Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Рабочее время учителя: что изменил министерский приказ?

Дата: 13 марта 2015, 13:28
Автор:

10 марта вступил в силу приказ Минобрнауки РФ № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Название, впрочем, как и у большинства наших документов, для восприятия сложноватое, но, вчитавшись, сразу понимаешь, что речь идет о двух очень важных вещах: об установлении продолжительности рабочего времени всех педработников и об утверждении порядка определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре. В прошлом аналогичном приказе (№2075 от 24.12.2010), который теперь признан утратившим силу, даже в названии речь шла только о продолжительности рабочего времени педагогов. А порядку определения учебной нагрузки и тем более тому, чтобы она оговаривалась в трудовом договоре, какого-то особого внимания не уделялось.

В разделе I говорится об определении учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и об основаниях ее изменения. А в последнем, седьмом положении речь идет об установлении верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников. Общеобразовательные организации здесь не упоминаются, только учреждения высшего и среднего профессионального образования. Новый момент, я уже о нем упоминала, – это определение верхнего предела учебной нагрузки для профессорско-преподавательского состава. Он устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году. Меньше можно, выше нельзя.

Как нам стало известно, в ближайшее врем ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовит подробные разъяснения по новому приказу, а пока мы попросили директоров воронежских школ и представителей Воронежского обкома профсоюза ответить на вопрос, каковы принципиальные отличия принятого документа от предыдущего.

Валентина Семеновна Зеленина, заведующая отделом труда и заработной платы Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Отличие, которое есть в названии, говорит о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре. Что касается часовой нагрузки, то в основном нормы остались прежними, как и в прошлом приказе. Но появились и две новых должности – педагог-библиотекарь и тьютор, которым определена норма часов на ставку, раньше это не было определено. Теперь четко: продолжительность рабочего времени составляет 36 часов в неделю педагогической работы, и к этой категории отнесены педагоги-библиотекари и тьюторы.

Если говорить подробнее о приложениях, первое дает подробное разъяснение о продолжительности рабочего времени. Что касается предельного объема учебной нагрузки, раньше у нас это определялось типовым положением, и в школьных образовательных организациях предельного объема учебной нагрузки не было. Только в средних специальных учебных заведениях это оговаривалось, кроме учебных заведений педагогической направленности. То есть, у преподавателей педагогических училищ нагрузка составляет 18 часов на ставку, как и у школьных педагогов. Если среднее профессиональное учебное заведение не педагогической направленности, там есть ограничение в 720 часов в год на одну ставку, а максимальное ограничение – 1440 часов. Так было в старом приказе и осталось в новом.

Что касается высших учебных заведений, в них максимальная нагрузка составляет 900 часов, ниже – можно, но выше нельзя. А в институтах усовершенствования учителей годовая нагрузка ограничивается 800 часами.

Приложение № 2 называется «Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Как я уже сказала, в прошлом приказе такого приложения не было. Теперь здесь определяется объем учебной нагрузки на начало учебного года. Пункт 1.1: «Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее – Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда». А в пункте 1.4 читаем: «Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность». И если на следующий год учебная нагрузка меняется, то должно быть дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении учебной нагрузки, и, соответственно, она может быть изменена, если изменилось количество часов по учебному плану.

Интересен пункт 1.6, в котором говорится, что объем учебной нагрузки, установленный в текущем учебном году, не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год. Исключения указаны в специальном пункте приложения, а раньше они перечислялись в типовых положениях. Теперь типовых положений нет, и все вписано в общее положение. Пункт 1.7 тоже можно считать защищающим интересы работников, в нем значится: «Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка». То есть, в одностороннем порядке, например, по инициативе руководителя, учебная нагрузка снижена быть не может.

Также в пункте 1.9 говорится, что «локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа)». В предыдущем приказе такое участие профсоюзов не было оговорено, а теперь есть.

Важен пункт 2.3: «При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов…» Из этого пункта убрали слова «как правило», и он стал более жестким, обязательным к исполнению.

Большое внимание уделено определению учебной нагрузки преподавателей среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования. В принципе, здесь осталось все то, что было и в старом приказе.

