search
main
0

«Пятерка» за микроклимат. Успехи социальных партнеров оценивают учителя

Как известно, минувший 2003 год решением ЦК Профсоюза работников народного образования и науки был объявлен Годом первичной профсоюзной организации. По итогам отраслевого смотра, проведенного в Волгоградской области, лучшей в регионе признана первичка средней школы № 76 Краснооктябрьского района Волгограда. Какие же факторы способствовали успеху? Поначалу об этом я, признаюсь, хотел расспросить председателя профкома школы Елену Ивановну Терентьеву. Однако потом решил, что читателям «Моего профсоюза» интереснее будет узнать о делах первички из уст партнера профкома – работодателя. И не ошибся.

Правда, в разговоре с директором школы Натальей Абрамовой нет-нет, да и ловил себя на мысли: откуда она так досконально знает профсоюзную работу? Оказалось, Наталья Михайловна в свое время была председателем профкома, а сейчас является членом президиума Краснооктябрьского районного комитета. Потому и о делах профсоюзных судит профессионально…

– Уже несколько лет народное образование находится в стадии реформирования, – говорит Наталья Абрамова. – Постоянно появляются новации, без учета которых невозможно полноценно работать и мне, как директору, и нашей профсоюзной организации. Эти факторы мы берем в расчет, выстраивая партнерство профкома и администрации школы.

– И оно, безусловно, начинается с разработки коллективного договора?

– Действительно, это главный документ, отражающий все аспекты жизни педагогического коллектива. Поэтому при его составлении мы предлагаем всем работникам школы вносить свои предложения, дабы в колдоговоре были учтены как общие, так и индивидуальные интересы.

Например, когда мы заговорили о требованиях педколлектива и профсоюзной организации к администрации, выяснилось, что учителям не хватает юридической грамотности. В связи с этим было решено внести в колдоговор пункт о проведении правовой учебы педагогов. Затем организовали на базе школы семинар, систематически проходят занятия.

Очень важна, на мой взгляд, совместная работа профкома и администрации в части повышения коллективной и личной ответственности за положение дел в школе. Необходимо, чтобы все сотрудники добросовестно относились к своей работе, отвечали за ее качество, за сохранность имущества в кабинетах, соблюдали требования охраны труда и техники безопасности. В ходе разработки колдоговора возникла идея создать локальный акт о полной индивидуальной ответственности каждого члена коллектива на своем рабочем месте. Такой всеми одобренный документ появился, и теперь в начале учебного года с каждым работником персонально заключается своеобразный договор.

– Но, согласитесь, Наталья Михайловна, можно подписать договор, а затем забыть о нем…

– Чтобы избежать подобной ситуации, мой заместитель по административно-хозяйственной работе Ирина Степановна Аришина, которая одновременно возглавляет в профкоме комиссию по охране труда, стала обучать членов профсоюза, рассказывать, на какие моменты нужно обратить внимание и что доработать. Благодаря партнерству не возникает никаких конфликтов.

Добавлю, что на базе нашей школы именно по этим вопросам проводилось два районных семинара. Один под эгидой совета директоров района, а другой – под эгидой райкома профсоюза. Если в подготовке первого мне помогал наш профком, то в организации семинара для председателей первичек других школ и образовательных учреждений района уже я, как директор, помогала профсоюзному комитету. Я сама была докладчиком на этом семинаре, показывала разработанные профкомом и администрацией локальные акты по вопросам охраны труда и техники безопасности. И мы получили высокую оценку за постановку этой работы.

Более того, коль скоро в каждой школе должна быть своя нормативно-правовая база, мы специально выпустили небольшую книгу локальных актов. Например, по ведению документации, с чем, как известно, у молодых педагогов всегда возникает масса проблем. Мы логично разложили все вопросы «по полочкам», и теперь учителям все понятно. Сегодня подобных локальных актов, касающихся учебной и воспитательной работы, у нас уже очень и очень много.

Несколько лет наша школа является опорной для института повышения квалификации по вопросам управления образованием на местах. Когда проходят семинары и стажировки руководителей учебных заведений области, они используют множество наших материалов. Причем везде упоминается, что тот или иной документ разработан совместно с профсоюзным комитетом. Вообще без профкома и членов первички я не могу обойтись при проведении любого мероприятия. И мне всегда приятно, что люди с радостью приходят на помощь.

– Говорят, что совместная работа администрации и профкома строится в вашей школе на научной основе. В чем это выражается?

– У нас давно стало правилом: если возникает потребность изучить состояние дел, то исследование проводится по специальным методикам. За основу взяты разработки социально-психологического центра, который существует в районе. Но ведь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, приходится помогать каждый день, верно? Поэтому вместе с профкомом мы пришли к выводу, что психологи должны работать непосредственно в школе, для чего и создали свой небольшой социально-психологический центр.

Кроме того, мы отработали положение о мониторинге, которое позволяет проводить в школе разного рода исследования, анкетирования и т. д. И результаты диагностики очень радуют. Когда мы изучали отношения в коллективе, оценивали микроклимат по пятибалльной шкале, даже троечку никто не поставил! Только четверки и пятерки.

Некоторые люди стесняются громко заявлять о своих проблемах. А при анкетировании, причем анонимном, все просматривается – и положительное, и негативное в нашей работе.

– А если учителя начнут критиковать в анкетах администрацию?

– Такое, не скрою, случалось. Однако мы не обижаемся, если в анкетах «пройдутся» по администрации. К тому же все результаты исследований мы анализируем либо на педсовете, либо на заседании профкома, либо на общем собрании. Так, изучая основные позиции модернизации российского образования, где сказано, что надо менять и управленческую структуру в школе, мы попросили коллектив оценить уровень работы администрации. И тут же гласно сообщили о результатах опроса. Кстати, педагоги поставили нам хорошую оценку.

Точно также перед отчетно-выборным профсоюзным собранием мы провели анкетирование, посвященное деятельности каждого члена профкома. И результаты, замечу, великолепные! Люди доверяют своим выбранным представителям. Поэтому в том же составе профком остался на следующий срок.

Безусловно, здорово помогает то, что руководство нашей школы прекрасно знает профсоюзную специфику. Я и мой заместитель по учебно-воспитательной работе Нина Михайловна Обликова являемся членами президиума райкома профсоюза. А два других зама – Ирина Степановна Аришина и Татьяна Алексеевна Мещенко – входят в профком. Лучших условий для партнерства и быть не может!

Как вы знаете, в каждом учебном заведении ежегодно создается комиссия по трудовым спорам. Так вот, в течение последних 15 лет (я как раз директорствую этот срок) у нас не было ни одной конфликтной ситуации.

В школе очень хороший учительский коллектив. Средний возраст наших педагогов – 35 лет. Работающих пенсионеров очень мало, в основном молодые кадры. Школа создает им все условия для профессионального роста. Например, учитель информатики Сергей Юрьевич Глазов закончил аспирантуру и стал кандидатом физико-математических наук! А преподаватель истории Ирина Александровна Коваль сейчас учится заочно в Волгоградском педагогическом университете. Мы всегда идем талантливой, активной молодежи навстречу.

Все это и позволило стать нашей первичке «Лучшей профсоюзной организацией 2003 года».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте