Фильм «Пыль» – неожиданный, сильный, западающий в душу. Фильм, заставляющий думать и думать, ставящий один из главных вопросов современности: «Что с нами происходит? Картина снята в 2005 году режиссером Сергеем Лобаном по сценарию Марины Потаповой. В ней заняты в основном непрофессиональные актеры. Затраты на ленту составили около трех тысяч долларов. Феноменально!
Живет себе в Москве и живет парень Алексей Сергеев. Добрый, спокойный, инфантильный. Ему уже 24 года, но он до сего дня опекаем бабушкой Ниной Ивановной, которая его и воспитала. Даже шапочку на улице ему надевает, боясь, что Алеша простудится. Работает он на заводе игрушек, собирает пластмассовые пистолетики. Это занятие очень подходит молодому человеку. Такая же тихая и спокойная работа, как он сам. Но однажды директор завода приглашает его к себе в кабинет. С парнем ведут беседу сотрудники Федеральной службы безопасности, предлагая принять участие в эксперименте.
– Вы Родину любите? – спрашивает один из них. – Не спешите. Подумайте.
Алексею читают целую лекцию о современной молодежи, которая мало задумывается о том, чтобы принести своей Родине пользу.
– Ты никогда не задумывался, что вот именно такие простые парни, как ты, могут даже в наше время совершить во имя Родины настоящий отважный поступок?
Алексей, оказывается, отобран для участия в эксперименте. Парень может оказать помощь отечественной науке. А делать ему ничего не надо будет, он испытуемый. После эксперимента ему обещают больничный на 4 дня и десять тысяч рублей. Вот так человек становится подопытным кроликом, тот самый человек, который даже есть привык под контролем бабушки.
Опыты проводятся в подвале одной из больниц. Алексей после сдачи анализов раздевается до трусов и заходит в специальное помещение, где с ним происходит удивительная вещь. Он смотрит на себя в зеркало и вдруг вместо своего толстого нескладного отражения видит совершенно другого человека – стройного, мускулистого, красивого, энергичного. Продолжается опыт всего несколько минут. И снова Алексей становится прежним увальнем. Вот и весь эксперимент.
Алексею снится человек, которого он видел в зеркале. Ему хочется вернуться в то тело. Парень не может понять, что происходит с ним. Бабушка считает, что Алексей употребляет наркотики.
А молодой человек мечтает лишь об одном, – чтобы эксперимент повторили, чтобы он снова стал стройным. Но, увы, опыт можно проводить лишь один раз, иначе – смерть от высокого уровня радиации. Для Алексея начинаются страшные дни – он не может реально воспринимать окружающую действительность. Везде он видит того человека, который смотрел во время эксперимента на него из зеркала.
Вот Алексей на Поклонной горе сидит на лавочке, хочет выпить пива, а рядом расположился ветеран войны с орденом Красного Знамени и орденскими планками на груди, ожидая пустую бутылку. Пожилой человек говорит другому молодому человеку: «Не для того я за Родину сражался, чтобы ты тут пиво пил иностранное». А нам хочется спросить: «А для чего вы, Великие Воины, сражались с врагом? Чтобы бутылки пустые собирать, зарабатывая себе на пропитание?»
Алексей мечтает поменять свое тело на то, что он видел во время опыта. Он готов отдать деньги, что ему выдали после эксперимента, лишь бы еще раз обрести себя нового, так манит его желание вновь побывать в том удивительном теле – стройном, накачанном. Врач соглашается сделать это, беря десять тысяч. Алексей не хочет уходить из камеры, просит отдать ему его тело. От врача молодой человек узнает, что ответственный за проведение эксперимента – профессор Пушкарь. Ему удается встретиться с профессором. Философия ученого такова:
– Этот эксперимент – полная чушь… Вы знаете, кто мы все такие?.. Вы – ничто, пыль, атомы… Пыль… Вы – яд. Расплодились, как мухи. Проку от вас нет и от меня проку нет… Вся наука – разрушение… Чем больше в человека погружаемся, тем меньше он существует. Да и не существовал никогда… Никакой ценности собой не представлял. А с вами я могу быть настоящим подлецом. Ведь это вы сделали мир подлым… Все ваши ощущения – побочные эффекты.
Алексей предупрежден, что от него ничего не останется после еще одного «превращения», он просто распадется на атомы, но ему так хочется, чтобы вновь запустили принцип удовольствия. Перед гибелью Алексей улыбается – сбылась его мечта… Мечта, за которую заплачено слишком большой ценой!
А на экране телевизора, который смотрит бабушка Алеши, появляется Евгений Петросян со своими танцами и обезьяньими улыбками. Смеется бабушка, смеется «атомный» Алеша, смеется народ. Всем весело – «петросяновщина» наступила на горло, на разум, на жизнь.
Тема Петросяна – особая в фильме. Авторы фильма лишь взяли фрагменты из выступлений «великого комика пошлой современности». Мы слышим реплики из монологов Петросяна, сопровождаемые восторженным смехом зрительного зала. Но какие это пошлые, примитивные шутки для гомо сапиенсов, по-видимому, только что слезших с деревьев и еще не умеющих как следует ходить!
Боже мой, что же ту смешного? – хочется воскликнуть нам. А разве сегодня все эти юмористические передачи, хлынувшие на нас лавиной с разных телеканалов, не сопровождаются смехом? Его, конечно, монтажеры умело вставляют после каждой паузы, ведь в большинстве своем не только смех, даже улыбку не выдавить из себя, глядя на выступления эстрадных клоунов. Это наша реальность. Сегодня совсем исчезла сатира, юмор стал беззубым, неостроумным, несмешным, а то, что лидирует в выступлениях эстрадников, можно назвать современной пошлостью. И, естественно, по замыслу автора картины, возглавляет рейтинг пошляков любимец публики Евгений Петросян.
Алексей погибает, следуя за своим желанием стать не таким, как все. Это одновременно и грустно, и вселяет какой-то, пусть даже самый малый, оптимизм. Алексей не стал подопытным кроликом, он человек, он личность. В нем живо чувство человеческого достоинства. Его гибель – протест против пошлой действительности и оболванивания людей.
Алексей ИКОННИКОВ, отец, 46 лет
Комментарии