Еще одно новшество, которого раньше в приказе не было. Положение V говорит об «особенностях определения учебной нагрузки педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также лицам, замещающим должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющим иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором». В этом положении четко расписано, какая нагрузка устанавливается, и как она потом распределяется между другими учителями. Раньше, в прошлом приказе, этого не было, а все особенности прописывались в отдельных локальных актах и в типовых положениях.

В разделе VI говорится об определении учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и об основаниях ее изменения. А в последнем, седьмом положении речь идет об установлении верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников. Общеобразовательные организации здесь не упоминаются, только учреждения высшего и среднего профессионального образования. Новый момент, я уже о нем упоминала, – это определение верхнего предела учебной нагрузки для профессорско-преподавательского состава. Он устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году. Меньше можно, выше нельзя.

Можно сказать, что новшества есть, и они достаточно полезны в интересах социальной защиты работников.

Надежда Тихоновна Фурсенко, директор гимназии имени Алексея Кольцова:

– Нам об этом приказе стало известно еще в конце декабря, но каких-то особенных новшеств я в нем не увидела. Например, относительно ставок – как была ставка в 18 часов для учителя средней и старшей школы, так она и осталась, 18 часов в начальной школе было и есть. Норма часов педагогической работы на ставку не изменилась. Единственный момент – это необходимость вносить в трудовое соглашение все изменения. Еще можно сказать о принципе преемственности, который сохраняется с принятием нового документа. Уменьшать нагрузку нельзя, если нет на то объективных оснований, оговоренных в специальных пунктах, или по обоюдному соглашению.

Раньше правила изменения нагрузки регламентировались различными документами, и руководитель образовательного учреждения тоже не мог исключительно по своему усмотрению изменить почасовую нагрузку на учителя. Я не могла в одностороннем порядке взять и сократить в течение года учебную нагрузку преподавателя. Сейчас это также сохраняется. Еще один момент: определение рабочего времени прописано более четко и включает не только аудиторную, но и внеаудиторную нагрузку, в том числе участие в педсоветах, индивидуальную работу с учащимися и так далее.

Еще как руководитель могу сказать, что я не увидела какого-то специально прописанного верхнего предела нагрузки для школьного преподавателя. Нагрузка определяется по соглашению с работником исходя из его возможностей и запросов организации. Если это тарификация, она должна быть оговорена в трудовом договоре, ну а замещение может, конечно, носить временный характер. К трудовому договору необходимо заключать дополнительное соглашение, если человек берет нагрузку больше ставки или меньше. Раньше он просто писал заявление, что согласен на неполную нагрузку, а сейчас нужно будет составлять дополнительное соглашение к трудовому договору.

Вячеслав Васильевич Минаков, директор школы № 1:

– В принципе, ничего особо нового нет, каких-то заметных отличий я не нашел. Что касается порядка определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, – раньше это тоже было. У нас несколько лет назад проводилась проверка трудовой инспекцией, и она обязала нас каждый год делать дополнение к трудовому договору. Есть общий трудовой договор, в котором написано, какая нагрузка идет на текущий учебный год, а на следующий учебный год мы делаем дополнение к трудовому договору. И каждый год мы его составляем на каждого учителя.

Но один момент обратил на себя внимание. Пункт 2.3: «При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Порядка».

Пункт 1.7 перечисляет объективные, скажем так, причины: сокращение числа обучающихся, классов-комплектов и так далее. Раньше, в прежнем приказе, к словам «сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания» добавлялось выражение «как правило». Сейчас формулировка более жесткая. И учебное заведение ставится в более жесткие условия. Но дальше идет пункт, на мой взгляд, достаточно правильный: «Сохранение объема учебной нагрузки и преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) у учителей и преподавателей выпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебной нагрузки в классах (классах-комплектах), группах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)». То есть, учитель, выпустивший 11-й класс, не должен терять свои часы, а берет пятые классы, классное руководство, и его интересы соблюдаются.

А в остальном, нормы часов остались прежними, это важно.

Фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt