (там были представлены школа № 1224 с творческим коллективом «Северная мозаика», Первая московская гимназия с презентацией проекта «Толерантность»). Учащиеся работали в мастер-классах Сергея Андрияки и Зураба Церетели и в своих работах выразили мысли и чувства, связанные с их видением проблем в мире.

Восемь стран-участниц проекта «Великий Волжский речной путь» приняли участие в экологической акции – выпуске взрослых осетров в дельте Волги совместно с Президентом РФ Владимиром Путиным.

Завершая 2007 год – Год ребенка в Москве, мы готовим выставку детских творческих работ школ ЮНЕСКО, где будет представлена их многогранная деятельность, в том числе и в области поликультурного образования.

Участники проекта к концу 2007 года выпустят сборник о его реализации на территории России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте