search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение Школьница из Костромской области победила в суперфинале конкурса чтецов «Живая классика» ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Более 250 советников по воспитанию из семи регионов пройдут обучение в Омском педуниверситете Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов В регионах появились первые стобалльники Педагогам ЮФО рассказали, как использовать конструктор рабочих программ и учебных планов Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения
0

Пытаемся дойти до самой сути

​Лариса ПОЛЯКОВА, директор школы №962, заслуженный учитель РФ, выпускница исторического факультета МПГУ:

Диалог о месте и роли учителя в современной школе не случайно вызвал бурное обсуждение моих коллег. В последние годы, к сожалению, сложилась порочная практика, которая уже вошла в отечественный менталитет, когда заявитель считает, что чем в более высокую инстанцию он обратится, тем более качественно, результативно и быстро будет решена его проблема. Это не так. Мы не отрываемся от традиционного четвергового селектора Департамента образования, когда идет разборка поступивших жалоб. Все, кто виноват, все, кто отвечает за виновных, быстро признают свою вину, даже не вникая в происходящее, его мотивы и причины. Справедливости ради надо сказать, что учредитель, как говорил Борис Пастернак, пытается дойти до самой сути в каждом отдельном случае. Факты, изложенные учителем, могут быть в любой образовательной организации, важно отношение к ним, то есть конкретный анализ, решение и деятельность, тогда эти явления не будут транслироваться, будут иметь локальный характер. Меняется мир вокруг нас, социальные функции учителя, естественно, претерпевают изменения. Учитель сегодня так же, как управленец, должен учиться у времени, в котором он живет. Сегодня происходят изменения на системном уровне, это не отдельные нововведения, это система преподавания, система контроля, система взаимодействия, система управления. Именно на роль и место учителя с этих позиций я хочу посмотреть. Письмо учительницы, которое мы обсуждали на заседании клуба директоров, как, впрочем, и любые жалобы, – индикатор общего неблагополучия образовательной среды в конкретной организации. Он свидетельствует о замалчивании, о закрытии, о недоверии к школе, естественно, к ее руководителю. Ведь учительница обращается не к директору, а в Департамент образования, надеясь, что там ей помогут решить возникшую проблему. Какие бы управленческие решения следовало принять в этой ситуации? Во-первых, необходима последовательная и целенаправленная работа по формированию образовательной культуры, которая включает в себя разные понятия, прежде всего ценности, традиции школы, которые формируют философию коллектива и так называемый уклад. Во-вторых, думаю, учительница, которая обратилась в Департамент образования, давно работает в школе и, наверное, помнит, как было, но не знает, как надо. В этом смысле вторым управленческим решением должна быть активизация работы психологической службы, направленной на преодоление эмоционального выгорания, поиска ресурса в себе, потому что если ты не вписываешься в систему, это не значит, что эта система плоха. Мы попробовали в школе провести такую работу, и она у нас получается. В-третьих, необходимо развивать взаимодействие всех участников образования на всех уровнях по всем вопросам: и в плане государственно-общественного управления, и в плане социального взаимодействия с учителями, родителями. То есть мы должны учиться вести диалог с обществом, это не у всех получается, но это необходимо делать. Наконец, есть чисто управленческая задача: управление персоналом предусматривает планирование социального развития коллектива, поэтому общение с ним просто необходимо, это наша ежедневная работа. Мне кажется, что в письме учительницы не прямо, но косвенно содержится проблема, связанная с престижем работы педагога. К сожалению, исследование, проведенное в России, показало, что только пятая часть наших соотечественников считают нашу работу престижной и привлекательной, хотя есть некоторые факторы, говорящие о том, что влияет на престижность любой профессии, прежде всего это современность учителя. Я бы обратила внимание на то, что мерой общественного влияния стало прежде всего материальное вознаграждение учительского труда, к счастью, эта проблема в московских образовательных организациях решена. Конечно, престиж учителя – это признание результатов его деятельности в педагогическом сообществе, его авторитет среди родителей и учеников. Наконец, престиж определяется тем, как общество относится к образованию. Я считаю, что над всеми этими проблемами нам всем надо работать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте