search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Пятитомник широкого диапазона. Его можно с успехом использовать для углубленного изучения физики

Издательство «Дрофа» выпустило пятитомник под общим названием «Физика 10-11» под редакцией Г.Я.Мякишева. На лицевых листах книг указано – «Учебник для углубленного изучения физики». В определенной степени это очередной вариант, «выросший» из многократно издававшихся базовых школьных учебников Г.Я.Мякишева «Физика-10» и «Физика-11», его задачников, книг типа «Занимательная физика» и многих других.

Сегодня, когда образование в старшей школе становится профильным, очень важно, что есть учебники (уже хорошо знакомые учителям и соответствующие возрастным особенностям учащихся), которые можно использовать в классах как физико-математического, так и физико-химического профилей. Именно таким и является этот пятитомник.

В аннотациях к нему сказано: «В учебнике на современном уровне изложены фундаментальные вопросы школьной программы, представлены основные применения законов физики, рассмотрены методы решения задач».

Подобное сказано и о других изданиях. Но… Одна из книг называется «Колебания и волны». Методика изложения материала – это практическая реализация единого подхода к изучению колебательных и волновых процессов различной природы, заложенного еще в 30-х годах XX столетия школой академика Мандельштама в эпоху бурного развития советской физики. Это не только физический, но и методический подход, апробированный и адаптированный учителями во многих школах.

В учебниках Г.Я.Мякишева изложены не только традиционные основы физической науки, но и современные новейшие достижения. Например, в т.1 «Механика» на странице 480 есть параграф, посвященный описанию динамического хаоса: «Совсем недавно, около 30 лет назад, произошло событие, не имеющее прецедента во всей истории физики. Спустя почти что 300 лет после выхода главного труда Ньютона «Математические начала натуральной философии» в рамках классической механики было сделано принципиально новое открытие. Его можно считать одним из значительнейших открытий физики XX в. Было обнаружено, что в простых механических системах с небольшим числом переменных, характеризующих их состояние, возможны сложные, непредсказуемые, случайные движения. Причем эта случайность носит принципиальный характер: от нее нельзя избавиться, уточняя начальные условия и набирая большую информацию о возможных воздействиях на систему. Порожденную таким образом ситуацию и стали называть хаосом, или динамическим хаосом». Этого нет ни в каком другом школьном учебнике – только в монографиях по нелинейной динамике. «Пятитомник» обладает целым рядом достоинств как в содержательном, так и в методическом планах: это и введение производной, и формализация метода решения задач на относительность механического движения, и формулирование основного утверждения динамики при изложении законов Ньютона, и введение второго начала термодинамики и его статистическое толкование, доступное изложение элементов квантовой механики. Сюда же следует отнести и «Примеры решения задач» с подробным разбором типовых заданий (сказывается преемственность практики физфака МГУ).

Одно из принципиальных достоинств «Пятитомника» – то, что материал, изложенный в нем, позволяет педагогу варьировать программу курса в широком диапазоне, урезая, углубляя или расширяя ее от базовой программы до необходимых пределов. Эта серия учебников может быть использована для внеклассной и кружковой работы. На наш взгляд, это один из лучших современных школьных учебников как для углубленного, так и для базового курсов физики. И сохраняющий, что весьма существенно сегодня, уровень физического образования в стране. Естественно, книга не может удовлетворить всех. Но все же основной ее недостаток в том, что за учебное время, отводимое на изучение углубленного курса физики в 10-х и 11-х классах, курс можно только скомкать. Ведь не секрет, что курс «Механика» просто формально перенесен из 9-го в 10-й класс. При этом условии пользоваться «Пятитомником» Г.Я.Мякишева как учебником непросто. Однако в издательстве «Дрофа» готовится к выпуску тематическое и поурочное планирование материала курса, изложенного в этих учебниках, на подходе лабораторный практикум к этому курсу («Физическая лаборатория»). Полагаем, что это расширит возможности использования этих учебников в практической деятельности учителя.

Анна АВДЕЕВА, Людмила КОМОЛОВА, учителя физики средней школы № 363, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте