search
main
0

Пятидневка или шестидневка: учителя ответили, сколько дней в неделю хотят работать

Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России «Единыйурок.рф» провела исследование «Педагогические предпочтения: пятидневка vs шестидневка», чтобы узнать мнения учителей по оптимальной продолжительности рабочей недели. В исследовании приняли участие 1200 педагогов из более чем 40 регионов России.

Фото: пресс-служба правительства Ленобласти

Вопрос шестидневки-пятидневки для российской системы образования является актуальным, поскольку во многих школах еще с советских времен сохраняется практика занятий по субботам. Учителя все чаще высказывают недовольство шестидневной рабочей неделей, потому что испытывают перегрузки и не имеют достаточного времени на отдых.

Согласно мониторингу Народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования», в 2019 году около 30% родителей школьников из 84 регионов говорили о том, что их дети учатся 6 дней в неделю. Как пояснили исследователи, это косвенно указывает, что значительная доля российских учителей также работает по субботам. По словам исследователей, многие учителя, работающие 6 дней, открыто говорят о том, что один выходной (воскресенье) фактически уходит у них на подготовку к следующей неделе, поэтому нормально отдохнуть не удается.

Результаты опроса показали, что подавляющее большинство учителей выступает за пятидневку. «87% опрошенных педагогов указали, что при прочих равных условиях они предпочли бы работать 5 дней в неделю и иметь полноценные выходные в субботу и воскресенье. Только 5% респондентов заявили, что их более устраивает шестидневный режим. Остальные 8% затруднились с ответом или не имеют четко выраженного мнения по этому вопросу», – говорится в исследовании.

Более того, около 90% принявших участие в опросе учителей, которые сейчас работают по шестидневке, хотели бы перейти на пятидневку. Аналитики считают, что такой результат говорит о том, что приверженность к шестидневке чаще продиктована необходимостью или традицией, но не добровольным выбором.

Ни одна из социальных или демографических подгрупп (по стажу, возрасту, предмету преподавания, региону и т.д.) не показала большую поддержку шестидневке. Так, среди наиболее консервативно настроенных педагогов старшего поколения (55+) около 80% выступают за пятидневку, несмотря на то что многие из них десятилетиями работали 6 дней в неделю. Молодые учителя (до 30 лет) в большинстве своем за пятидневный режим работы – 95%.

Учителя также назвали причины (выбрали из списка), из-за которых они хотят сменить шестидневку на пятидневку. Большинство респондентов (88%) назвали отсутствие достаточного количества времени для отдыха и восстановления сил. «Страдает здоровье из-за хронической усталости» – такой вариант выбрали 73% педагогов; 69% указали на то, что у них остается мало времени на семью и личную жизнь; 55% заявили, что снижается мотивация и энтузиазм к работе к концу недели; 52% респондентов считают, что уроки в субботу менее эффективны из-за усталости ребят; 49% опасаются увеличения риска эмоционального выгорания; 34% указали на то, что им финансово не компенсируется дополнительная нагрузка; 15% указали на другое, например, на проблемы с организацией внеурочных дел.

Авторы исследования также привели в пример опыт зарубежных стран. Так, в Японии традиционно школьники учились по субботам, но в 1990-х – начале 2000-х годов правительство, учитывая проблемы с переутомлением детей и желание улучшить качество жизни, поэтапно ввело пятидневную учебную неделю. На первом этапе было сокращено количество учебных суббот – учились только две субботы в месяц, а с 2002 года перешли к полной пятидневке. Во время перехода к пятидневке возникало много споров, в первую очередь из-за снижения академических результатов, некоторые родители были против. А вот для учителей такое решений властей стало благом, а также улучшило их удовлетворенность работой.

В подавляющем большинстве западных стран общепринятым стандартом является пятидневная рабочая неделя. В США учатся с понедельника по пятницу, иногда на субботу или воскресенье могут выпасть какие-то внеклассные мероприятия. В Европе также суббота и воскресенье считаются официальными выходными для школьников и учителей. Интересный опыт был во Франции, когда школьники учились по субботам, но отдыхали, например, в среду. Со временем от этой модели также постепенно ушли.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте