На первом фестивале детского кино «Хрустальный ИсточникЪ», который проходил при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в Ессентуках, Виктория Фанасютина представляла свой фильм «Солдатик». Это история о героических событиях в жизни самого маленького солдата Великой Отечественной войны, шестилетнего Сережи Алешкова. Потеряв родных, он попал в действующую армию. Чтобы сохранить детство мальчишке, с ним затеяли игру в «солдатика», а он стал настоящим защитником Родины. Фильм снят по мотивам биографии шестилетнего Сережи Алешкова, сына 142‑го гвардейского стрелкового полка 47‑й гвардейской стрелковой дивизии.
В ноябре 1942 года вместе с полком он попал под Сталинград. За спасение командира полка Михаила Даниловича Воробьева, своего нового отца, был награжден медалью «За боевые заслуги». Вместе с полком Сережа Алешков дошел до Польши, откуда в 1944 году по требованию командарма Василия Чуйкова был отправлен в Тульское суворовское училище.
Член Союза детских и юношеских писателей Виктория Фанасютина, выпускница New York Film Academy, а также мастерской Аллы Суриковой и Владимира Фокина на Высших курсах сценаристов и режиссеров, сняла фэнтези «Календарь майя» по бестселлеру Виктории Ледерман, документальный фильм «Рожденная в опилках», короткометражки «Women», «Blinding games», «Promise», «Разговор человека с собакой» по рассказу Чехова. Ее фильм «Солдатик» получил более двадцати призов на фестивалях, в том числе в Италии и Израиле, лауреат премии «Тэфи». «Календарь майя» отлично прошел в кинотеатрах страны и стал лауреатом более десяти кинофестивалей.
– Виктория, как вы думаете, чем объяснить тот факт, что детского кино стало меньше и оно не такое качественное, как раньше? Неужели Русь оскудела талантами?
– Если сравнивать с 70-80-ми годами, вы правы. Но за последние годы количество и качество детского кино, на мой взгляд, значительно выросло. Если говорить именно о детском кино, где главный герой ребенок или группа детей, а не о семейном, то такое кино не всегда может быть нацелено на коммерческий результат. И работа с детьми всегда очень непростая задача.
С этого года Министерство культуры поддерживает детское кино стопроцентным финансированием, хочется верить, что хороших детских фильмов будет намного больше. Слышала, что собираются снимать кино и по Драгунскому, и по Киру Булычеву. То есть большое внимание стали уделять литературной, сценарной основе, а для фильма это как фундамент для дома.
– Расскажите, в чем разница между семейным и детским кино? По мне, это одно и то же…
– Вопрос непростой. Ну что за семья без детей? Естественно, под семейным подразумевается кино, интересное для всех членов семьи, в том числе и для детей. Детское кино – это как детская литература, где главным персонажем является ребенок, история рассказывается на понятном для детей языке. Детское кино может быть в разных жанрах: и комедия, и драма, и фантастика, форма может быть любой, главное, чтобы в нем не было фальши. Дети это сразу чувствуют. К примеру, возьмем «Приключения Буратино». Конечно, это детское кино, но, с другой стороны, фильм философский – о поиске своего пути, шикарное роуд-муви, которое до сих пор редкость в нашем детском кино. Герой не взрослый и не ребенок, сказочный персонаж, который ищет свой путь, преодолевая разные искушения.
– Чем, по-вашему, «Хрустальный ИсточникЪ» был ценен для его участников, которым было от семи до семнадцати?
– Как раз сегодня смотрели конкурсные короткометражки и были поражены тем, как дети справились с темой «С чего начинается Родина?», которая, с одной стороны, хорошо всем понятна, а с другой – рассказать о ней без пафоса не каждый сумеет. По работам детей было видно, что некоторые из них очень талантливы. Так, думаю, не останется незамеченным фильм «Герой», сделанный тонко и деликатно, а главное – с юмором. Несмотря на то что в фильме говорилось о серьезных вещах, о том, кого считать героем в наше время, дети с улыбкой, наивно и трогательно рассказали свою историю. В их фильме сплелось много интересных ходов, работа сделана на хорошем уровне. Отметила бы и музыкальный фильм «Мечта»: рассказать свою историю через пластику – тоже большой дар, хорошо, что ребята избрали жанр мюзикла, эта ниша свободна, и хочется, чтобы кто-то сделал яркое кино.
Дети, участвовавшие в конкурсе, а их было девять команд, получили огромный опыт и заряд на будущее. На фестивале все было как у профессионалов: фильмы создавались в разных жанрах, и если одна команда видела, что соперник сделал крутой фильм, это был настоящий вызов для нее. И дело не в конкуренции, когда хочется просто побороться и доказать, что ты можешь лучше, а в том, что дети получили колоссальный опыт и окунулись в потрясающую дружескую атмосферу, царившую на фестивале. И этого заряда хватит им не на один год.
– Как родился ваш фильм «Солдатик»? В историю о том, что шестилетний ребенок воевал наравне со взрослыми, трудно поверить…
– Началось все с газетной заметки. Но поверить в то, что это происходило на самом деле, было крайне сложно. Мы подняли архивные документы, консультировались в Военно-историческом обществе, нашли воспоминания очевидцев тех лет, на основании всего этого и родился сценарий. Я поняла, что не снять этот фильм не могу.
Фильм создан на основе реальных событий, наверное, поэтому он интересен не только российским зрителям. Казалось бы, он о наших героях, о нашей истории, но его с удовольствием смотрят и в Америке, и в Испании, и в Индонезии, и в Арабских Эмиратах. В большинстве комментариев зрители искренне сопереживают судьбе маленького героя и восхищаются силой русского характера.
– Виктор Добронравов сразу попал на роль командира полка?
– Да, сразу. Кастинг не нужен был, я видела работы Виктора в театре и кино, но важна была его встреча с Андрюшей Андреевым, который играл главную детскую роль. Конечно, я волновалась, будет ли у него контакт с шестилетним дебютантом. Они быстро нашли общий язык, и на протяжении всего фильма Андрюша чувствовал поддержку Виктора в самых непростых сценах.
– А где вы взяли такого артистичного мальчика, сыгравшего солдатика?
– Андрей Андреев из Детского музыкального театра юного актера Александра Львовича Федорова, великого мастера по работе с детьми. Дети у него великолепно раскрываются и играют, как бриллианты, всеми своими гранями, и как личности, поворачиваясь всем тем чудесным, что заложено в них сверху. В театре не давят на детей, а создают такие условия, что каждый ребенок звучит индивидуально. Андрей, кроме этого, занимался в музыкальной школе, ходил на фигурное катание, а также мы с ним полгода репетировали.
– Как асы фронтовики восприняли вашу картину?
– Во всяком случае критики я не слышала, мы же рассказывали историю не буквально, это было посвящение кинематографическим языком поколению тех взрослых и детей. В фильме мы намеренно не показывали реальные ужасы войны, а старались рассказать эту историю опосредованно, через образы, скрытые символы. Рассказать ее так, как рассказывала бы мама своему ребенку о войне, через судьбу этого маленького героя. Мы специально брали себе за референсы такие фильмы, как «В бой идут одни «старики», «Они сражались за Родину». Авторы этих фильмов знали о войне не понаслышке, но специально находили способы рассказать о тех страшных событиях, избегая жестких, кровавых сцен.
Шестилетки, которые приходили на кастинг, не понимали, что такое война: «Ну там стреляют: «бах-бах». Там есть плохие и хорошие, но хорошие не стреляют». Для ребенка все это непонятно, поэтому мы пытались рассказать обо всем максимально деликатно и целомудренно, тем более я помню, что, когда к нам в школу приходили фронтовики, никто из них не рассказывал о том, как выглядела местность после взрывов. И фильмы фронтовиков не были жестокими. Какое право имели мы, не сражавшиеся на Великой Отечественной войне, рассказывать об этом так, как нам хочется, чтобы привлечь побольше внимания?!
– Почему в детском кино так актуальна тема путешествий в разные миры и пространства? Коснулось это и ваших героев в «Календаре майя».
– Мне пришлось проработать много книг, прежде чем я откликнулась на фэнтези Виктории Ледерман «Календарь майя», в котором был фильм. Не в каждой книге есть фильм. Размышления героев, длинные монологи, их ощущения, рефлексия не всегда в плюс фильму. Тем более когда речь идет о детском кино, где нужны и неожиданные повороты сюжета, и динамика, и драйв, и хороший визуальный ряд.
В «Календаре майя» были мистика, археология и хорошая человеческая история, да не одна, там были любовь и переживание утраты, уход бабушек-дедушек всегда затрагивает детей. Отсчет времени там идет назад, и мальчик, у которого какое-то время назад умер дед, встречает его живым, другой герой, который не мог кого-то простить, откатываясь назад, переосмысливает свою жизнь и проблемы, которые создал людям… Показана, на мой взгляд, настоящая, живая история с прекрасными персонажами и с разной фактурой, которой можно было поиграть.
– Как проходят встречи со зрителями?
– На «Календаре майя» первой зрительницей была Виктория Ледерман. Конечно, я волновалась, примет или нет автор, и выдохнула, когда узнала, что Виктории фильм понравился. Мы попали по персонажам и точно передали основную историю. После просмотра многие зрители писали: «Как здорово, мы посмотрели фильм и после этого решили прочесть книгу!» Кино может быть и хорошим мостиком к литературе.
– Помог ли этот фестиваль вам выработать какой-то новый взгляд на мир?
– Никогда не думала, что меня заинтересует история этой земли, история этого края. На одной из экскурсий у меня неожиданно родился замысел фильма о событиях, произошедших когда-то здесь, которые имеют параллель и с литературой, и с нашим временем. Начну работать над сценарием, а там посмотрим. Могу сказать только, что это опять будет кино для детей.
Комментарии